Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 15.08.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 29 октября 2018 г. N ВМ-П16-7384 и направлен на уточнение и разграничение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отдельных сферах.
Прежде всего, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", приводятся в соответствие с полномочиями, установленными отдельными "отраслевыми" федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами.
Уточнен объем полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора, установленный подпунктом 56 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), в целях исключения дублирования с федеральным государственным экологическим надзором.
Кроме того, законопроектом уточняется и (или) конкретизируется ряд полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных отдельными федеральными законами.
В частности, из Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" исключается полномочие субъектов Российской Федерации по установлению порядка обеспечения налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем и предусматривается право субъектов Российской Федерации на участие в обеспечении налоговых органов Российской Федерации служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников жильем.
В Семейный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, связанные с тем, что разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, могут по просьбе данных лиц выдаваться органами опеки и попечительства. Указанные изменения обусловлены необходимостью синхронизации положений Семейного кодекса Российской Федерации с положениями Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ), в соответствии со статьей 6 которого органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Федеральным законом N 48-ФЗ, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" уточняются полномочия субъектов Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха и исключаются полномочия органов местного самоуправления.
В целях уточнения разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации из Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) исключаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации: по лицензированию пользования участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи; по осуществлению совместно с федеральными органами государственного контроля за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения на соответствующих территориях. Целью указанных изменений является исключение дублирования региональных контрольно-надзорных функций с федеральными контрольно-надзорными функциями.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не окажет влияния на доходы, не установит расходных обязательств и не потребует осуществления дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Представленный законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.