Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пунктом 11 статьи 105 и статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) и пунктом 57 плана-графика по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 14 декабря 2018 г. N 10369п-П9.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются особо охраняемые природные территории (в том числе особо охраняемые природные территории федерального значения - 491, регионального значения - 16207, местного значения - 3006), субъекты Российской Федерации (85), физические и юридические лица Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 8 июля по 27 июля 2019 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/07-19/00092935). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 17 по 24 сентября 2019 года. В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции ФГБУ "Государственный природный заповедник "Тигирекский", ФГБУ "Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник", ФГБУ "Заповедники Таймыра", ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский", не содержащие замечаний по проекту акта. Замечания ФГБУ "Государственный природный заповедник "Азас", ФГБУ "Северо-Осетинский государственный природный заповедник", ФГБУ "Лапландский государственный заповедник", "Дальневосточный морской заповедник" - филиал ННЦМБ ДВО РАН, ФГБУ "Государственный заповедник "Пасвик", ФГБУ "Государственный заповедник "Бастак", ФГБУ "Государственный заповедник "Юганский" были учтены при подготовке настоящего заключения.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, а также с учетом поступивших позиций субъектов регулирования Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость доработки проекта акта по следующим замечаниям.
1. Пунктом 8 проекта акта предусмотрено, что границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Вместе с тем не указано лицо, чьей обязанностью является обозначение границ охранных зон на местности. Кроме того, проектом акта не сформулированы требования к установлению предупредительных аншлагов и информационных знаков (расстояние между знаками, вид знака, способы размещения, контроль за сохранностью знаков).
В пункте 11 сводного отчета разработчиком указано, что предлагаемое регулирование не повлечет расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и субъектов предпринимательской деятельности. Однако в случае если обязанность по установлению специальных знаков будет возложена на администрации особо охраняемых природных территорий, уполномоченные федеральные или региональные органы, то исполнение указанной обязанности повлечет дополнительные расходы бюджетной системы Российской Федерации. При этом разработчиком оценка возможных расходов не представлена.
Вместе с тем стоимость лесных знаков и аншлагов на самоклеящейся пленке колеблется от 140 рублей до 900 рублей, на сотовом поликарбонате - от 430 рублей до 2700 рублей, из оцинкованной стали - от 460 рублей до 2880 рублей*(1). Однако в отсутствие конкретных требований к установке специальных знаков и аншлагов в проекте акта содержатся риски неисполнения указанных требований, в том числе по причине отсутствия необходимых денежных средств на изготовление и установку таких знаков.
Считаем необходимым рекомендовать разработчику доработать проект акта в части определения требований к установке специальных знаков и аншлагов, определить уполномоченное на их установку лицо, а также представить расчет возможных затрат с учетом вводимых требований.
2. В пункте 11 проекта акта, предусматривающем предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в охранной зоне, указан максимальный размер земельного участка - 666467,73 га. Вместе с тем разработчиком не приведены обоснования указанного параметра, необходимость его расчета до сотых гектара. Кроме того, указанный параметр представляется завышенным, в частности, он в 2 раза превышает площадь заповедника "Азас" и совпадает с площадью национального парка "Чикой".
Кроме того, минимальный отступ от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство строений, сооружений, в 5 метров представляется недостаточным, в том числе для соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах). В частности, пунктом 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена обязательная очистка территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. В указанной логике минимальный отступ от границы земельных участков особо охраняемых природных территорий для возведения объектов капитального строительства в 5 метров представляется недостаточным.
Считаем необходимым рекомендовать разработчику доработать проект акта в части определения минимального отступа от границ особо охраняемой природной территории, максимального размера земельного участка, предназначенного для застройки.
3. Согласно пункту 13 проекта акта границы охранной зоны могут быть изменены в случае изменения границ особо охраняемой природной территории, в отношении которой она была установлена, а также изменения условий, указанных в пункте 7 проекта акта. Вместе с тем в проекте акта нарушена нумерация пунктов (отсутствует пункт 7, указаны два пункта 11), в связи с чем неясны основания для изменения границ охранной зоны.
4. Пунктом 16 проекта акта предусмотрено, что охранная зона считается установленной (измененной) с момента внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Пунктом 4 проекта акта предусмотрено, что срок существования охранной зоны устанавливается на срок существования особо охраняемой природной территории, в связи с размещением которой она создается.
Однако проектом акта не предусмотрены сроки и лица, уполномоченные внести в ЕГРН сведения создании или изменении границ охранной зоны, а также о прекращении существования охранной зоны.
Земельный кодекс РФ также не регламентирует порядок и сроки направления сведений о границах охранных зон в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН.
В этой связи считаем необходимым указать в проекте лица, уполномоченные направлять в орган регистрации прав сведения об установлении, изменении или о прекращении существования охранных зон в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Кроме того, считаем необходимым установить срок направления уполномоченным органом сведений об установлении, изменении или о прекращении существования охранных зон в орган регистрации прав, поскольку указанный срок не предусмотрен ни проектом акта, ни Земельным кодексом РФ, ни Федеральным законом N 218-ФЗ.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Вместе с тем сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) http://www.znak86.ru/les_znak_prise.html
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.