Досье на проект Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении Порядка взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Порядка принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации, и Порядка заключения соглашения, указанного в части 4 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", включая основания отказа в заключении соглашения, содержание указанного соглашения, основания и порядок расторжения указанного соглашения России 02.08.2019)
В соответствии с частью 9 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52 (часть I), ст. 6977; 2014, N 26 (часть I), ст. 3366; 2016, N 10, ст. 1323; 2018, N 31, ст. 4851) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
2. Утвердить прилагаемый Порядок принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации.
3. Утвердить прилагаемый Порядок заключения соглашения, указанного в части 4 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", включая основания отказа в заключении соглашения, содержание указанного соглашения, основания и порядок расторжения указанного соглашения.
4. Заявления об аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 24.1 Федерального закона, поступившие до вступления в силу Порядка взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Порядка принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации, рассматриваются Федеральной службой по аккредитации в соответствии с требованиями статей 16 - 18 Федерального закона без учета особенностей, установленных статьей 24.1 Федерального закона.
Министр |
М.С. Орешкин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от "__" _____________ 2019 г. N ____
ПОРЯДОК
взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
1. Настоящий Порядок устанавливает правила взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения (далее - подведомственное учреждение) при осуществлении аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, в том числе критериям аккредитации (далее - требованиям документов), и служащее официальным признанием их компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Порядком.
2. Национальный орган по аккредитации и подведомственное ему учреждение при осуществлении аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" взаимодействуют по следующим направлениям:
а) разработка и формирование перечня направлений работ по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц, включая описание сфер деятельности и документов, устанавливающих требования, на соответствие которым подается заявление об аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - программа аккредитации);
б) научно-методическое обеспечение деятельности национального органа по аккредитации в целях разработки и рассмотрения документов системы менеджмента национального органа по аккредитации, определяющих политики, процессы, процедуры и правила выполнения подведомственным учреждением работ по оценке соответствия заявителей требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - реализация программ аккредитации), а также рассмотрения их результатов в национальном органе по аккредитации;
в) определение готовности подведомственного учреждения и национального органа по аккредитации к реализации программ аккредитации и даты начала приёма подведомственным учреждением заявок на выполнение работ по оценке соответствия заявителей по соответствующим программам аккредитации;
г) научно-методическое обеспечение деятельности национального органа по аккредитации в целях организации подготовки, первичной и периодической оценки, а также постоянного мониторинга компетентности и эффективной работы работников подведомственного учреждения и привлекаемых им лиц, участвующих в реализации программ аккредитации, включая их допуск к выполнению соответствующих работ;
д) непосредственное осуществление процедур при реализации программ аккредитации, включая выдачу национальным органом по аккредитации подведомственному учреждению согласия в соответствии с частью 7 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
е) проведение периодической или внеплановой оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подавалось заявление об аккредитации;
ж) рассмотрение жалоб заявителей, аккредитованных лиц и иных заинтересованных лиц на деятельность национального органа по аккредитации и подведомственного ему учреждения при реализации программ аккредитации (далее - жалобы).
3. Рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) национального органа по аккредитации и его должностных лиц в связи с отказом в аккредитации (в том числе с отказом в части заявленной области аккредитации, в расширении области аккредитации), приостановлением или прекращением действия аккредитации, сокращением области аккредитации по обращениям заявителей, аккредитованных лиц, федеральных органов исполнительной власти (далее - апелляции) осуществляется комиссией по апелляциям, созданной в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
4. В целях организации взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного ему учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" национальный орган по аккредитации создает:
техническую группу по вопросам формирования и организации реализации программ аккредитации (далее - техническая группа);
техническую комиссию по вопросам осуществления процедур аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и в целях принятия решений в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - техническая комиссия);
техническую комиссию по рассмотрению жалоб в отношении национального органа по аккредитации и подведомственного ему учреждения при реализации программ аккредитации (далее - комиссия по рассмотрению жалоб).
Положение об указанных технических комиссиях и технической группе, а также их персональный состав утверждаются приказом национального органа по аккредитации.
5. При взаимодействии национального органа по аккредитации и подведомственного учреждения по вопросам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 2 настоящего Порядка:
а) подведомственное учреждение в целях научно-методического обеспечения деятельности национального органа по аккредитации разрабатывает проекты соответствующих документов и представляет их для рассмотрения в техническую группу, анализирует практику применения принятых документов и необходимость их актуализации, представляет предложения о внесении в них изменений;
б) национальный орган по аккредитации:
обеспечивает в месячный срок рассмотрение поступивших документов технической группой. При рассмотрении представленных документов техническая группа оценивает их соответствие положениям ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", а также требованиям и рекомендациям международных, межгосударственных и национальных стандартов, документов международных организаций по аккредитации, устанавливающих общие и специфические требования в отношении заявителей, аккредитованных лиц, персонала, участвующего в реализации программ аккредитации, стандартов и процедур, определяющих схемы оценки соответствий применительно к конкретным программам аккредитации;
утверждает одобренные технической группой проекты документов, либо направляет на доработку в подведомственное учреждение;
размещает утвержденные документы на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
уведомляет в течение месячного срока после размещения информации о начале реализации программ аккредитации на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" лиц, указанных в части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", аккредитованных в национальной системе аккредитации до вступления в силу настоящего Порядка и осуществляющих свою деятельность в качестве органов по сертификации систем менеджмента, органов по сертификации персонала, органов инспекций, органов по сертификации продукции и (или) услуг, выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия, а также органов, выполняющих работы по оценке соответствия, проведению экспертиз, исследований (испытаний) и измерений в случаях, если законодательством Российской Федерации не установлено требование о наличии у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей аккредитации в национальной системе аккредитации, о необходимости прохождения оценки соответствия требованиям документов по соответствующим их деятельности программам аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" взамен процедуры подтверждения компетентности.
6. При взаимодействии национального органа по аккредитации и подведомственного учреждения по вопросам, указанным в подпункте "г" пункта 2 настоящего Порядка:
а) подведомственное учреждение в целях научно-методического обеспечения деятельности национального органа по аккредитации:
определяет и представляет в национальный орган по аккредитации сведения о необходимых критериях компетентности персонала в отношении каждой программы аккредитации, о необходимом количестве персонала для участия в реализации программ аккредитации, а также сведения об оценке наличия достаточного количества персонала подведомственного учреждения для выполнения работ по оценке соответствия заявителей по программам аккредитации;
представляет в национальный орган по аккредитации предложения по формированию программ подготовки персонала, участвующего в реализации программ аккредитации, отбору провайдеров подготовки персонала, в том числе зарубежных, для конкретных программ аккредитации;
представляет в национальный орган по аккредитации сведения о проведении подготовки и обучения персонала в соответствии с утвержденными документами системы менеджмента, о результатах проведенной подведомственным учреждением первичной оценки персонала (в форме тестирования или экзамена), а также о результатах проводимого в соответствии с утвержденными документами системы менеджмента мониторинга компетентности и эффективной работы персонала, участвующего в реализации программ аккредитации;
ведет и поддерживает в актуальном состоянии записи о персонале, участвующем в реализации программ аккредитации, и обеспечивает доступ к ним национального органа по аккредитации;
б) национальный орган по аккредитации:
обеспечивает рассмотрение технической группой сведений о достаточности количества персонала, участвующего в реализации программ аккредитации, и принимает решение о необходимости дополнительного подбора персонала, в том числе о привлечении к выполнению работ по оценке соответствия требованиям документов отдельных лиц или специалистов, не являющихся работниками подведомственного учреждения;
обеспечивает рассмотрение технической группой результатов проведения подведомственным учреждением первичной оценки персонала и принятие решения об уполномочивании персонала на выполнение работ по оценке соответствия требованиям документов (далее - оценщики) в соответствии с утвержденными документами системы менеджмента;
обеспечивает рассмотрение технической группой результатов проведения мониторинга и эффективности работы оценщиков и определение потребности в их обучении для поддержания компетентности.
7. При взаимодействии национального органа по аккредитации и подведомственного учреждения по вопросам, указанным в подпункте "д" пункта 2 настоящего Порядка:
а) подведомственное учреждение проводит работы по оценке соответствия лиц, указанных в части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и аккредитованных в национальной системе аккредитации до вступления в силу настоящего Порядка, требованиям документов в форме выездной оценки в сроки, предусмотренные для ближайшего планового прохождения указанными аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "и" настоящего пункта. В случае обращения указанных лиц в национальный орган по аккредитации с заявлением о расширении области аккредитации подведомственное учреждение проводит работы по оценке соответствия требованиям документов в форме анализа документированной информации и выездной оценки в соответствии с подпунктами "б" - "и" настоящего пункта;
б) подведомственное учреждение после получения заявки на проведение работ по оценке соответствия требованиям документов, в случае, если соблюдены установленные требования к заявителю и комплектности представленных документов, в течение пяти рабочих дней направляет в национальный орган по аккредитации запрос о согласовании возможности выполнения им работ по оценке соответствия требованиям документов, а также предложение по составу группы оценщиков, состоящей из руководителя группы и, при необходимости, достаточного числа оценщиков и (или) технических экспертов. Предложение по составу группы оценщиков формируется подведомственным учреждением исходя из заявленной области аккредитации, занятости в работах в области аккредитации, места осуществления деятельности заявителя, в соответствии с документами системы менеджмента, утвержденными национальным органом по аккредитации. В состав группы по оценке могут быть включены претенденты на получение статуса оценщика или технического эксперта для выполнения работ по оценке соответствия требованиям документов;
в) техническая комиссия в течение пятнадцати рабочих дней рассматривает поступивший запрос и принимает решение о возможности выполнения подведомственным учреждением работ по оценке соответствия требованиям документов. В случае невозможности выполнения соответствующих работ (в случае, если национальным органом по аккредитации не принято решение о реализации программы аккредитации, либо, если к осуществлению аккредитации заявителя положения статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" не могут быть применены), а также в случае отсутствия согласия национального органа по аккредитации на выполнение подведомственным учреждением работ по оценке соответствия в случаях, установленных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", техническая комиссия принимает решение о проведении работ по оценке соответствия критериям аккредитации без учета особенностей осуществления аккредитации, установленных настоящим Порядком. В случае согласия национального органа по аккредитации на выполнение указанных работ техническая комиссия утверждает состав группы по оценке и определяет задачи группе по оценке с учетом положений документов системы менеджмента;
г) подведомственное учреждение после получения решения о согласии на выполнение им работ по оценке соответствия требованиям документов и утверждения состава группы по оценке определяет продолжительность проведения оценки соответствия требованиям документов, производит предварительный расчет размера платы за выполнение работ по оценке соответствия в соответствии с утвержденными в составе документов системы менеджмента тарифами, и заключает с заявителем договор на проведение соответствующих работ.
д) подведомственное учреждение не позднее двадцати рабочих дней с момента утверждения состава группы по оценке и поступления оплаты от заявителя по договору на выполнение работ по оценке соответствия требованиям документов представляет в национальный орган по аккредитации отчет по результатам анализа представленной заявителем документированной информации. В случае, если по результатам анализа документированной информации не выявлены несоответствия требованиям документов, предусмотренные положениями документов системы менеджмента, либо такие несоответствия, по мнению группы по оценке, могут быть устранены до проведения выездной оценки, к отчету прилагается предложение о проведении выездной оценки и план ее проведения. В случае, если заявитель не устранил в установленные сроки несоответствия, которые по мнению группы не могут быть устранены до проведения выездной оценки, и не представил возможность подведомственному учреждению провести повторный анализ документированной информации на платной основе в соответствии с тарифами, утвержденными национальным органом по аккредитации в составе документов системы менеджмента, техническая комиссия принимает решение не продолжать оценку соответствия требованиям документов;
е) подведомственное учреждение в течение пяти рабочих дней после окончания проведения выездной оценки, в случае выявления во время проведения выездной оценки несоответствий требованиям документов, представляет в национальный орган по аккредитации отчет о проведении выездной оценки, содержащий перечень выявленных несоответствий и предложения по возможным срокам устранения несоответствий. Техническая комиссия рассматривает поступивший отчет и, в случае согласия с выводами, принимает решение о необходимости устранения несоответствий заявителем. Подведомственное учреждение проводит оценку устранения несоответствий на платной основе в соответствии с тарифами, утвержденными национальным органом по аккредитации в составе документов системы менеджмента. Подведомственное учреждение в случае, если заявитель в установленный срок представил отчет о полном устранении несоответствий требованиям документов и предоставил документы и сведения, подтверждающие полное устранение несоответствий и, при необходимости, представил возможность подведомственному учреждению провести оценку устранения несоответствий требованиям документов по месту или местам осуществления им деятельности, подтверждающую полное устранение выявленных несоответствий, оформляет заключение о соответствии заявителя требованиям документов для представления его в национальный орган по аккредитации;
ж) подведомственное учреждение в течение пяти рабочих дней после окончания проведения выездной оценки в случае соответствия заявителя требованиям документов оформляет заключение о соответствии заявителя требованиям документов для представления его в национальный орган по аккредитации;
з) подведомственное учреждение представляет в национальный орган по аккредитации заключение о соответствии заявителя требованиям документов и проект программы на цикл аккредитации, разработанный в соответствии с документами системы менеджмента. Программа на цикл аккредитации включает в себя проведение периодических оценок соответствия аккредитованного лица требованиям документов в течение пяти лет с даты принятия решения об аккредитации. Первая периодическая оценка соответствия аккредитованного лица требованиям документов проводится в течение первого года со дня аккредитации, интервал между последующими периодическими оценками не должен превышать два года;
и) техническая комиссия в течение двадцати рабочих дней рассматривает заключение о соответствии заявителя требованиям документов и, в случае отсутствия замечаний, утверждает заключение и программу на цикл аккредитации. В случае, если при рассмотрении заключения о соответствии заявителя требованиям документов были выявлены замечания к заключению или представленным документам и сведениям, техническая комиссия возвращает их подведомственному учреждению на доработку, которая должна быть проведена в срок не более двадцати рабочих дней. В случае необходимости в ходе доработки проведения дополнительной выездной оценки подведомственное учреждение обеспечивает ее проведение на безвозмездной основе. Направленные повторно подведомственным учреждением доработанные документы подлежат рассмотрению технической комиссией в течение десяти рабочих дней;
й) национальный орган по аккредитации принимает решение об аккредитации в соответствии с установленным Порядком принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации.
8. При взаимодействии национального органа по аккредитации и подведомственного учреждения по вопросам, указанным в подпункте "е" пункта 2 настоящего Порядка:
а) подведомственное учреждение информирует национальный орган по аккредитации о заключении с аккредитованным лицом постаккредитационного договора на проведение периодических и внеплановых оценок соответствия аккредитованного лица требованиям документов на основании утвержденной национальным органом по аккредитации программы на цикл аккредитации в течение пяти рабочих дней с момента заключения указанного договора;
б) подведомственное учреждение направляет в национальный орган по аккредитации представление по результатам проведения периодических и внеплановых оценок соответствия аккредитованного лица требованиям документов в соответствии с документами системы менеджмента, утвержденными национальным органом по аккредитации. Периодическая оценка соответствия аккредитованного лица требованиям документов осуществляется подведомственным учреждением на платной основе в соответствии с утвержденными национальным органом по аккредитации в составе документов системы менеджмента тарифами и программой на цикл аккредитации. Периодическая оценка осуществляется в форме выездной оценки соответствия требованиям документов, включающей в том числе свидетельскую (наблюдательную) оценку. Перед завершением цикла аккредитации периодическая оценка осуществляется в форме анализа документированной информации, выездной оценки соответствия требованиям документов, включающей в том числе свидетельскую (наблюдательную) оценку.
Внеплановая оценка аккредитованного лица осуществляется на безвозмездной основе в следующих случаях:
поступление информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц;
наличие свидетельств недобросовестного поведения аккредитованного лица, или предоставления аккредитованным лицом недостоверных документов и сведений, или сокрытие информации аккредитованным лицом;
поступление жалоб, относящихся к деятельности аккредитованного лица.
Внеплановая оценка осуществляется на платной основе в следующих случаях:
наличие добровольного запроса аккредитованного лица о проведении внеплановой оценки в связи с изменениями;
проведение оценки устранения аккредитованным лицом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия аккредитации;
проведение выездной оценки в целях подтверждения устранения нарушений, выявленных по результатам мониторинга и (или) проведения внеплановой оценки;
в) техническая комиссия в течение двадцати рабочих дней рассматривает представление по результатам проведения периодических и внеплановых оценок соответствия аккредитованного лица требованиям документов и, в случае отсутствия замечаний, утверждает представление и измененную программу на цикл аккредитации, представленную подведомственным учреждением, в случае необходимости внесения в нее изменений по результатам проведения периодической или внеплановой оценки. Если технической комиссией при рассмотрении были выявлены замечания к представлению, оно возвращается подведомственному учреждению на доработку, которая должна быть проведена в срок не более двадцати рабочих дней. Направленное повторно подведомственным учреждением доработанное представление подлежит рассмотрению технической комиссией в течение десяти рабочих дней;
г) национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации в соответствии с установленном Порядком принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации.
9. При взаимодействии национального органа по аккредитации и подведомственного учреждения по вопросам, указанным в подпункте "ж" пункта 2 настоящего Порядка:
а) подведомственное учреждение в течение пяти рабочих дней после получения жалобы направляет ее в национальный орган по аккредитации для рассмотрения в соответствии с утвержденными национальным органом по аккредитации документами в составе системы менеджмента;
б) комиссия по рассмотрению жалоб в месячный срок рассматривает жалобу и принимает решение относительно обоснованности жалобы, о чем уведомляет подведомственное учреждение. В случае признания жалобы необоснованной комиссия по рассмотрению жалоб принимает решение о прекращении ее рассмотрения. В случае признания жалобы обоснованной комиссия по рассмотрению жалоб принимает решение об удовлетворении жалобы и устанавливает сроки устранения выявленных нарушений;
в) подведомственное учреждение информирует лицо, направившее жалобу, о ходе рассмотрения жалобы, о завершении процесса рассмотрения жалобы, отслеживает и ведет записи по жалобам и обеспечивает доступ к ним национального органа по аккредитации.
УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от "__" _____________ 2019 г. N ____
ПОРЯДОК
принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации
10. Настоящий Порядок устанавливает правила принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации при осуществлении аккредитации в отдельных сферах деятельности в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
11. Решения об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации принимаются национальным органом по аккредитации на основании результатов рассмотрения заключения либо представления по оценке соответствия заявителей и аккредитованных лиц требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, на заседании технической комиссии национального органа по аккредитации, созданной соответствии с положениями части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - техническая комиссия).
12. Решение об аккредитации принимается по результатам рассмотрения представленного заявителем заявления об аккредитации, поданного на основании положений статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и заключения о соответствии заявителя требованиям документов, выданного подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением (далее - подведомственное учреждение). Заявитель вправе подать заявление об аккредитации в национальный орган по аккредитации через подведомственное учреждение. В этом случае заявление передается в национальный орган по аккредитации подведомственным учреждением одновременно с заключением о соответствии заявителя требованиям документов. В случае, если к заявлению об аккредитации не приложено заключение о соответствии заявителя требованиям документов, выданное подведомственным учреждением (в заявлении не указана ссылка на такое заключение и (или) такое заключение подведомственным учреждением не выдавалось), национальный орган по аккредитации возвращает заявление подавшему его лицу и разъясняет порядок подачи и рассмотрения заявления об аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". В случае, если к осуществлению аккредитации заявителя положения статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" не могут быть применены, национальный орган по аккредитации разъясняет порядок аккредитации в соответствии со статьями 16 - 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". В случае, если у национального органа по аккредитации отсутствуют полномочия по аккредитации в испрашиваемой заявителем сфере или области аккредитации, национальный орган по аккредитации сообщает заявителю об отсутствии соответствующих полномочий.
Национальный орган по аккредитации в течение трех рабочих дней после принятия решения об аккредитации присваивает аккредитованному лицу уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц и вносит сведения об аккредитованном лице в реестр аккредитованных лиц.
Основаниями для принятия решения об отказе в аккредитации являются:
а) основания, установленные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
б) поступление заявления об аккредитации в национальный орган по аккредитации в срок, превышающий тридцать календарных дней с даты утверждения национальным органом по аккредитации заключения об оценке соответствия требованиям документов.
13. Решения о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации принимаются на основании результатов рассмотрения технической комиссией представления, направляемого в национальный орган по аккредитации подведомственным учреждением по результатам проведения им периодической или внеплановой оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подавалось заявление об аккредитации. Национальный орган по аккредитации в течение трех рабочих дней после принятия указанных решений вносит сведения о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации в реестр аккредитованных лиц.
14. Действие аккредитации может быть приостановлено в отношении всей области аккредитации или ее части в следующих случаях:
а) наличие добровольного запроса аккредитованного лица о приостановлении деятельности;
б) несоблюдение аккредитованным лицом положений постаккредитационного договора;
в) необеспечение аккредитованным лицом условий и сроков проведения периодических и внеплановых оценок соответствия аккредитованного лица требованиям документов;
г) неполное устранение или не устранение в установленный срок аккредитованным лицом несоответствий, выявленных по результатам проведения периодических и внеплановых оценок;
д) неоднократного в течение одного года непредставления в установленный срок сведений о результатах своей деятельности или неоднократного в течение одного года представления недостоверных сведений о результатах своей деятельности;
е) расторжение соглашения между подведомственным учреждением и лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, предусмотренное частью 4 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
В решении о приостановлении действия аккредитации указываются сведения об области аккредитации или ее части, в отношении которой принято решение о приостановлении действия аккредитации, конкретный адрес места или конкретные адреса мест осуществления деятельности в этой области аккредитации. Действие аккредитации приостанавливается до дня вступления в силу решения национального органа по аккредитации о снятии приостановления либо прекращения действия аккредитации. Решение о снятии приостановления действия аккредитации принимается на основании результатов рассмотрения технической комиссией представления, направляемого в национальный орган по аккредитации подведомственным учреждением в случае устранения аккредитованным лицом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия аккредитации. В решении о снятии приостановления действия аккредитации указываются сведения об области аккредитации, в отношении которой было принято решение о приостановлении действия аккредитации, конкретный адрес места или конкретные адреса мест осуществления деятельности в этой области аккредитации. Аккредитованное лицо не вправе выдавать документы в той области аккредитации, в отношении которой действие аккредитации приостановлено.
15. Действие аккредитации может быть прекращено в следующих случаях:
а) в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
б) не устранение или неполное устранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия аккредитации;
в) не заключение аккредитованным лицом постаккредитационного договора с подведомственным учреждением в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения об аккредитации;
г) расторжение постаккредитационного договора;
д) отказ или уклонение аккредитованного лица от прохождения периодической оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов в установленный срок.
Действие аккредитации прекращается с даты принятия решения о прекращении действия аккредитации.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых национальным органом по аккредитации принято решение о прекращении действия аккредитации в соответствии подпунктами "б" - "д" настоящего пункта и частями 6, 8 и 9 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением об аккредитации не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия такого решения.
16. Оценка соответствия аккредитованного лица требованиям документов при расширении области аккредитации, осуществляется в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 7 Порядка взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
17. Область аккредитации может быть сокращена в следующих случаях:
а) наличие добровольного запроса аккредитованного лица о сокращении области аккредитации;
б) не устранение в отношении части области аккредитации несоответствий, повлекших за собой приостановление действия аккредитации.
В решении о сокращении области аккредитации указываются сведения об области аккредитации, в отношении которой принято решение о сокращении, конкретный адрес места или конкретные адреса мест осуществления деятельности в сокращенной области аккредитации.
Аккредитованное лицо, в отношении которого национальным органом по аккредитации принято решение о сокращении области аккредитации в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта (в случае, если действие аккредитации на день принятия указанного решения было приостановлено в части области аккредитации, подлежащей в соответствии с заявлением аккредитованного лица сокращению), либо с подпунктом "б" настоящего пункта вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о расширении области аккредитации в целях получения аккредитации на область аккредитации, аналогичную той области, в отношении которой принято решение о сокращении, не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия такого решения.
18. Решения об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации, могут быть обжалованы в комиссию по апелляциям, созданную в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Утвержден
приказом Минэкономразвития России
от "__" _____________ 2019 г. N ____
ПОРЯДОК
заключения соглашения, указанного в части 4 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", включая основания отказа в заключении соглашения, содержание указанного соглашения, основания и порядок расторжения указанного соглашения
1. Настоящий Порядок определяет содержание соглашения, указанного в части 4 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - соглашение), между лицом или лицами, создавшими и зарегистрировавшими систему добровольной сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - владелец системы), и подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением (далее - подведомственное учреждение), порядок его заключения (в том числе основания отказа в заключении соглашения), основания и порядок расторжения указанного соглашения.
2. Соглашение должно содержать требования к владельцу системы и к правилам функционирования системы добровольной сертификации.
3. Требования к владельцу системы и правилам функционирования системы добровольной сертификации (далее - требования) определяются национальным органом по аккредитации в составе документов системы менеджмента и подлежат размещению на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанные требования должны включать:
а) требования международных, межгосударственных и национальных стандартов в области оценки соответствия применительно к деятельности системы добровольной сертификации и входящих в нее органов по оценке соответствия;
б) требования о соответствии деятельности системы добровольной сертификации законодательным нормам;
в) требования к порядку осуществления оценки соответствия в рамках системы добровольной сертификации, не противоречащих законодательству Российской Федерации об аккредитации;
г) требования об определении правилами функционирования добровольной системы сертификации областей и объектов оценки соответствия, подлежащих сертификации, их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, схем сертификации и их соответствия программам аккредитации, реализуемым национальным органом по аккредитации;
д) требования о создании условий, препятствующих введению в заблуждение потребителей относительно статуса и характера выдаваемых в рамках системы добровольной сертификации документов;
е) требования о предоставлении сведений о выданных органами по оценке соответствия в системе добровольной сертификации сертификатах соответствия;
ж) требования о наличии знака системы добровольной сертификации на выдаваемых сертификатах соответствия;
з) требования об обеспечении поддержания на должном уровне компетенций органов по сертификации в системе добровольной сертификации посредством проведения регулярных инспекций, мониторинга деятельности, плановых и внеплановых проверок, в том числе по запросам национального органа по аккредитации или его подведомственного учреждения, а также по жалобам и обращениям иных лиц;
и) требования об обеспечении возможности национального органа по аккредитации и/или подведомственного учреждения проводить свидетельскую (наблюдательную) оценку объектов сертификации и сертифицированных лиц на которых органами по сертификации добровольной системы выполнены или выполняются работы по оценке соответствия, в целях соблюдения требований международных документов и соглашений, а также требований программ аккредитации, реализуемых национальным органом по аккредитации.
4. Соглашение заключается на основании результатов проведения подведомственным учреждением работ по оценке соответствия владельца системы и системы добровольной сертификации требованиям в соответствии с положениями документов системы менеджмента, утвержденных национальным органом по аккредитации.
5. Заключение соглашения между подведомственным учреждением и владельцем системы осуществляется в следующем порядке:
а) для заключения соглашения уполномоченное лицо владельца системы, представляет (направляет) в подведомственное учреждение письменное заявление о рассмотрении возможности заключения соглашения. К заявлению должны быть приложены и зафиксированы в описи документы, подтверждающие соответствие владельца системы и созданной и зарегистрированной им системы добровольной сертификации требованиям. Заявление должно быть подписано руководителем владельца системы или лицом, которое в силу закона или учредительных документов владельца системы выступает от его имени;
б) подведомственное учреждение в течение пяти рабочих дней после поступления заявления о возможности заключения соглашения рассматривает его. В случае, если не соблюдены требования к заявлению и комплектности документов, подведомственное учреждение возвращает заявление владельцу системы без рассмотрения. Основаниями для возвращения заявления без рассмотрения являются:
отсутствие сведений о системе добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации;
отсутствие сведений о владельце системы в Едином государственном реестре юридических лиц и (или) в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
наличие сведений о прекращении деятельности владельца системы в Едином государственном реестре юридических лиц и (или) в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
поступление заявления о возможности заключения соглашения от владельца системы, который не вправе обращаться в подведомственное учреждение с таким заявлением в течение двух лет со дня расторжения соглашения;
в) подведомственное учреждение в течение двадцати рабочих дней после поступления заявления о возможности заключения соглашения, в случае, если соблюдены требования к заявлению и комплектности документов, проводит анализ представленных документов и сведений на соответствие установленным требованиям. В случае отсутствия несоответствий установленным требованиям подведомственное учреждение направляет в национальный орган по аккредитации запрос о согласовании возможности заключения соглашения и проект соглашения;
г) подведомственное учреждение, в случае выявления несоответствий установленным требованиям, уведомляет владельца системы о необходимости устранения выявленных нарушений. Владелец системы в установленные сроки представляет в подведомственное учреждение документы и сведения, подтверждающие полное устранение несоответствий. В случае, если факт устранения выявленных несоответствий требованиям может быть установлен только при проведении выездной проверки, подведомственное учреждение организует и проводит выездную оценку устранения несоответствий. При проведении выездной оценки владелец системы обязан предоставить уполномоченным лицам подведомственного учреждения по предъявлении копии решения о проведении выездной проверки и документа, удостоверяющего личность, доступ к персоналу, местам осуществления деятельности, оборудованию, информации, документам и сведениям владельца системы и добровольной системы сертификации, необходимым для проверки устранения выявленных несоответствий требованиям. Уполномоченные лица подведомственного учреждения имеют право посещать органы управления добровольной системы сертификации, места осуществления деятельности органов по оценке соответствия и других участников, входящих в систему добровольной сертификации и (или) являющихся участниками системы добровольной сертификации, знакомиться с документами и сведениями, подтверждающими соответствие требованиям и устранение выявленных несоответствий требованиям, в том числе использовать средства аудио-, фото- и видеофикасации и иные технические средства (компьютеры, копировальные аппараты, электронные носители информации);
д) подведомственное учреждение в случае, если владелец системы в установленные сроки представил документы и сведения, подтверждающие полное устранение несоответствий, или представил возможность подведомственному учреждению провести выездную проверку при необходимости ее проведения, подтверждающую полное устранение выявленных несоответствий, направляет в национальный орган по аккредитации запрос о согласовании возможности заключения соглашения и проект соглашения;
е) национальный орган по аккредитации обеспечивает рассмотрение технической комиссией поступившего запроса и проекта соглашения и в течение пятнадцати рабочих дней принимает решение о возможности заключения соглашения, о чем информирует подведомственное учреждение. Если технической комиссией при рассмотрении были выявлены замечания к представленным подведомственным учреждением документам и сведениям, они возвращаются подведомственному учреждению на доработку, которая должна быть проведена в срок не более двадцати рабочих дней. Направленные повторно подведомственным учреждением доработанные документы подлежат рассмотрению технической комиссией в течение десяти рабочих дней;
ж) подведомственное учреждение заключает соглашение с владельцем системы и вносит данные о заключенном соглашении и владельце системы в реестр соглашений, заключенных с владельцами систем, в течении пяти рабочих дней после принятия национальным органом по аккредитации решения о возможности заключения соглашения. Соглашение заключается в письменной форме и оформляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в подведомственном учреждении, другой выдается уполномоченному лицу владельца системы.
6. Основаниями для принятия решения подведомственным учреждением об отказе в заключении соглашения являются:
а) наличие действующей аккредитации владельца системы в национальной системе аккредитации, либо, если на момент заключения соглашения владельцем системы подано заявление об аккредитации в качестве органа по оценке соответствия;
б) несоответствие установленным требованиям;
в) непредставление в установленный срок документов и сведений, свидетельствующих об устранении выявленных несоответствий требованиям либо представление владельцем системы документов и сведений, не подтверждающих полное устранение выявленных несоответствий;
г) отказ или уклонение владельца системы от проведения выездной оценки в случае необходимости ее проведения, а также необеспечение доступа уполномоченным лицам подведомственного учреждения для ее проведения;
д) установление факта представления заведомо ложных и (или) недостоверных документов и сведений, подтверждающих соответствие требованиям.
7. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует бессрочно. Основаниями для расторжения соглашения являются:
а) представление владельцем системы в подведомственное учреждение письменного обращения о расторжении соглашения;
б) исключение системы добровольной сертификации, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, из единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;
в) установление факта представления владельцем системы заведомо ложных и (или) недостоверных документов и сведений, на основании которых подведомственным учреждением было принято решение о заключении соглашения;
г) невыполнение требований со стороны владельца системы, установленных в соглашении.
8. Расторжение соглашения между подведомственным учреждением и владельцем системы осуществляется в следующем порядке:
а) в случае расторжения соглашения по основаниям, указанным в подпункте "а" пункта 7 настоящего Порядка, владелец системы представляет (направляет) в подведомственное учреждение на бумажном носителе лично либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении обращение о расторжении соглашения не позднее, чем за тридцать рабочих дней до даты предполагаемого расторжения;
б) в случае расторжения соглашения по основаниям, указанным в подпункте "б" пункта 7 настоящего Порядка, подведомственное учреждение в одностороннем порядке расторгает соглашение в срок не более трех рабочих дней с момента поступления информации об исключении системы добровольной сертификации из единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации, о чем информирует владельца системы;
в) в случаях расторжения соглашения по основаниям, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 7 настоящего Порядка, подведомственное учреждение представляет в национальный орган по аккредитации запрос о возможности расторжения соглашения с мотивированным обоснованием решения о расторжения соглашения. Национальный орган по аккредитации обеспечивает рассмотрение технической комиссией запроса о возможности расторжения соглашения и в течение пятнадцати рабочих дней принимает решение о возможности расторжения соглашения, о чем информирует подведомственное учреждение. Подведомственное учреждение после получения согласия о возможности расторжения соглашения представляет (направляет) владельцу системы уведомление о расторжении соглашения, содержащее мотивированное обоснование такого решения.
9. В случае расторжения соглашения подведомственное учреждение исключает информацию о соглашении и владельце системы из реестра соглашений, заключенных с владельцами системы и уведомляет национальный орган по аккредитации о расторжении соглашения. Владелец системы в случае расторжения соглашения вправе обратиться в подведомственное учреждение с заявлением о рассмотрении возможности заключения соглашения не ранее чем по истечении двух лет со дня расторжения соглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.