Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дифференциации административной ответственности и ее усиления в зависимости от степени потенциального риска, возникшего вследствие совершенного правонарушения" (далее - проект акта,КоАП РФ соответственно), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/06-19/00092521).
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в срок с 25 июня по 22 июля 2019 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой указаны сведения об учете или причинах отклонения замечаний и предложений, представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России с 7 по 14 августа 2019 г. провело дополнительные публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", ЗАО "Москва-Макдоналдс" представили предложения и замечания к проекту акта (справка прилагается).
Проект акта подготовлен на основании протокола совещания Совета Безопасности Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России обращает внимание на следующие риски принятия проекта акта в представленной редакции.
1. По информации, изложенной разработчиком в сводном отчете, проект акта разработан в целях дифференциации и усиления административной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических требований в случае, если правонарушения повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
Согласно статье 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Закон N 52-ФЗ регулирует отношения, возникающие в области обеспечения прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" установлено, что основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.
Обращаем внимание, что КоАП РФ не устанавливает самостоятельных административно-правовых запретов, а предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, нормативными правовыми актами.
Однако проектируемые положения в части административной ответственности, повлекшие причинение вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу не являются предметной областью указанных актов. Таким образом, представляется необходимым исключить указанные положения из проекта акта.
2. Сводный отчет заполнен разработчиком частично и не содержит следующих данных, имеющих важное значение для целей оценки регулирующего воздействия проектируемого регулирования: разработчиком не указано описание условий, при которых проблема может быть решена в целом без вмешательства со стороны государства; обоснование соответствия целей предлагаемого регулирования принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов; анализ влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства; новые функции, полномочия, обязанности и права федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации; оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; новые преимущества, а также обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения; оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений; информация об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности; индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования.
Отсутствие указанных данных в сводном отчете может свидетельствовать о недостаточном анализе разработчиком последствий проектируемого регулирования.
3. Кроме того, поручением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N ДМ-П36-4534 (далее - Поручение) на период реализации механизма "регуляторной гильотины" Минюст России и Минэкономразвития России определены федеральными органами исполнительной власти, ответственными за контроль исполнения федеральными органами исполнительной власти пункта 3 Поручения в части недопущения установления новых требований, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), не соответствующих поручению Президента Российской Федерации при проведении правовой и антикоррупционной экспертиз проектов нормативных правовых актов, оценке регулирующего воздействия проектов актов, а также государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов.
Поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 7 августа 2019 г. N ДМ-П14-6703 в связи с началом работы над проектом нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проектами федеральных законов, направленных на совершенствование законодательства в области административных правонарушений, федеральным органам исполнительной власти в период подготовки указанных законопроектов не допускать внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, не связанных с исполнением решений Конституционного Суда Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренные законопроектом предложения представляется целесообразным рассматривать в рамках подготовки нового КоАП РФ.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 24 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.