Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
(подготовлен Минкавказом России 23.09.2019 г.)
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 28 мая 2019 г. N ВМ-П16-4318 по вопросу принятия совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, мер, направленных на повышение эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" в 2019 году (далее - Госпрограмма, субъекты СКФО), Минкавказом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (далее - проект постановления).
В рамках семи подпрограмм социально-экономического развития субъектов СКФО Госпрограммы (далее - подпрограммы) инвестиционные проекты реализуются с 2017 года и поддержка инвестиционных проектов по существующему механизму находится на начальной стадии.
Система показателей подпрограмм Госпрограммы связана с инвестиционными проектами, срок реализации которых составляет несколько лет. Значения трех показателей подпрограмм Госпрограммы "Объем инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов в рамках подпрограммы субъекта СКФО", "Количество созданных рабочих мест в результате реализации мероприятий в рамках подпрограммы субъекта СКФО", "Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест в результате реализации мероприятий в рамках подпрограммы субъекта СКФО" рассчитываются нарастающим итогом.
Таким образом, чтобы достичь плановое значение, учитывается достижение значения показателя результативности в предыдущих годах.
При ежегодном приведении основных параметров Госпрограммы в соответствие Федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период Минкавказом России вносятся изменения в том числе, в части установления плановых значений показателей результативности, на основании данных, предоставляемых субъектами СКФО.
При изначальном формировании плановых значений, указанных трех показателей результативности с учетом нарастающего итога, не был учтен тот факт, что период инвестиционной фазы в рамках инвестиционных проектов составляет 2 - 3 года, в связи с чем привлечение внебюджетных средств, направляемых на реализацию проектов и фактическое создание рабочих мест будет осуществляться в течение всего срока реализации проектов.
При установлении плановых значений показателей результативности был принят за основу только текущий финансовый год, в котором были установлены общий объем внебюджетных инвестиций, привлекаемый в течение всего срока реализации проектов и создание рабочих мест после завершения инвестиционной фазы инвестиционных проектов и ввода соответствующих объектов в эксплуатацию, не учитывая фактические временные сроки реализации проектов.
Данный подход, следовательно, привел к недостижению субъектами СКФО значений указанных показателей результативности.
Так, на основании мониторинга хода реализации инвестиционных проектов, анализа отчетов, предоставляемых субъектами СКФО, Минкавказом России выявлено ежегодное недостижение субъектами СКФО показателей результативности использования субсидий: в 2017 году показатель результативности не достигнут тремя субъектами СКФО, в 2018 году - шестью субъектами СКФО.
Вместе с тем, в связи с недостижением плановых значений показателей результативности в 2017-2018 годах, согласно Правилам формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999), к субъектам СКФО применены меры бюджетного принуждения.
В связи с нарушениями субъектами СКФО в 2017 году обязательств по соглашениям в части недостижения значений показателей результативности и исполнения Графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам в части привлечения внебюджетных средств, осуществлен возврат из бюджетов субъектов СКФО в доход федерального бюджета: Чеченской Республикой - 1 911,76 тыс. рублей, Республикой Дагестан - 50 000,0 тыс. рублей, Кабардино-Балкарской Республикой -50 000,0 тыс. рублей, Республикой Ингушетия - 2 447,552 тыс. рублей.
В связи с нарушениями субъектами СКФО в 2018 году обязательств по соглашениям в части недостижения значений показателей результативности и исполнения Графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам в части привлечения внебюджетных средств (далее - График), Минкавказом России, как главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии с Правилами N 999 направлены в субъекты СКФО требования о возврате, а также соответствующая информация направлена в Минфин России и Федеральное казначейство:
- Правительству Республики Дагестан за недостижение показателя результативности и исполнение Графика - 21 859,16 тыс. рублей;
- Правительству Республики Ингушетия за недостижение показателя результативности и исполнение Графика - 50 000,0 тыс. рублей;
- Правительству Карачаево-Черкесской Республике за недостижение показателя результативности и исполнение мероприятий Графика по одному инвестиционному проекту - 11 685,0 тыс. рублей;
- Правительству Чеченской Республики за недостижение показателя результативности и исполнение Графика - 40 100,0 тыс. рублей;
- Правительству Ставропольского края за недостижение показателя результативности и исполнение Графика - 48 073,0 тыс. рублей;
Таким образом, ежегодно существует риск для субъектов СКФО в части возмещения расходов бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.
В целях повышения результативности использования средств субсидий, недопущения недостижения показателей результативности Госпрограммы, повышения эффективности реализации инвестиционных проектов и мероприятий Госпрограммы, Минкавказом России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов СКФО осуществлен пересмотр перечня показателей результативности.
Проектом постановления предлагается внесение соответствующих изменений в Госпрограмму, в части исключения нарастающего итога из трех показателей результативности по каждой из 7 подпрограмм, а также формулы расчёта данных показателей, предусмотрев:
"Количество созданных рабочих мест в результате реализации мероприятий в рамках подпрограммы субъекта СКФО";
"Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест в результате реализации мероприятий в рамках подпрограммы субъекта СКФО";
"Объем инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов в рамках подпрограммы субъекта СКФО".
Таким образом, предлагаемые проектом постановления изменения, позволят выправить сложившуюся ситуацию по реализации инвестиционных проектов, что благоприятно скажется на достижении целей, задач и основных параметров Госпрограммы, будет способствовать увеличению оценки результативности ее реализации.
При этом, данный подход соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", Правилам N 999 и Правилам, порядку и критериям отбора инвестиционных проектов для включения в подпрограммы субъектов СКФО, утвержденным приказом Минкавказа России от 13 мая 2019 г. N 101.
Дополнительно отмечаем, что существующий в рамках Госпрограммы механизм государственной поддержки инвестиционных проектов является востребованным, как со стороны субъектов СКФО, так и инициаторов проектов.
Учитывая, что инвестиционная составляющая является приоритетной в рамках Госпрограммы, реализация инвестиционных проектов продолжится в 2020-2022 годах.
Проект постановления не предполагает внесение изменение в детальный план-график Госпрограммы.
Издание постановления Правительства Российской Федерации не повлечет за собой необходимости внесения изменений, признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия других нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Издание постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.