Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 599"
(подготовлен Минтрудом России 16.08.2019 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 599" (далее - проект постановления Правительства Российской Федерации, Правила) подготовлен в соответствии с пунктом 90(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 августа 2019 г. N 1729-р о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон), с учетом проанализированной практики применения законодательства о специальной оценке условий труда по результатам обобщения практики оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда".
Практика правоприменения норм Федерального закона и Правил показала, что в них установлены только требования к организациям при их допуске на рынок проведения специальной оценки условий труда.
Вместе с тем, законодательством не предусмотрены нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе деятельности организации, уже допущенной к проведению специальной оценки условий труда.
В связи с необходимостью внесения дополнительных норм в статью 19 Федерального закона, требуется внесение соответствующих изменений в Правила, которые предусматривают обязанность организации, проводящей специальную оценку условий труда, передавать Минтруд России следующую информацию:
о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренные пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона и которые были исключены из области аккредитации;
об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, испытательная лаборатория, являющаяся структурным подразделением такой организации, должна иметь возможность обеспечить проведение измерений всех факторов производственной среды, указанных в части 3 статьи 13 Федерального закона.
При этом нормой части 4 статьи 12 Федерального закона предусматривается, что методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда.
При сокращении в заявительном порядке в процессе деятельности испытательной лаборатории ее области аккредитации на те или иные факторы закрытого перечня, предусмотренного частью 3 статьи 13 Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, перестанет отвечать требованиям части 2 статьи 19 Федерального закона.
Федеральным законом предусматривается норма о том, что требования к предоставлению информации о сокращении области аккредитации действуют до 31 декабря 2021 года, что также распространяется на аналогичную норму Правил.
Данный период времени необходим для налаживания электронного взаимодействия между Федеральной государственной информационной системой учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ) и информационной системой Росаккредитации.
Кроме этого, в действующей редакции Правил не закреплена обязанность организации уведомлять Минтруд России об изменениях, касающихся состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
При этом изменения в составе экспертов могут привести к нарушению требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 Федерального закона, вследствие чего организация, проводящая специальную оценку условий труда, может фактически утратить право ее проведения.
Получение информации о изменениях в составе экспертов в рамках электронного межведомственного взаимодействия не представляется возможным в виду отсутствия поставщика соответствующей информации кроме самой организации.
Таким образом, предлагаемая норма направлена на повышение качества оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда, установление дополнительно контроля за организациями, проводящими специальную оценку условий труда, не только на этапе регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, но и в процессе ее деятельности.
Кроме того, в качестве правового основания исключения организации, проводящей специальную оценку условий труда, из соответствующего реестра проектом постановления Правительства предусматривается решение суда (при его наличии).
Соответствующая норма в действующих Правилах отсутствует.
Вместе с тем, правоприменительная практика в части оснований исключения организации, проводящей специальную оценку условий труда, из реестра по решению суда дает основания для введения соответствующей нормы.
Указанный проект постановления Правительства Российской Федерации не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предложенных изменений в постановление Правительства Российской Федерации не повлечет за собой дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться Минтрудом России в пределах установленной штатной численности сотрудников и выделяемых финансовых ассигнований на осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.