Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 N 272" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 3 июля по 23 июля 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/07-19/00092835).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности и субъектами Российской Федерации в срок с 6 августа по 9 августа 2019 года. В ходе публичных консультаций была получена позиция СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" с поддержкой предлагаемого регулирования.
В соответствии с приказом Минтруда России от 19 мая 2014 г. N 320н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по управлению и обслуживанию специального железнодорожного подвижного состава (самоходного)", а также результатов специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в настоящее время машинисты и помощники машинистов железнодорожно-строительной машины, водители и помощники водителей дрезины, машинисты и помощники машинистов мотовоза, машинисты и помощники машинистов автомотрисы имеют аналогичные трудовые функции и осуществляют свою трудовую деятельность на рабочих местах с вредными условиями труда класса 3.
Проектом акта предлагается приравнять права отдельных работников железнодорожного транспорта (машинист и помощник машиниста железнодорожно-строительной машины, водитель и помощник водителя дрезины, машинист и помощник машиниста мотовоза, машинист и помощник машиниста автомотрисы) с аналогичными профессиями на досрочное назначение страховой пенсии.
Концептуально поддерживая предлагаемое регулирование, обращаем внимание на следующее.
Установление льгот для отдельных категорий граждан сопряжено с дополнительными затратами субъектов предпринимательской деятельности на отчисление в Пенсионный Фонд Российской Федерации страховых взносов по увеличенным тарифам. При этом разработчиком в сводном отчете не представлена информация о таких затратах. Минтрансом России исходя из информации, представленной в финансово-экономическом обосновании, проанализированы затраты только для ОАО "РЖД". Так, согласно представленной информации в ОАО "РЖД" на рабочих местах с вредными условиями труда 3 класса заняты 12925 машинистов и помощников машинистов железнодорожно-строительных машин и 131 водитель и помощник водителя дрезин. При этом разработчиком не учтены работники указанных профессий на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта и метрополитена. По оценкам Минтранса России, ожидаемое увеличение отчислений ОАО "РЖД" в Пенсионный Фонд Российской Федерации для реализации права отдельных категорий работников железнодорожного транспорта на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда может составить до 240,8 млн. руб. в год.
Вместе с тем проектом акта не предусмотрен переходный период. Принимая во внимание, что такое увеличение затрат должно планироваться заранее и учитываться, например, в плане финансово-хозяйственной деятельности организации, представляется необходимым предусмотреть достаточный переходный период, например, не менее 1 года.
При учете вышеуказанного замечания по результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта не выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.