Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (в части стимулирования поисков, оценки, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен во исполнение пункта 12 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 9 июля 2019 г. N ЮТ-П16-30пр и представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Регулирование, предлагаемое проектом акта, направлено на стимулирование реализации на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации крупнейших проектов по добыче углеводородного сырья со значительным объемом капиталовложений в объекты внешней инфраструктуры и объекты обустройства месторождений.
В частности, проектом акта определяется периметр перспективных новых проектов по разработке запасов углеводородного сырья в Арктической зоне Российской Федерации (через указание координат соответствующих участков недр), в отношении которых предоставляются долгосрочные меры государственной поддержки в части пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых, освобождения по налогу на имущество организаций и земельному налогу, пониженных тарифов страховых взносов.
Кроме того, проект акта определяет периметр действующих месторождений (через указание координат участков недр), для которых предусмотрен вычет из налога на добычу полезных ископаемых для финансирования части расходов на создание объектов инфраструктуры и обустройства новых месторождений.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 18 июля по 14 августа 2019 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=93250.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, по проекту акта и сводному отчету поступили замечания и предложения от ПАО "ЛУКОЙЛ".
Данные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах их отклонения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету в сроки с 20 августа по 26 августа 2019 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету были получены положительный отзыв от ПАО "Транснефть", а также замечания и предложения от Российского союза промышленников и предпринимателей, ПАО "Татнефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть" и АО "Зарубежнефть".
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть данные замечания и предложения и по возможности учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы способом, предложенным проектом акта, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что по информации, содержащейся в представленных разработчиком материалах, проект акта разработан в целях реализации положений законопроекта "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - базовое правовое регулирование) и направлен на создание условий для интенсификации социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Однако, по мнению участников дополнительных публичных консультаций, предлагаемое проектом акта регулирование не в полной мере отвечает целям и задачам базового правового регулирования. Проблема развития Арктической зоны Российской Федерации является очень важной для социально-экономического развития Российской Федерации в целом и в связи с этим требует применения таких мер налогового стимулирования, которые бы позволили обеспечить развитие всей территории Арктической зоны Российской Федерации, а не только отдельных ее участков. Представленным проектом акта предлагается установить налоговые преференции только в отношении определенных участков недр на указанной территории, при этом исключая прочие проекты добычи в данной локации. За счет преференций для одних участков, принадлежащих конкретным пользователям недр, предлагается финансировать развитие добычи этих же пользователей на других участках. В этих условиях различные компании, осуществляющие добычу полезных ископаемых на одной и той же территории в одинаковых климатических и геофизических условиях, будут вынуждены вести свою деятельность в разных экономических условиях. По мнению участников дополнительных публичных консультаций, данный подход не соответствует положениям статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей основные начала законодательства о налогах и сборах.
В этой связи Минэкономразвития России рекомендует разработчику дополнительно проработать указанные выше риски с целью формирования единого механизма налогового стимулирования в отношении всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по недропользованию без привязки к конкретным участкам территории Арктической зоны Российской Федерации
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.