Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы"
(подготовлен Минтрудом России от 19.06.2018)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2006, N 30, ст. 3286; 2007, N 2, ст. 361; N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; 2010, N 21, 2524; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2321; N 40, ст. 4969; 2012, N 53, ст. 7645; 2013, N 19, ст. 2309; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036, ст. 4037, ст. 4081; N 52, ст. 6955; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2332; N 48, ст. 6638, ст. 6918; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 72; N 27, ст. 3951, ст. 3990; N 29, ст. 4339, ст. 4356; 2017, N 1, ст. 82; N 31, ст. 4765; 2018, N 1, ст. 77; N 53, ст. 8454; 2019, N 18, ст. 2224; N 23, ст. 2904; N 25, ст. 3164) следующие изменения:
1) в статье 13:
а) пункт 4.2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в перечне профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), с указанием которых может быть оформлен патент, или указанной в перечне профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), привлечение по которым иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента запрещается, в случае утверждения в соответствии с пунктом 29 статьи 133 настоящего федерального закона высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) соответствующего перечня (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).";
б) в подпункте 1 пункта 6 слова "выдано разрешение на работу" заменить словами "выдано разрешение на работу или патент";
в) в пункте 8:
в абзаце первом слова "в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора" заменить словами "в день заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора";
в абзаце втором слова "может быть направлено" заменить словами "направляется", слова "на бумажном носителе либо подано" исключить;
в абзаце третьем слова "(в том числе в электронном виде)" исключить;
дополнить абзацем следующего содержания:
"Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе фактически допускать к осуществлению трудовой деятельности иностранного работника, в отношении которого не направлено уведомление, указанное в абзаце первом настоящего пункта.";
2) в статье 133:
а) абзац первый пункта 3 дополнить словами ", либо в случае исчерпания лимитов, предусмотренных абзацем девятым пункта 29 настоящей статьи.";
б) в абзаце первом пункта 7 слова "в абзаце первом пункта 1" заменить словами "в пункте 1";
в) пункт 10 дополнить словами ", или в случае исчерпания лимитов, предусмотренных абзацем девятым пункта 29 настоящей статьи.";
г) в пункте 16:
абзац первый после слов "выдан патент" дополнить словами ", за исключением случаев, установленных в соответствии с пунктом 6 статьи 13 настоящего Федерального закона";
абзац третий дополнить предложением следующего содержания:
"В случаях, установленных в соответствии с пунктом 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, иностранный граждан вправе осуществлять трудовую деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации без получения патента.";
д) пункт 17 дополнить предложением следующего содержания:
"В случае, предусмотренном в абзаце третьем пункта 16 настоящей статьи, в приеме заявления о выдаче патента отказывается при исчерпании лимитов, предусмотренных абзацем девятым пункта 29 настоящей статьи.";
е) дополнить пунктом 221 следующего содержания:
"221. Патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется:
1) для осуществления трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), на которые не разрешается привлечение иностранных граждан согласно перечню, предусмотренному абзацем четвертым пункта 29 настоящей статьи;
2) при исчерпании лимитов, предусмотренных абзацем девятым пункта 29 настоящей статьи.";
ж) пункт 29 изложить в новой редакции:
"29. Порядок оформления, переоформления и выдачи патента, порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте, порядок выдачи дубликата патента и порядок принятия решения о приостановлении выдачи патента на территории субъекта Российской Федерации утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Форма патента и формы заявлений, представляемых в связи с оформлением патента, его переоформлением, выдачей его дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в патенте, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случае, предусмотренном соответствующим нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, на территории субъекта Российской Федерации на основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и данным субъектом Российской Федерации может вводиться патент в форме карты с электронным носителем информации. В данном случае финансирование расходов, связанных с введением на территории субъекта Российской Федерации такого патента, осуществляется без привлечения средств федерального бюджета. Типовая форма указанного соглашения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина. В случае принятия такого решения высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе утвердить перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), с указанием которых может быть оформлен патент, или перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), привлечение по которым иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента запрещается (далее - перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента). Формирование перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента осуществляется с использованием государственного информационного ресурса "Справочник профессий" и с учетом анализа наличия или отсутствия свободных рабочих мест и вакантных должностей и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации. Перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента утверждается с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня информирует территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации о принятом решении.
Порядок формирования и утверждения перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента и внесения в него изменений устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При утверждении перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента предусматриваются сроки, на которые он устанавливается.
Патенты с указанием профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) выдаются территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по истечении десяти дней со дня получения уведомления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о принятом им решении о выдаче таких патентов. В случае утверждения перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента, патенты выдаются только с указанием тех профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), на которые разрешается привлечение иностранных граждан согласно указанному перечню.
Иностранные граждане, получившие патент, в котором указана профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), включенная в перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента, до утверждения такого перечня, вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации до окончания срока действия патента.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение об установлении лимитов на выдачу патентов на территории данного субъекта Российской Федерации (далее - лимиты на выдачу патентов). В случае принятия такого решения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня информирует территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации о принятом решении.
Решение об установлении лимитов на выдачу патентов на территории субъекта Российской Федерации принимается с учетом количества патентов, выданных в году, предшествующем установлению лимитов на выдачу патентов, потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, установленной прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период, оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, доли привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения субъекта Российской Федерации, ситуации на рынке труда, вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации, оформленного в виде решения.
Решение об установлении лимитов на выдачу патентов принимается по мере необходимости, но не позднее, чем за три месяца до дня вступления данного решения в силу.
Решение об установлении лимитов на выдачу патентов должно предусматривать сроки, на которые устанавливаются указанные лимиты.
Порядок установления лимитов на выдачу патентов устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента и лимитов на выдачу патентов, патенты выдаются только с указанием тех профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), на которые разрешается привлечение иностранных граждан согласно указанному перечню в пределах установленных лимитов на выдачу патентов.
В рамках установленных лимитов на выдачу патентов не могут привлекаться иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, по видам экономической деятельности, в которых, в соответствии с пунктом 6 статьи 181 настоящего Федерального закона, установлен запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, в случае установления такого запрета высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
При принятии решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации или на территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, лимиты на выдачу патентов не устанавливаются. Ранее принятое решение об установлении лимитов на выдачу патентов не применяются в период действия принятии решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации или на территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В субъекте Российской Федерации, на территории которого введен патент в форме карты с электронным носителем информации, уведомление иностранных граждан о принятии решения о выдаче патента или об отказе в его выдаче может быть направлено посредством СМС-сообщения на телефонный номер, указанный в заявлении о выдаче патента. Финансирование расходов, связанных с направлением указанных уведомлений, осуществляется без привлечения средств федерального бюджета.";
3) в статье 181:
а) пункте 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Потребность (в том числе увеличение (уменьшение) размера потребности) в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, формируется на основании представленной исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, потребности (в том числе увеличении (уменьшении) размера потребности) в привлечении иностранных работников. Форма представления указанной потребности (в том числе увеличения (уменьшения) размера потребности) и рекомендации по ее заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";
б) в пункте 2:
второе предложение изложить в следующей редакции:
"Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности (в том числе увеличения (уменьшения) размера потребности) в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на основании заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности (в том числе об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности) в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) (далее - заявка работодателя).";
дополнить новым третьим предложением следующего содержания:
"Форма заявки работодателя и рекомендации по ее заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";
в) в пункте 5 слово "ежегодно" заменить словами "при необходимости";
г) в пункте 6:
в абзаце первом слово "ежегодно" заменить словами "при необходимости";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации вправе направить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложения по установлению запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы" (далее - проект федерального закона) предусматривает меры, направленные на легализацию трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента или разрешения на работу, и, как следствие, снижения количества иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации с нарушением действующего законодательства, создания дополнительных механизмов на уровне субъектов Российской Федерации, позволяющих балансировать рынка труда в субъектах Российской Федерации, минимизирующих необоснованную конкуренцию иностранных и российских специалистов в схожих трудовых сферах.
Достижение вышеприведенной цели предусматривается, в том числе за счет применения следующих механизмов.
1. Действующей нормой Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусмотрена обязанность иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на основании патента у работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двух месяцев со дня выдачи патента представить лично либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Проектом федерального закона предлагается обязанность по предоставлению копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) распространить также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента у работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся гражданами Российской Федерации, привлекающих иностранных граждан к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности.
Это позволит четко понимать, сколько иностранных граждан работает на основании патента в частном секторе.
В случае непредставления в МВД России трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), выданный иностранному гражданину патент аннулируется.
2. Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрена обязанность работодателя уведомлять территориальные органы МВД России о заключении или о расторжении с иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
При этом уведомление может быть направлено как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.
Проектом федерального закона предлагается предусмотреть возможность подачи уведомления только в электронном виде, что позволит повысить оперативность получения информации, обеспечит возможность их автоматической обработки, а также обеспечить большую ее достоверность в связи с исключением случаев потери бумажных уведомлений.
Проектом федерального закона предлагается сократить срок представления уведомления до 1 дня, а подачу уведомления сделать обязательным условием фактического допуска иностранного гражданина к осуществлению трудовой деятельности.
Это позволит исключить практику привлечения иностранных работников, имеющих разрешительные документы без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений, упростить работу сотрудников МВД России по обработке поступивших уведомлений, упорядочить получение и учет поступивших документов, повысить процент работодателей, представивших уведомления, а, соответственно, законно привлекающих иностранных работников.
3. В настоящее время Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрено право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принять решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.
Вместе с тем, отсутствуют механизмы, позволяющие перенаправить таких работников, используя их труд в определенных сферах и видах деятельности.
В связи с этим, проектом федерального закона предлагается расширить полномочия регионов, предоставив высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) право с учетом складывающейся в субъекте Российской Федерации ситуации утверждать перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), с указанием которых может быть оформлен патент или перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), привлечение на которые иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента запрещается (далее - перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента).
В случае принятия такого решения иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента в данном субъекте Российской Федерации, могут быть привлечены к трудовой деятельности по профессии, привлечение, на которую возможно с учетом перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента.
Утверждение перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента позволит создавать условия для трудоустройства иностранных работников в определенные сферы, привлечение в которые обусловлено наличием потребности в специалистах определенной квалификации. В тоже время, в случае наличия в субъекте Российской Федерации специалистов из числа граждан Российской Федерации, установление такого перечня будет способствовать приоритетному трудоустройству российских граждан и, следовательно, снижению напряженности на рынке труда.
Субъект Российской Федерации также может не воспользоваться данным правом. В этом случае иностранные работники продолжат трудовую деятельность в любом виде деятельности по любым профессиям.
4. Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрена возможность приостановления на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации на основании мотивированного предложения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Вместе с тем, ввиду неэффективности данного механизма правом направления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел такого мотивированного предложения воспользовались только 2 субъекта Российской Федерации. Поскольку потребность в привлечении иностранных работников есть практически в любом регионе и установление жесткого запрета на выдачу патентов не используется в большинстве случаев, проектом федерального закона предусматривается право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на установление лимитов на выдачу патентов на территории данного субъекта Российской Федерации в зависимости от различного рода показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе в целях защиты национального рынка труда.
Полагаем, что установление лимитов на выдачу патентов будет являться менее радикальным способом регулирования численности иностранных работников по сравнению с приостановлением выдачи патентов, позволит более гибко реагировать на изменение экономической ситуации в субъекте Российской Федерации.
Решение об установлении лимитов на выдачу патентов на территории субъекта Российской Федерации будет приниматься исходя из количества патентов, выданных в предшествующем установлению лимитов на выдачу патентов году, потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, установленной прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период, оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, доли привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения субъекта Российской Федерации, ситуации на рынке труда, вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации, оформленного в виде решения.
Исчерпание установленных лимитов на выдачу патентов предусматривается как одно из оснований для прекращения выдачи патента в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Вместе с тем, для того, чтобы работодатели смогли адаптироваться к принимаемым ограничениям, проектом федерального закона предусматривается что:
решение об установлении лимитов на выдачу патентов принимается по мере необходимости, но не позднее, чем за три месяца до дня вступления данного решения в силу;
решение об установлении лимитов на выдачу патентов должно предусматривать сроки, на которые устанавливаются указанные лимиты.
Заблаговременное определение лимитов на выдачу патентов позволит установить прямую взаимосвязь между определяемой в настоящее время потребностью в привлечении иностранных работников и оформлением разрешительных документов иностранным гражданам.
При этом устанавливается обязанность органов власти субъекта Российской Федерации своевременно сообщать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции как об утверждении вышеуказанного перечня, так и об установлении лимитов на выдачу патентов.
Проектом федерального закона предусматривается, что порядок установления лимитов на выдачу патентов будет устанавливаться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
5. Таким образом, проектом федерального закона в дополнение к уже имеющимся механизмам регулирования числа иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории субъекта Российской Федерации на основании патента, предлагаются дополнительные механизмы.
Согласно мониторингу ситуации на рынке труда в целом по Российской Федерации в январе 2019 года доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) не превышает 2,2 %.
При этом, в условии отсутствия эффективных инструментов регулирования численности иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в отдельных субъектах Российской Федерации, значительно больше среднероссийской. Так, доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) в Магаданской области - 11,4 %, Сахалинской области - 7,5 %, Московской области - 7,4 %, Камчатского края - 6,7 %, Иркутской области - 4,8 %, г. Москве - 4,8 %.
Каждый из предлагаемых проектом федерального закона механизмов может использоваться отдельно, либо, для более точечного регулирования привлечения иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может принять решение о применении всех предлагаемых механизмов одновременно.
В связи с этим, проект федерального закона предусматривает нормы, регулирующие порядок применения нескольких механизмов регулирования числа иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории субъекта Российской Федерации на основании патента, одновременно.
6. Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрены полномочия по установлению случаев осуществления иностранным гражданином временно пребывающим (временно проживающим) в Российской Федерации вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).
Вместе с тем, иностранные граждане, осуществляющие в Российской Федерации трудовую деятельность на основании патентов, также могут быть заняты на работах, предусматривающих осуществление трудовой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, например, "дорожный рабочий", "асфальтобетонщик", "водитель автомобиля".
В этом случае иностранный гражданин должен будет приобрести патент на территории всех субъектов Российской Федерации, где он находится в связи с исполнением им своих служебных обязанностей. В случае, например, с "водителем автомобиля" это могут быть десятки субъектов Российской Федерации, по территории которых он должен будет проехать, следуя в конечный пункт своего назначения.
Полагаем, что такая ситуация является дискриминационной по отношению к иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патентов, и создает условия для нелегального осуществления трудовой деятельности данной категорией иностранных работников.
В этой связи проектом федерального закона предусматривается полномочие по утверждению случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент.
7. Проектом федерального закона предлагается отказаться от ежегодного установления Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
При этом полномочие Правительства Российской Федерации по установлению допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации не отменяется.
Исключение необходимости ежегодного принятия акта Правительства Российской Федерации об установлении допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, наряду с ее установлением на неопределенный срок, позволит изменять указанную долю (размер, отрасли экономики) не один раз в год, а по мере необходимости.
Это позволит более оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке труда и при необходимости, либо установить новое ограничение на привлечение иностранных работников, либо, наоборот, снять ранее установленное ограничение.
8. Проектом федерального закона уточняются предоставленные в настоящее время полномочия при формировании потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, предусматривается закрепление на законодательном уровне права Минтруда России утверждать:
форму представления исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Минтруд России потребности в привлечении иностранных работников, в том числе увеличении (уменьшении) размера потребности в привлечении иностранных работников, и рекомендации по ее заполнению;
форму заявки работодателя или заказчика работ (услуг) о потребности (в том числе об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности) в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) и рекомендации по ее заполнению.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Установление дополнительных полномочий субъектов Российской Федерации планируется с начала нового календарного года. В связи с этим срок вступления Федерального закона в силу предлагается установить с 1 января 2020 года.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы" не потребует внесения изменений и дополнений в иные федеральные законы.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки нормативного правового акта |
Краткое описание (цель, предмет и содержание) нормативного правового акта |
Ответственные исполнители |
1. |
Приказ Минтруда России "О внесении изменений в приказ Минтруда России от 23 января 2014 года N 27н "Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников" |
Проектом федерального закона предусматривается право Минтруда России утверждать форму заявки работодателя или заказчика работ (услуг) о потребности (в том числе об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности) в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) и рекомендации по ее заполнению. |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу |
Утверждение формы заявки работодателя или заказчика работ (услуг) о потребности (в том числе об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности) в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) и рекомендации по ее заполнению. |
Минтруд России МВД России |
2. |
Приказ Минтруда России "О внесении изменений в приказ Минтруда России от 28 июля 2010 года N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" |
Проектом федерального закона предусматриваются полномочия по установлению случаев осуществления иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации и имеющим патент, трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. |
В течение шести месяцев со дня вступления в силу |
Установление случаев осуществления иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации и имеющим патент, трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. |
Минтруд России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.