Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 22 мая по 19 июня 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/05-18/00080945).
Положениями проекта акта вносятся изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Как отмечает разработчик, проектируемые изменения вносятся в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы, снижения количества иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации с нарушением действующего законодательства, создания дополнительных механизмов на уровне субъектов Российской Федерации, позволяющих балансировать рынок труда в субъектах Российской Федерации, минимизирующих необоснованную конкуренцию иностранных и российских специалистов в схожих трудовых сферах.
Для достижения указанных целей проектируемым регулированием, в частности, предлагается предоставить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) право утверждения перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), с указанием которых может быть оформлен патент, и перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), привлечение по которым иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента запрещается (далее - перечни профессий). Указанные перечни профессий утверждаются с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации.
Работодатель или заказчик работ (услуг), согласно проектируемым изменениям, не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в проектируемых перечнях профессий, в случае их утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Положениями проекта акта определено, что "формирование перечней профессий для оформления патента осуществляется с использованием государственного информационного ресурса "Справочник профессий" и с учетом анализа наличия или отсутствия свободных рабочих мест и вакантных должностей и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня информирует территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации о принятом решении. Порядок формирования и утверждения перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента и внесения в него изменений устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации".
Необходимо отметить, что положениями статьи 18.1 Закона N 115-ФЗ определено, что при подготовке высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложений о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации должна учитываться потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, устанавливаемая прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Кроме того, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливает запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации.
Полагаем целесообразным во избежание возникновения необоснованного ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также в целях формирования четкого и прозрачного механизма формирования перечней профессий наряду с проектируемыми параметрами их формирования учитывать также региональные особенности рынка труда, а также потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, устанавливаемую прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, направленным на активное развитие регионов, а не на стагнацию экономической ситуации.
Представляется, что данные критерии должны быть определены на уровне федерального законодательства, а именно в Законе N 115-ФЗ в рамках проектируемых изменений в статью 13.3 указанного закона.
Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно с этим обращаем внимание на следующие замечания технического характера.
1. Согласно действующему пункту 29 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина. В случае принятия такого решения, согласно проектируемым изменениям, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе утвердить перечни профессий.
Таким образом, утверждение проектируемых перечней является правом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Соответственно, в случае принятия решения об указании в соответствующем патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть принято решение не утверждать проектируемые перечни профессий.
Согласно проектируемым изменениям "орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня информирует территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации о принятом решении".
Следует отметить неопределенность проектируемых положений. Так, не ясно, о принятии какого решения идет речь: о решении об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина либо о решении воспользоваться правом утверждения проектируемых перечней.
Кроме того, способ информирования о принятом решении проектом акта не определен, также не определено, что следует считать моментом отсчета срока, в течение которого территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации должен быть проинформирован.
В связи с изложенным полагаем целесообразным внести в проект акта соответствующие правки, устраняющие указанные неопределенности.
2. Положениями проекта акта наряду с проектируемым правом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждать соответствующие перечни профессий предлагается предоставить указанному лицу право принимать решение об установлении лимитов на выдачу патентов на территории данного субъекта Российской Федерации. В случае принятия такого решения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня информирует территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации о принятом решении.
Решение об установлении лимитов на выдачу патентов принимается по мере необходимости, но не позднее чем за три месяца до дня вступления данного решения в силу.
Следует отметить, что способ информирования о принятом решении, а также момент отсчета срока, в течение которого территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации должен быть проинформирован, проектом акта не определены, также не определен срок вступления в силу указанного решения.
В связи с изложенным полагаем целесообразным внести в проект акта правки, устраняющие указанные неопределенности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.