Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. N 538"
(подготовлен Минобороны России 26.09.2019 г.)
По итогам визита Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации в 929 Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации (далее - 929 ГЛИЦ) Министром обороны Российской Федерации принято решение об организации работы по восстановлению престижа летно-испытательной профессии в Вооруженных Силах Российской федерации.
929 ГЛИЦ и военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВП МО РФ) служат целям обеспечения всесторонней модернизации авиационной составляющей оборонного комплекса России. Здесь проводится исчерпывающий перечень летных испытаний новейшей авиационной техники, и вооружения перед их поступлением в строевые части. Задачи летных испытаний решают только подготовленные экипажи во главе с летчиками-испытателями первого класса. В зависимости от типа воздушных судов в состав экипажа входят также штурманы-испытатели, бортовые инженеры-испытатели, бортовые радисты-испытатели. Особую роль в создании боевой авиационной техники играют парашютисты-испытатели, которых в стране всего несколько человек.
В последние годы престиж военной службы летно-испытательного состава значительно снизился, наметилась устойчивая тенденция оттока подготовленных летно-испытательных кадров 929 ГЛИЦ и ВП МО РФ на предприятия промышленности и в гражданскую авиацию.
Одной из основных причин этого явилось фактическое уравнивание доходов первоклассного летчика-испытателя и строевого летчика.
При этом подготовка летчиков (штурманов), отобранных в строевых частях и имеющих строевую квалификационную категорию первого класса до уровня испытателя первого класса осуществляется в испытательных полетах и на полигонах, занимает 7-8 лет и обходится государству в сумму 700 - 900 млн. рублей за одного специалиста.
Испытатели первого класса в качестве ведущих специалистов проводят летные испытания опытных авиационных комплексов различного назначения на наиболее сложных режимах полета, в том числе и на критических, за пределами ограничений. Выезжая в институты и на предприятия промышленности, непосредственно участвуют в принятии технических решений при создании новой авиационной техники. Высокая "стоимость" ошибок при выполнении указанных задач предполагает исключительные требования к их квалификации и специальной подготовке.
Ситуация, при которой денежное довольствие летно-испытательного состава ненамного превышает денежное довольствие летного состава войскового звена, а с учетом районных коэффициентов оно даже меньше, существенно снижает мотивацию подготовленного летного состава на выбор летно-испытательной работы и участию в конкурсных вступительных экзаменах в 929 ГЛИЦ.
В то же время возрос спрос на подготовленных испытателей в организациях экспериментальной авиации, которые практически утратили свою базу подготовки специалистов. Только за последние 3 года 21 военный испытатель первого класса (в т.ч в 2018г. - 14 человек) перешли в вышеуказанные структуры из-за значительно более высокой оплаты за аналогичный летный труд. Уход специалистов-испытателей первого класса неизбежно ведет к форсированию подготовки испытателей второго и третьего класса, привлечению их к испытаниям высокой степени сложности, при этом снижается "зачётность" выполненных полетов, что приводит к необходимости их повторения. Стоимость одного испытательного полета в среднем составляет 1 млн. рублей, а с применением опытных (изготовленных в единичных экземплярах) авиационных средств поражения стоимость полета исчисляется десятками миллионов рублей.
Основная причина оттока высококвалифицированных, подготовленных кадров - в разы меньшая оплата за равный труд летно-испытательному составу 929 ГЛИЦ по сравнению с летным составом промышленности и гражданской авиации.
В целях повышения престижа летно-испытательной работы и обеспечения испытаний перспективной авиационной техники военного назначения высококвалифицированными испытателями предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. N 538 и увеличить коэффициенты к окладам по замещаемым воинским должностям летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей 929 ГЛИЦ и ВП МО РФ в таких размерах, при которых денежное довольствие летно-испытательного состава возрастет в 1,5-2 раза по сравнению с денежным довольствием строевых летчиков.
Объемы финансирования мероприятий по увеличению коэффициентов к окладам по воинским должностям летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей 929 ГЛИЦ и ВП МО составят 85,4 млн. рублей в год по фактической численности летно-испытательного состава. Финансирование увеличения коэффициентов к окладам пенсионеров - испытателей (420 человек) оценивается примерно в 116,6 млн. рублей в год или, суммарно, 202 млн. рублей в год. В расчете на штатную численность эта сумма составит порядка 235 млн. рублей в год и в таком размере потребуется не ранее чем через 5 лет при условии полного укомплектования штатов 929 ГЛИЦ и ВП МО РФ.
Дополнительные расходы на пенсионное обеспечение граждан, уволенных из Вооруженных сил Российской Федерации, в 2020 году составят менее 10 млн. рублей в месяц. Федеральным бюджетом на пенсионное обеспечение военных пенсионеров предусмотрено 25 млрд. рублей в месяц.
Таким образом, дополнительное финансирование на обеспечение военных пенсионеров - испытателей носит характер статистической погрешности от общей суммы на пенсионное обеспечение военнослужащих и может быть осуществлено в пределах денежных средств, выделенных на пенсионное обеспечение военнослужащих.
Положительное решение данного вопроса позволит избежать затрат на восполнение оттока подготовленных специалистов-испытателей и в целом даст экономию государственных средств в объеме 3,5-6 млрд. рублей в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.