Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части принятия судом решения об уничтожении продукции и предметов, утилизации основного технологического оборудования или реализации автомобильного транспорта, изъятых в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота, на основании ходатайства уполномоченного органа или должностного лица, по решению которых произведено их изъятие)"
(от 16.09.2019 г. N 31143-СШ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части принятия судом решения об уничтожении продукции и предметов, утилизации основного технологического оборудования или реализации автомобильного транспорта, изъятых в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота, на основании ходатайства уполномоченного органа или должностного лица, по решению которых произведено их изъятие)" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/07-19/00093428).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 25 июля по 21 августа 2019 г.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России с 3 по 12 сентября 2019 г. провело дополнительные публичные консультации с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых замечания, по результатам которых получены позиции СРО "Винодельческий союз", АО "Татспиртпром", АО "МВКЗ "КиН".
Проектом акта предлагается дополнить статью 27.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) частью 13.1, установив при этом, что вещественные доказательства в виде изъятых в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота продукции, предметов, основного технологического оборудования и автомобильного транспорта подлежат уничтожению, утилизации или реализации по решению суда до вынесения постановления по делу об административном правонарушении на основании ходатайства уполномоченного органа или должностного лица, по решению которого произведено их изъятие.
Кроме того, проектом акта предлагается дополнить часть 2 статьи 26.6 КоАП РФ новым абзацем, согласно которому вещественные доказательства в виде изъятых в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота основного технологического оборудования и автомобильного транспорта в обязательном порядке подлежат фотосъемке или видеофиксации и приобщению к делу об административном правонарушении, исключая при этом необходимость хранения указанного оборудования и автомобильного транспорта до вынесения окончательного решения суда по делу.
1. Обращаем внимание, что согласно части второй статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Таким образом, определение возможности уничтожения предмета правонарушения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении противоречит основополагающему принципу законодательства об административных правонарушениях.
2. В соответствии со статьей 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано. В случае уничтожения продукции, предметов, основного технологического оборудования и автомобильного транспорта до вынесения постановления по делу об административном правонарушении при принятии решения суда второй и др. инстанций об отмене решения суда первой инстанции вернуть уничтоженное имущество будет невозможно. Возмещение ущерба в таком случае должно быть осуществлено за счет средств государственного бюджета. Одновременно в случае признания в судебном порядке отсутствия в действиях лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, состава административного правонарушения, при одновременном уничтожении имущества такого лица, оно понесет значительные убытки (как в виде прямого ущерба, так и упущенной выгоды), что может повлечь невозможность в дальнейшем осуществление его деятельности.
3. Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении могут быть вынесены следующие решения:
об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В случае уничтожения доказательной базы новое рассмотрение дела будет существенно затруднено.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.