Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8, 35 Воздушного кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 1 августа по 28 августа 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта приказа размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=93647.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 16 сентября по 20 сентября 2019 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Ассоциации "Аэронет", НО "Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта", АО "ГСС", ПАО "Кузнецов", ГКУ "МАЦ", АО "ОДК-Авиадвигатель", ПАО "Туполев", АО АК "РусЛайн", АО "Авиакомпания "Сибирь", ПАО "ОДК-Сатурн", учтенные при подготовке настоящего заключения.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не содержит риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В ходе оценки регулирующего воздействия были выявлены следующие риски правоприменения проекта акта.
1. Пунктом 2 статьи 1 проекта акта предлагается разделить понятия летной годности беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, авиационного двигателя, воздушного винта и летной годности гражданского воздушного судна.
При этом в соответствии с проектируемой нормой летная годность беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента может быть подтверждена только соответствием типовой конструкции, в то время как летная годность гражданского воздушного судна - также характеристикам, установленным в акте оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к лётной годности и к охране окружающей среды.
В этой связи отмечаем, что в соответствии со статьей 32 Воздушного кодекса Российской Федерации беспилотная авиационная система - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов. Таким образом, одним из элементов беспилотной авиационной системы является воздушное судно, которое может относиться к гражданским воздушным судам или иным воздушным судам.
Кроме того, согласно части 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды.
Таким образом, проектируемая статья 35 Воздушного кодекса Российской Федерации будет вступать в противоречие действующей редакции статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации. В этой связи считаем необходимым предусмотреть, что летная годность беспилотной авиационной системы представляет собой состояние беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, при котором они соответствуют также акту оценки воздушного судна.
2. Также необходимо отметить, что проектируемой редакцией части 1 статьи 35 Воздушного кодекса Российской Федерации не установлено, в каких случаях гражданское воздушное судно может соответствовать типовой конструкции, а в каких - акту оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к лётной годности и к охране окружающей среды.
Указанная норма может привести к различному толкованию применения требований, в связи с чем считаем необходимым однозначно определить случаи, при которых воздушное судно может соответствовать типовой конструкции, а при каких - акту оценки воздушного судна.
3. Пунктом 1 статьи 1 проекта акта предлагается установить, что обязательную сертификацию в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, проводит уполномоченный орган. Действующей редакцией статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации при этом уточняется, что указанный орган уполномочен Правительством Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 1 статьи 1 проекта акта устанавливается, что обязательной сертификации подлежат юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники. При этом согласно части 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации в настоящее время юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.
В этой связи отмечаем, что предлагаемые разработчиком изменения в статью 8 Воздушного кодекса Российской Федерации по сути не изменяют правового регулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, поскольку также предусматривают наличие определенного разрешительного режима их деятельности.
Вместе с тем пояснительные материалы к проекту акта в недостаточной степени описывают проблему, на решение которой направлены предлагаемые изменения. Кроме того, представленные материалы не раскрывают, какой орган будет уполномочен на проведение сертификации юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, а также кем он будет уполномочен.
В этой связи целесообразность предлагаемых в статью 8 Воздушного кодекса Российской Федерации изменений представляется необоснованной.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России может быть сделан вывод, что решение проблемы предложенным способом регулирования недостаточно обосновано.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.