Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минфина России "Об утверждении типовой формы соглашения о взаимодействии, заключаемого между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании статьи 386 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 21 марта по 18 апреля 2019 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/89758 (ID проекта: 02/08/03-19/00089758). По информации, представленной разработчиком, в ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету поступили от Российского союза промышленников и предпринимателей, ПАО "Автоваз", АО "Морион", НП "ГПУ ВЭД "Гермес" и от гр. А. Смирновой. Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете или аргументированная позиция разработчика о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 9 по 19 сентября 2019 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведения дополнительных публичных консультаций были получены положительные отзывы от ООО "Керама Марацци", АО "Архангельский ЦБК", АО "Русская кожа".
Минэкономразвития России рекомендует разработчику дополнительно проработать указанные предложения и, по возможности, учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минфина России
Сводная таблица не учтенных в заключении об оценке регулирующего воздействия замечаний и предложений с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества и иными экспертами по проекту приказа Минфина России "Об утверждении типовой формы соглашения о взаимодействии, заключаемого между уполномоченным экономическим оператором и уполномоченным таможенным органом"
N |
Замечания и (или) предложения |
1 |
Пункт 4 читать изложить в редакции: а) доступ к сведениям системы учёта товаров в отношении товаров, ввозимых с использованием УЭО. Основание: таможенные органы согласно действующего законодательства обладают полномочиями таможенного контроля только в отношении ввозимых или вывозимых товаров б) изменить в конце: в течение 4 часов с момента обращения. Основание: для генерации и получения разрешения должна пройти процедура согласования в службе Информационной безопасности участника ВЭД. Исключить: Не менее чем до окончания у Таможенного органа рабочего дня получения такого обращения. Основание: при несовпадении режимов работы Таможенного органа и участника ВЭД, работникам участника ВЭД для исполнения этого требования, возможно, придётся нарушать Трудовое законодательство. |
2 |
Пункт 5. Исключить пункт з) штатное расписание. Основание: это не имеет никакого отношения к операциям с ввозимыми товарами. Последнее предложение изложить: система учёта не содержит отдельных документов и (или) сведений, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "е", "ж", "з", "и" настоящего пункта Раздела II Соглашения, такие документы и (или) сведения представляются по запросу Таможенного органа в отсканированном виде согласованным Сторонами способом, в том числе по адресам электронной почты, указанным в разделе "РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН" Соглашения в срок до 5 рабочих дней. Основание: срок представления документов и сведений д.б. установлен и д.б. разумным. |
|
Пункт 6 изложить в следующей редакции: Обязан уведомить Таможенный орган в срок не позднее четырех часов после начала рабочего дня участника ВЭД_ далее по тексту. Основание: если у работников, отвечающих за взаимодействие нерабочее время (день) они физически не смогут известить таможенный орган. |
|
Новый нормативный акт не определяет конкретный перечень данных, сроки предоставления данных. При этом предоставление удаленного доступа к данным учетных систем экономического оператора может нести дополнительные риски в связи с отсутствием ограничений на просмотр данных внутри учетных систем, регламентации времени / периодов просмотра, рисков со стороны операторов связи. |
|
Таможенные органы должны быть держателем ресурса по обработке информации, а бизнес должен иметь защищенный канал связи для передачи информации получателю. Это позволит унифицировать формат собираемой информации, разграничить доступ к передаваемым данным и снизить риски по их утечке. Исключит дублирование ранее предоставленной информации. Текущий вариант затруднит получение информации и у самих таможенных органов, т.к. у каждого экономического оператора могут быть разные требования и тех. ограничения как в части предоставления самого удаленного доступа, так и способов хранения и обработки информации оператором (базы). |
|
Удаленный доступ может быть нереализуем или потенциально будет нести угрозу экономической безопасности для бизнеса. Не учитывается возможность исполнения соглашения в случае каких-либо изменений в учетных системах экономического оператора (вирусные атаки, техногенные аварии, обновление базы данных и т.п.). |
|
Целесообразно предусмотреть переходный период в 6 мес. Это позволит протестировать работу по оперативной передаче данных и внести необходимые изменения в инфраструктуру и бизнес-процессы экономического оператора. А также учесть опыт работы налоговых органов по сбору информации, а также опыт работы крупных транснациональных компаний (РЖД и т.п.) |
|
Принятие данного проекта акта однозначно приведет к дополнительным расходам бизнеса, связанным с разработкой и внедрением электронных систем обмена информацией между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом, обеспечением доступа (в том числе удаленного) должностных лиц таможенного органа к составу данных, образующих систему учета товаров и прочим сведениям уполномоченного экономического оператора, причем сам перечень предоставляемых сведений, на наш взгляд, является избыточным и необоснованным. При этом оценить объем этих дополнительных расходов затруднительно. Кроме того, есть риск утраты частью действующих уполномоченных экономических операторов этого статуса, что отрицательно скажется на бизнесе, и, как следствие, изменит общие торгово-экономические показатели. У бизнеса должна быть возможность выбора работы до старым правилам (банковская гарантия) или по новым (доступ к информации) и, соответственно, чем выгодней для бизнеса и проще будут новые правила, тем быстрее старые "умрут" сами. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.