Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности на недвижимые вещи"
(подготовлен Минэкономразвития России 20.08.2019 г.)
Во исполнение пункта 6 раздела II плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. N 2413-р, а также пункта 13 раздела II плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2019 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 2935-р, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О кадастровой деятельности" в части совершенствования порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности на недвижимое имущество" (далее - Законопроект), направленный на внесение изменений в действующее законодательство в части совершенствования и уточнения порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности в том числе на земельные участки, уточнение правовых норм института приобретательной давности, предусмотренного действующим законодательством, урегулирование ряда проблем, которые возникают на практике в связи с применением норм земельного и смежного с ним законодательства по данному вопросу, введение механизма, обеспечивающего дополнительную защиту для собственников недвижимых вещей, права которых были зарегистрированы в установленном законом порядке, уточнение способов доказывания использования имущества на условиях приобретательной давности и решение иных проблем.
В настоящее время ввиду действующих положений пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), устанавливающих презумпцию государственной собственности на землю, реализация данных положений вызывает трудности относительно возможности/невозможности приобретения прав на земельный участок по основанию приобретательной давности, поскольку напрямую данный вопрос в действующем законодательстве не урегулирован, а судебная практика не защищает лицо, осуществляющее фактическое многолетнее владение земельным участком (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") .
Законопроектом устанавливаются особенности, связанные с приобретением права собственности на земельные участки в порядке приобретательной давности (статья 25.1 Земельного кодекса в редакции законопроекта); перечень обстоятельств, при наличии одного из которых в порядке приобретательной давности заинтересованными лицами не может быть приобретено право собственности на земельный участок; уточняются положения статьи 76 Земельного кодекса относительно земельных участков, которые не признаются самовольно занятыми.
Помимо изменений в Земельный кодекс Законопроектом предусмотрены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в части:
дополнения перечня результатов выполнения комплексных кадастровых работ (статья 42.1);
установления обязательного включения исполнителем комплексных кадастровых работ в карту-план территории сведений о земельных участках, выявленных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, сведения о фактическом владении которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), на основании заявлений лиц, осуществляющих фактическое владение такими земельными участками;
представления возражений органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков, относительно наличия предусмотренных законом обстоятельств, указывающих на фактическое владение земельными участками гражданами или юридическими лицами, выявленными исполнителем комплексных кадастровых работ.
Законопроект содержит также переходные положения относительно возможности признания в судебном порядке права собственности за гражданином или юридическим лицом на земельный участок, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и осуществляется фактическое владение недвижимым имуществом, в том числе не образованным в соответствии с законодательством, если такое владение начало осуществляться до дня вступления в силу предлагаемых Законопроектом изменений.
При этом начало течения срока приобретательной давности в отношении недвижимых вещей, владение которыми было начато до дня вступления в силу предлагаемых Законопроектом изменений, определяется моментом начала такого владения, в том числе и в тех случаях, когда владение началось до принятия Федерального закона. В Законопроекте указывается, что в данный срок включается срок, в течение которого гражданин или юридическое лицо использовали недвижимую вещь в качестве собственника, а также использовали земельный участок для выращивания сельскохозяйственной продукции, в том числе для собственных нужд (садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, пчеловодства), включая использование на основании членства в некоммерческой организации (в том числе ликвидированной).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие федерального закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.