Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 02.10.2019 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Проект) подготовлен во исполнение во исполнение пункта 1 плана-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 54 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым от 23 мая 2019 г. N 4579п-П13, пункта 1 поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова от 29 мая 2019 г. N МА-П13-4363, подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 мая 2019 г. N Пр-904, а также подпункта "д" пункта 2.1. раздела 1 протокола заседания межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям от 30 апреля 2019 г. N 2 (41) в целях унификации процедур реализации отдельных видов изъятого и обращенного в собственность государства имущества, повышениях их прозрачности и доступности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. N 694 "Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче" (далее - Постановление N 694) в настоящее время установлен порядок передачи для реализации изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче (далее - изъятые вещи).
Однако порядок реализации таких изъятых вещей Постановлением N 694 не урегулирован, как не урегулирован и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 г. N 848 "О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено" (далее - Постановление N 848) определяется порядок межведомственной организации работы по реализацию или уничтожению предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (далее - вещественные доказательства).
Однако Постановление N 848 не содержит норм, регулирующих непосредственно процедуру реализации вещественных доказательств. Указанные нормы также отсутствуют в иных нормативных правовых актах.
При этом необходимо обратить внимание, что подлежащее реализации изъятое имущество в рамках Постановления N 694 и Постановления N 848 не является государственной собственностью и не обращено в доход государства. Судьба вырученных денежных средств от реализации данного имущества может быть решена только в дальнейшем при вынесении соответствующего приговора или решения по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1041 "О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909" (далее - Постановление N 1041) в настоящее время урегулирован порядок реализации движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
Данный порядок применяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом на протяжении последних лет. Таким образом практика реализации имущества, обращенного в собственность государства, к настоящему времени является сложившейся.
В этой связи, для урегулирования порядка реализации изъятых вещей и вещественных доказательств, конфискованных, обращенных в собственность государства водных судов, а также в целях установления единообразных подходов к реализации различных видов принудительно изымаемого имущества, настоящим Проектом предлагается распространить порядок реализации имущества, обращенного в собственность государства, установленный Постановлением N 1041, также на реализацию вышеуказанного имущества.
При этом Постановлением N 1041 в настоящее время предусматривается два способа реализации имущества: электронный аукцион (для имущества, стоимостью свыше 10 т. руб.) либо прямая продажа лицу, первым подавшему заявку на участие в реализации (для имущества, стоимостью менее 10 т. руб.).
Аукцион предполагает длительность процедуры реализации имущества (в среднем может составлять более двух месяцев), что не может быть применено в отношении скоропортящегося имущества и любого иного имущества, со сроком реализации менее 2-х месяцев.
В свою очередь имеющийся механизм реализация имущества путем прямой продажи лицу, первым подавшему заявку на участие в реализации, является более оперативным способом высвобождения имущества (минимальный срок приема заявок - 10 рабочих дней с даты размещения информационного сообщения о реализации имущества).
В этой связи в рамках Проекта предлагается использовать дифференцированный подход к порядку реализации имущества в зависимости от его характеристик и специфики.
Изъятые вещи, являющиеся скоропортящимся имуществом, передаваемые на реализацию в соответствии с Постановлением N 694, в целях сохранения их товарного вида, соблюдения сроков годности и обеспечения оперативности продажи подлежат реализации путем прямой продажи лицу, первым подавшему заявку на участие в реализации.
Вещественные доказательства, передаваемые на реализацию в соответствии с Постановлением N 848, могут быть как скоропортящимся имуществом, так и имуществом с более длительным сроком хранения (в том числе крупногабаритное имущество). При этом, исходя из специфики вещественных доказательств, срок их реализации в соответствии с пунктом 6 Положения о реализации или уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, утвержденного Постановлением N 848, определяется уполномоченным органом, осуществившим изъятие имущества, в зависимости от вида имущества.
В этой связи способ реализации вещественных доказательств Проектом предлагается определять в зависимости от срока реализации, определенный органом, принявшим решение об изъятии в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, или органом предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело.
В случае, когда такой срок составляет менее двух месяцев, вещественные доказательства предлагается реализовывать путем прямой продажи лицу, первым подавшему заявку на участие в реализации. В то же время, если определенный уполномоченным органом срок реализации вещественных доказательств составляет более двух месяцев, осуществлять их реализацию путем проведения электронного аукциона.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Постановления N 1041 порядок реализации имущества, обращенного в собственность государства, оценочная стоимость которого составляет 10 тыс. рублей и менее, путем прямой продажи, утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации.
Соответствующий порядок утвержден приказом Минэкономразвития России от 2 августа 2017 г. N 396 "Об утверждении Порядка реализации движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, оценочная стоимость которых составляет 100 тыс. рублей и менее".
Кроме того, с учетом предусмотренного Постановлением N 1041 поэтапного снижения цены для реализуемого имущества при отсутствии спроса (на 30, 60 и 90 % от начальной цены), нивелируются вопросы переоценки передаваемого на реализацию имущества, в этой связи Проектом также предлагается признать утратившим силу соответствующую норму Постановления N 848, определяющую возможность переоценки нереализованных вещественных доказательств.
В случае отсутствия покупательского спроса на реализуемые вещественные доказательства, Проектом предлагается направлять такие вещественные доказательства на уничтожение.
Также Проектом предусматривается внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в целях установления обязанности размещения публикаций о реализуемых изъятых вещах и вещественных доказательствах на сайте torgi.gov.ru.
Дополнительно Проектом предлагается распространение Постановления N 1041 на морской и внутренний водный транспорт, безвозмездно изъятый или конфискованный в судебном порядке за незаконный промысел водных биоресурсов и другие нарушения российского законодательства в поверхностных водных объектах, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Соответствующие изменения в Постановление Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N 1238 "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства" предусматривают возможность Росимуществу осуществлять полномочия в части распоряжения в том числе конфискованными морскими, а также судами внутреннего плавания.
Данные предложения обусловлены принятием Федерального закона от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон) и статью 54 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", поскольку указанным Законом предусмотрено исключение судов, обращенных в собственность государства, из сферы действия Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Однако после принятия Закона вопрос о порядке реализации обращенных в собственность государства водных судов остался неурегулирован.
В этой связи предлагается установить норму, согласно которой обращенные в собственность государства водные суда будут подлежать реализации на электронных аукционах в соответствии с Постановлением N 1041.
Таким образом, принятие Проекта позволит урегулировать вопрос реализации обращенных в собственность государства водных судов, а Росимуществу - более эффективно и оперативно распоряжаться морским и внутренним водным транспортом, безвозмездно изъятым или конфискованным в судебном порядке за незаконный промысел водных биоресурсов и другие нарушения российского законодательства в поверхностных водных объектах, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Кроме того, Проектом предлагается устранить правовую неопределённость в части возможности отзыва заявки на участие в аукционе позднее дня окончания приема заявок.
Так согласно абзацу первому пункта 16 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного Постановлением N 1041, претендент вправе не позднее дня окончания приема заявок отозвать заявку путем направления уведомления об отзыве заявки на электронную площадку. В то же время, второе предложение абзаца третьего указанного пункта 16 косвенно предусматривает возможность отзыва заявки и после установленного срока: "В случае отзыва претендентом заявки позднее дня окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для претендентов, не допущенных к участию в аукционе."
В этой связи, учитывая неопределенный срок, в течение которого претендент вправе отозвать заявку после дня окончания приема заявок, а также статус таких претендентов на аукционе, Проектом предлагается исключить второе предложение абзаца третьего пункта 16 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного Постановлением N 1041, предусматривающее, что "В случае отзыва претендентом заявки позднее дня окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для претендентов, не допущенных к участию в аукционе.".
Таким образом, для претендентов срок возможности отзыва заявок будет ограничен датой окончания приема заявок и задаток будет возвращаться им в течение 5 календарных дней со дня поступления продавцу уведомления об отзыве заявки, что предусмотрено пунктом 16 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного Постановлением N 1041.
Дополнительно в целях конкретизации пункта 91 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного Постановлением N 1041, устанавливающего порядок привлечения оператора электронной площадки для проведения аукциона в электронной форме, Проектом предлагается изложить данный пункт в другой редакции, указав, что продавец в целях организации аукциона в электронной форме привлекает оператора электронной площадки из числа операторов электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Соответствующий перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. N 1447-р.
Кроме того, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N 1238 "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства", соответствующие изменения технико - юридического характера будут внесены в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 г. N 180 "Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения".
Реализация Проекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.