Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О проведении эксперимента в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Республике Саха (Якутия), в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях"
(подготовлен Минтрудом России 20.08.2019 г.)
Проект федерального закона "О проведении эксперимента в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Республике Саха (Якутия), в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р, поручением Правительства Российской Федерации N ТГ-П12-9376 от 27 декабря 2018 г. и направлен на установление условий и порядка проведения эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации (в Республике Саха (Якутия), в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях) с использованием мер, способствующих трудоустройству и обеспечению устойчивой занятости инвалидов (далее - эксперимент).
Настоящий проект федерального закона подготовлен по аналогии с пакетом Федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, Республике Татарстан.
В качестве "пилотных" регионов были выбраны субъекты Российской Федерации со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в отчетном периоде 2018 года инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста (27,95 %). При таком подходе, в качестве пилотных регионов могут быть рассмотрены Воронежская область (27,2 %), Тверская область (27,01 %), Орловская область (27,41 %), Свердловская область (27,36 %), Нижегородская область (28,11 %), Республика Саха (Якутия) (29,5 %).
Законопроектом устанавливается срок проведения эксперимента - 5 лет (с 1 января 2021 года до 31 декабря 2026 года включительно). В течение срока проведения планируется осуществление ежегодного мониторинга проведения эксперимента в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении соответствующей процедуры установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в целом по Российской Федерации либо о прекращении такого эксперимента.
Для целей единства методологии проведения эксперимента предлагается наделить уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере труда, занятости населения и безработицы (Минтруд России) правом издавать для субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент, методические рекомендации по реализации норм настоящего Федерального закона по вопросам, связанным с проведением эксперимента.
Для проведения эксперимента, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в нем, наделяются дополнительными полномочиями:
по созданию фондов содействия трудоустройству и занятости инвалидов;
по разработке и реализации мер, способствующих трудоустройству и обеспечению устойчивой занятости инвалидов и предусмотренных статьей 179.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, уполномоченным органам исполнительной власти вышеуказанных субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать более удобные в целях трудоустройства инвалида, исходя из имеющихся ограничений жизнедеятельности, сроки предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе без личной его явки в орган службы занятости населения, а также в ходе личного посещения инвалида работником органа занятости населения, а также с использованием "личного кабинета" на портале Общероссийской базы вакансий "Работа в России".
Также расширяются права органов служб занятости в субъектах Российской Федерации, участвующих в эксперименте по вопросам межведомственного взаимодействия с иными государственными органами и организациями, а также по взаимодействию с работодателями и образовательными организациями.
Законопроектом с учетом особенностей проведения эксперимента устанавливаются обязанности работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, дополнительно информировать органы службы занятости о потребности в работниках из числа инвалидов для замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей, о свободных специальных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, сведения о трудоустроенных инвалидах, продолжительности сроков работы инвалидов на созданных для них рабочих местах.
В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. Вместе с тем, существуют работодатели, которые выполняют весьма специфические виды деятельности, и испытывают проблемы с подбором кадров, либо на имеющиеся вакантные рабочие места подобрать работника с инвалидностью невозможно. Кроме того, существуют инвалиды, которые в силу состояния здоровья, тяжести или специфики заболевания, не в состоянии выполнять работу у обычного работодателя, и требуют создания специальных условий, что бывает невозможно решить у обычного работодателя и требует создания специфических условий. При этом любой гражданин Российской Федерации имеет право на труд, и инвалидность не может быть причиной умаления этого права.
Законопроектом предусматриваются особенности установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, а также иные особенности ее непосредственной реализации работодателями.
В связи с чем, для проведения эксперимента в вышеуказанных субъектах Российской Федерации в целях установления дополнительного способа (или формы) выполнения квоты, предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать "обходных" путей для выполнения квоты. Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Использование для расчета размера компенсационной выплаты прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации, было выбрано на основе экспертной оценки, как наиболее близкого социально-экономического показателя, централизовано устанавливаемого для всей территории Российской Федерации. Кроме того, указанный размер компенсационной выплаты позволит обеспечить надлежащее финансовое обеспечение мероприятий по трудоустройству и занятости инвалидов при проведении эксперимента.
Кроме того, такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте. Так как например, прожиточные минимумы для трудоспособного населения в Республике Саха (Якутия), Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях отличаются друг от друга в диапазоне от 9952 рублей для Воронежской области и 17 985 рублей для Республики Саха (Якутия) (указаны прожиточные минимумы для трудоспособного населения, установленные нормативными правовыми актами указанных субъектов Российской Федерации на 1 квартал 2019 года).
Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае либо оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, либо осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов субъекта Российской Федерации, включенного в эксперимент, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды (по отношению к расчетной среднесписочной численности работников с учетом особенностей, устанавливаем пунктом 2 статьи 5 настоящего проекта федерального закона).
Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к созданным или выделенным рабочим местам для трудоустройства инвалидов, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Принятие и реализация федерального закона "О проведении эксперимента в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Республике Саха (Якутия), в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях" не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.