Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за несоблюдение требования законодательства Российской Федерации по ведению государственного адресного реестра"
(подготовлен Минфином России 04.09.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за несоблюдение требования законодательства Российской Федерации по ведению государственного адресного реестра" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации пункта 10 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 4 марта 2019 г. N ТГ-П12-19пр и направлен на установление мер ответственности за несоблюдение требования законодательства Российской Федерации по ведению государственного адресного реестра.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (далее - уполномоченные органы) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221.
Также уполномоченные органы размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с Порядком ведения государственного адресного реестра, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2016 г. N 37н.
Кроме того, уполномоченные органы проводят инвентаризацию в целях проверки достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, сформированных на основании информации, содержащейся в федеральной информационной адресной системе, и при необходимости внесения изменений в указанные сведения, а также в целях размещения ранее не размещенных в государственном адресном реестре сведений об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу Федерального закона N 443-ФЗ, в соответствии с Правилами межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 492 (далее - инвентаризация).
Согласно статье 4 Федерального закона N 443-ФЗ ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.
Вместе с тем, учитывая, что государственный адресный реестр является государственным информационным ресурсом, содержащим сведения о всех адресах в Российской Федерации, соответственно он является основным источником для указания информации об адресе во всех документах физических и юридических лиц, органов и организаций, то его своевременное ведение, а также наличие достоверной и актуальной информации в нем является крайне важным обстоятельством, в том числе для выполнения органами и организациями возложенных на них полномочий.
Таким образом, законопроектом устанавливаются меры административной ответственности за несоблюдение требования законодательства Российской Федерации по ведению государственного адресного реестра, установленного Федеральным законом N 443-ФЗ, выразившееся в неразмещении либо в несвоевременном размещении сведений об адресах в государственном адресном реестре, либо в размещении недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений об адресах в государственном адресном реестре.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 443-ФЗ оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет проверку соответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом N 443-ФЗ.
Так, согласно части 4 статьи 7 Федерального закона N 443-ФЗ в случае выявления оператором федеральной информационной адресной системы несоответствия муниципальным правовым актам, нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации - города федерального значения содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах либо несоответствия адреса объекта адресации установленным Правительством Российской Федерации правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов оператор федеральной информационной адресной системы направляет в орган местного самоуправления или орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения, разместившие соответствующую информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения.
В случае получения уведомления орган местного самоуправления или орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона N 443-ФЗ в срок не более чем один месяц со дня получения этого уведомления устраняет выявленные несоответствия или направляет оператору федеральной информационной адресной системы мотивированное уведомление об их отсутствии.
Также в соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона N 443-ФЗ уполномоченный орган обязан при поступлении от оператора федеральной информационной адресной системы уведомления в форме электронного документа о необходимости внесения в государственный адресный реестр сведений об адресе в срок не позднее чем десять дней со дня получения такого уведомления внести в государственный адресный реестр сведения об адресе, факт отсутствия которых выявлен органами государственной власти, органами местного самоуправления в ходе оказания государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем, на практике в ряде случаев уполномоченными органами указанные требования выполняются с нарушением срока, предусмотренного Федеральным законом N 443-ФЗ.
Таким образом, законопроектом устанавливаются меры административной ответственности за несвоевременное устранение выявленных оператором федеральной информационной адресной системы несоответствий, указанных в части 4 статьи 7 и части 6 статьи 9 Федерального закона N 443-ФЗ, либо несвоевременное направление оператору федеральной информационной адресной системы указанного в части 5 статьи 7 Федерального закона N 443-ФЗ мотивированного уведомления об отсутствии несоответствий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. N 384 "Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы" Федеральная налоговая служба является оператором федеральной информационной адресной системы.
Как указано ранее, в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N 443-ФЗ оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет проверку соответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом N 443-ФЗ.
В указанной связи законопроект наделяет налоговые органы и их должностных лиц правом соответственно на рассмотрение дел об административных правонарушениях и составление протоколов об указанных административных правонарушениях в случае совершения уполномоченными органами административных правонарушений за несоблюдение требования законодательства Российской Федерации по ведению государственного адресного реестра.
Определение мер ответственности за нарушение требования законодательства Российской Федерации по ведению государственного адресного реестра создаст необходимые условия для повышения качества оказания органами и организациями государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, обеспечения полноты, достоверности и актуальности сведений, размещенных в государственном адресном реестре, а также соблюдения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок их размещения.
Также законопроектом предусматривается срок его вступления по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Отложенная норма вступления в силу положений законопроекта обусловлена необходимостью проведения уполномоченными органами и налоговыми органами организационно-распорядительных мероприятий, в том числе проведения инвентаризации, по подготовке к наложению административной ответственности за несоблюдение требования законодательства Российской Федерации по ведению государственного адресного реестра.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.