Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. N 473" (далее - проект акта, Приказ), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 28 июня по 18 июля 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/06-19/00092686).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности и субъектами Российской Федерации в срок с 28 августа по 5 сентября 2019 года. В ходе публичных консультаций были получены позиции АО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", АО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания", АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания", АО "Калининградская пригородная пассажирская компания", АО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания", АО "Краспригород", АО "Самарская пригородная пассажирская компания", АО "ППК "Черноземье", АО "Саратовская пригородная пассажирская компания", АО "Северная пригородная пассажирская компания", АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания", АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания", Союза операторов железнодорожного транспорта, АО "Кубань Экспресс-Пригород", АО "Экспресс-пригород", частично учтенные в настоящем заключении. Отдельные замечания и предложения субъектов предпринимательской деятельности приведены в приложении к настоящему заключению.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта направлен на расширение и обеспечение прав пассажиров поездов пригородного сообщения, а также обеспечение использования цифровых технологий при перевозках пассажиров в пригородном сообщении.
По итогам проведенной оценки регулирующего воздействия, с учетом публичных консультаций к проекту акта могут быть сделаны следующие замечания.
1. Проектируемым пунктом 34 устанавливается тариф на перевозку детей в возрасте от 5 до 7 лет в размере 25% стоимости проезда взрослого пассажира по аналогичному маршруту. Необходимо отметить, что действующей редакцией предусмотрено, что перевозка детей в возрасте от 5 до 7 лет осуществляется с оплатой в соответствии с тарифом на перевозку детей, без какой-либо конкретизации от стоимости проезда взрослого пассажира.
При этом в расчете тарифов в соответствии с пунктом 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
Государственное регулирование осуществляется Федеральной антимонопольной службой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов (далее - субъекты регулирования). Решение об изменении уровня тарифов, сборов и платы вправе принимать субъект регулирования в рамках предельных уровней таких тарифов, сборов и платы. Указанное изменение тарифов, сборов и платы может осуществляться с применением понижающих и повышающих коэффициентов, определяемых субъектами регулирования, на период до 10 лет.
Вместе с тем такое решение об изменении тарифов должно основываться на принципах, указанных в пункте 5 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643, то есть с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования.
Таким образом, вопрос тарифообразования уже урегулирован и не должен являться предметом проекта акта.
2. В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Однако разработчиком в пояснительных материалах не представлена информация о расходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в указанных целях.
Таким образом, представляется необходимым проработать вопрос о расходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и дополнить пояснительные материалы данной информацией.
3. Проектируемый абзац шестой пункта 19 предусматривает обязательство перевозчика по восстановлению утерянных или испорченных проездных документов (билетов) на поезд пригородного сообщения, оформленных путем валидации бесконтактной смарт-карты (в том числе социальной карты), транспортной карты, платежной карты (в том числе с использованием технологии проведения бесконтактного платежа) или электронных устройств с использованием автоматизированных систем.
При этом проекта акта не детализирует и не конкретизирует порядок такого восстановления утерянных или испорченных проездных документов (билетов) на поезд пригородного сообщения. Это, в свою очередь, может затруднить реализацию данного подхода, учитывая, что, например, посредством платежной карты одного пассажира возможно приобретение проездного документа другому лицу, в проездных документах на поезда пригородного сообщения, как правило, не указываются места, в связи с чем у перевозчика отсутствует возможность контроля поездки конкретного пассажира по конкретному проездному документу без предоставления мест.
Кроме того, необходима доработка программного обеспечения, которая потребует соответствующей отсрочки при принятии проекта акта.
4. Проектом акта не предусмотрен переходный период. Учитывая наличие риска, изложенного в замечании 1 настоящего заключения, внедрение проектируемого регулирования должно быть сопряжено с процедурами формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, для реализации проектируемого регулирования необходимо предусмотреть остаточный период время на доработку/разработку программного обеспечения автоматизированных систем платежей.
Таким образом, считаем, что вступление в силу проектируемых пункта 34 и абзаца шестого пункта 19 должно быть предусмотрено не ранее 1 января 2021 года.
5. Формулировка определения безбилетного физического лица в поезде в проектируемом пункте 56 отличается от формулировки этого определения, предусмотренной абзацем восьмым статьи 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", в том числе в части замены слова "предъявления" словом "передача" в отношении документа, удостоверяющего личность гражданина.
Аналогичное замечание может быть сделано по проектируемому пункту 82 Приказа.
Следует отметить, что документом, удостоверяющего личность гражданина, как правило, является паспорт. При этом, например, в соответствии с пунктом 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 (далее - Положение о паспорте), гражданин обязан бережно хранить паспорт. В соответствии с пунктом 6 Положения о паспорте запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи,не предусмотренные Положением о паспорте, а паспорт, в который внесены такие сведения, отметки или записи, является недействительным. При этом в соответствии с пунктом 9 Положения о паспорте нарушение требований такого порядка влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при "передаче" документа, удостоверяющего личность, как это предусмотрено проектируемым пунктом 56 Приказа, уполномоченному перевозчиком лицу при проверке наличия и действительности проездных документов в поезде либо при выходе через пункт контроля возможна ситуация, при которой третьи лица внесут отметки,не предусмотренные Положением о паспорте.
Кроме того, передача документов третьим лицам может быть сопряжена с их утратой. В этом случае ответственность за утрату такого документа и за его восстановление может быть возложена на владельца документа.
В этой связи считаем целесообразным сохранить указанные нормы в действующей редакции.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 19 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.