Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "Об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований перевозки опасных грузов" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=83273.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 22 августа по 6 сентября 2018 г., а также текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 23 ноября по 13 декабря 2018 года.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не содержит риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектируемой частью 10 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предлагается установить административную ответственность за нарушение требований организации и осуществления перевозок опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-9 указанной статьи КоАП.
Предлагаемая в проекте акта формулировка представляется излишне широкой и не дает возможности оценить, за какие нарушения могут быть привлечены к ответственности перевозчики опасных грузов. При этом разработчиком в сводном отчете не представлено информации, подтверждающей необходимость введения дополнительной нормы, не конкретизирующей состав правонарушения.
В этой связи считаем необходимым дополнительно проработать вопрос целесообразности установления указанного состава правонарушения.
2. Пунктами 5 и 7 проекта акта предлагается наделить полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 4, 6 - 7 и 10 статьи 12.21.2 КоАП, одновременно органы внутренних дел (полицию) и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор (Ространснадзор).
Кроме того, подпунктами "а" и "в" пункта 10 проекта акта органы внутренних дел и Ространснадзора также наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5, 8 и 9 статьи 12.21.2 КоАП.
В этой связи отмечаем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закрепляется принцип недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Также Методикой исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" закрепляется принцип одного контролирующего органа, заключающийся в том, что в отношении одного обязательного требования государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль может осуществляться только одним контрольно-надзорным органом и в рамках только одного вида контроля (надзора).
Учитывая изложенное, разработчику необходимо исключить дублирование полномочий по контролю за соблюдением соответствующих требований в области перевозки опасных грузов и предусмотреть возложение полномочий по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях только на один контрольно-надзорный орган.
3. Кроме того, сообщаем, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 6 августа 2019 г. N ДМ-П14-6703 федеральным органам исполнительной власти в период подготовки нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проектов федеральных законов, направленных на совершенствование законодательства в области административных правонарушений, поручается не допускать внесения в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, не связанных с исполнением решений Конституционного Суда Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В этой связи разработчику необходимо дополнительно проанализировать основания для разработки и целесообразность разработки проекта акта.
В этой связи на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России не может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.