Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте"
(подготовлен Минтрансом России 14.02.2019 г.)
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от__________N__________
Правила
перевозок грузов, порожних грузовых вагонов и контейнеров железнодорожным транспортом с применением запорно-пломбировочных устройств или закруток
I. Общие положения
1. Настоящие Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов и контейнеров железнодорожным транспортом с применением запорно-пломбировочных устройств или закруток (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Действие настоящих Правил распространяется на все виды сообщений с участием железнодорожного транспорта, за исключением случаев, когда международными договорами, участником которых является Российская Федерация, предусмотрено иное.
2. Для опломбирования вагонов, контейнеров, применяются запорно-пломбировочные устройства (контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами) (далее - ЗПУ):
механическое - устройство одноразового применения, имеющее индивидуальный контрольный знак;
электронное - устройство, выполняющее функции механического запорно - пломбировочного устройства и имеющее электронный блок.
Опломбирование вагонов, контейнеров производится механическими или электронными ЗПУ по выбору грузоотправителя (отправителя).
При установлении законодательством Российской Федерации необходимости применения электронных устройств, обеспечивающих отслеживание перевозок грузов железнодорожным транспортом, в том числе транзитных, применение данных устройств осуществляется на условиях настоящих Правил.
Конструкция ЗПУ должна соответствовать техническим условиям, предусмотренным конструкторской документацией, общим техническим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти.
Для запирания вагонов, контейнеров в предусмотренных настоящими Правилами случаях применяется закрутка:
- запирающее устройство механического типа одноразового применения, не имеющее индивидуального контрольного знака.
ЗПУ и закрутки должны быть установлены на вагоны, контейнеры таким образом, чтобы обеспечивалась возможность беспрепятственного считывания нанесенной на ЗПУ и закрутку информации средствами визуального или технического контроля.
Запорные устройства вагонов, контейнеров (закидки крытых вагонов, рукоятки дверей контейнеров, штурвалы люков и т.д.) не должны допускать возможность несанкционированного снятия самого запорного устройства, а также ЗПУ и закрутки без их повреждения.
Тип применяемых запорно-пломбировочных устройств и закруток, порядок учета, хранения, утилизации, устанавливаются перевозчиком.
Перевозчик имеет право отказать в применении определенных типов ЗПУ при их несоответствии общим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3. В соответствии со статьей 28 Устава загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы ЗПУ.
Решение по применению ЗПУ или закруток при перевозке вагонов, контейнеров с грузами, перечисленными в Перечне грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательной установкой закруток (далее - Перечень), являющемся приложением к настоящим Правилам, принимается грузоотправителем.
4. Перевозка грузов в вагонах, контейнерах в прямом и непрямом международном сообщениях, а также во внутригосударственном сообщении при следовании под контролем (надзором) государственных органов без ЗПУ не допускаются.
5. Крытые вагоны, контейнеры при перевозке в них грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны быть опломбированы перевозчиком или доверенным лицом грузоотправителя (отправителя) за счет грузоотправителя (отправителя).
6. На загруженные вагоны, контейнеры устанавливаются ЗПУ или закрутки:
перевозчиком и за его счет, если погрузка обеспечена перевозчиком;
грузоотправителем и за его счет, если погрузка обеспечена грузоотправителем.
ЗПУ или закрутки устанавливаются на порожние вагоны, контейнеры:
перевозчиком и за его счет, если выгрузка обеспечена перевозчиком;
отправителем (грузополучателем предыдущего рейса) и за его счет, если выгрузка обеспечена отправителем (грузополучателем предыдущего рейса).
После проведения промывки, ветеринарно-санитарной обработки, пропарки, ремонта вагонов, контейнеров установка на них ЗПУ, закруток осуществляется организацией, производившей промывку, ветеринарно-санитарную обработку, пропарку, ремонт за счет организации, которая отправила вагон, контейнер на промывку, ветеринарно-санитарную обработку, пропарку, ремонт.
В случае отказа получателя от приема порожнего грузового вагона по причине технической неисправности или непригодности в коммерческом отношении, определенной после снятия ЗПУ или закрутки, наложение на такой вагон ЗПУ или закрутки производится получателем за счет отправителя, отправившего вагон.
7. Все находящиеся на вагоне, контейнере ЗПУ, закрутки перед выгрузкой или погрузкой должны быть сняты грузополучателем (получателем), грузоотправителем (отправителем) или перевозчиком, в зависимости от того, кем обеспечивается выгрузка или погрузка.
8. Снятые ЗПУ, в целях исключения возможности их повторного использования, а также использования их составных частей, должны быть утилизированы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований.
9. При перевозке грузов, указанных в Перечне, в вагонах, контейнерах или порожних вагонов, контейнеров с установленными на них грузоотправителями (отправителя)/ грузополучателями (получателями) закрутками, перевозчик не несет ответственность за сохранность груза или состояние внутреннего оборудования порожнего вагона, контейнера.
10. Перед предъявлением к перевозке порожних вагонов, контейнеров ЗПУ опломбируются двери, крышки люков (или штанги, фиксирующие крышки загрузочных люков):
изотермических, в том числе рефрижераторных вагонов;
рефрижераторных, изотермических и иных специализированных контейнеров;
цистерн - (крышка загрузочного люка и нижний сливной прибор, если он не оборудован дополнительным промежуточным затвором);
крытых вагонов, специализированных вагонов крытого типа, универсальных контейнеров при отправлении их на ветеринарно-санитарную обработку по второй и третьей категориям в соответствии с ветеринарным назначением;
крытых вагонов, контейнеров - если они оснащены дополнительным оборудованием;
крытых вагонов, специализированных вагонов крытого типа, контейнеров после выгрузки опасных грузов, если они перевозятся на условиях опасного груза.
11. Если пунктом 10 настоящих Правил или правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом не предусмотрена установка ЗПУ, двери, крышки разгрузочных люков вагонов крытого типа, специализированных вагонов крытого типа, контейнеры перед предъявлением к перевозке в порожнем состоянии запираются закрутками. На загрузочные люки или штанги, фиксирующие крышки загрузочных люков порожних специализированных вагонов крытого типа закрутки не устанавливаются.
Допускается устанавливать закрутки вместо ЗПУ:
если перевозка вагонов после проведения промывки, ветеринарно-санитарной обработки, пропарки с промывочно-пропарочных станций в ремонт или под погрузку, или после проведения ремонта под погрузку, осуществляется в пределах одной станции;
при отправлении крытых вагонов, не требующих промывки, а также при направлении их на ветсанобработку по первой категории, или после проведения промывки и всех видов ветсанобработки.
12. При направлении порожних грузовых вагонов под погрузку с железнодорожных станций отстоя, перемещения, ремонта (если при ремонте вагона ЗПУ, закрутки, наложенные на станции отправления, не снимались) вагоны следуют с ЗПУ, закрутками, наложенными при отправлении на станцию отстоя, перемещения, ремонта.
При обнаружении утраты, отсутствия ЗПУ, закруток на вагонах, находящихся на путях общего пользования станций перемещения, наложение ЗПУ, закруток производится перевозчиком.
При обнаружении утраты, отсутствии ЗПУ, закруток на вагонах, отстой которых осуществляется на путях общего пользования, наложение ЗПУ, закруток производится перевозчиком, в случаях если отстой осуществляется на путях необщего пользования, то владельцем этих путей.
13. В соответствии со статьей 28 Устава в случае вскрытия вагонов, контейнеров для проведения таможенного досмотра, либо других видов государственного контроля (надзора) такие вагоны, контейнеры после проведения досмотра, контроля (надзора) должны быть опломбированы таможенными органами или другими органами государственного контроля (надзора) ЗПУ установленного к применению перевозчиком типа. ЗПУ в этом случае могут предоставляться перевозчиком.
О факте проведения такого вскрытия со снятием ЗПУ с вагона, контейнера составляется акт в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
После проведения таможенного досмотра, либо других видов государственного контроля (надзора), досмотра допускается не производить полную замену всех ЗПУ на вагоне, контейнере, а ограничиться заменой только того ЗПУ, снятие которого было произведено для осуществления указанных досмотра, контроля.
Об опломбировании таможенными органами или другими органами государственного контроля (надзора) вагонов, контейнеров перевозчиком делается отметка в графе "Отметки перевозчика" оригинала накладной и дорожной ведомости с указанием контрольных знаков и типа ЗПУ в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. При предоставлении ЗПУ перевозчиком в этой графе дополнительно указывается: "ЗПУ предоставлено перевозчиком".
Расходы перевозчика на предоставление ЗПУ таможенным органам или другим органам государственного контроля (надзора), а также расходы по пломбированию вагонов, контейнеров после перегрузки импортных, транзитных грузов на пограничных, передаточных станциях, возмещаются за счет грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), экспедитора.
Наличие на вагоне, контейнере ЗПУ, установленного таможенным или иным органом государственного контроля (надзора), не является основанием для проверки перевозчиком при выдаче груза его состояния, массы и количества мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 41 Устава.
14. При обнаружении вагона, контейнера в пути следования без ЗПУ, с поврежденным ЗПУ либо с ЗПУ не установленного к применению перевозчиком типа, а также с ЗПУ, не соответствующего сведениям, указанным в накладной, перевозчиком устанавливается новое ЗПУ и оформляется акт в порядке, предусмотренном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
15. Прием к перевозке вагонов, контейнеров, опломбированных ЗПУ с одинаковыми, неясными и неполными индивидуальными контрольными знаками, а также с поврежденной, несоответствующей настоящим Правилам, либо отсутствующей маркировкой, а также с не снятыми ЗПУ после осуществления предыдущей перевозки, не допускается.
Не допускается применение для опломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ, не принятых к учету перевозчиком.
16. Порядок обеспечения грузоотправителей, грузополучателей ЗПУ и закрутками, а также передача от одного грузоотправителя к другому определяется по соглашению между перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем.
17. ЗПУ не подлежат утилизации, если они прилагаются к составленному перевозчиком коммерческому акту или в случае необходимости изымаются правоохранительными органами в установленном порядке для проведения их экспертизы.
II. Места установки ЗПУ на вагонах и контейнерах
18. ЗПУ или закрутки устанавливаются:
на универсальном крытом вагоне - на накладке двери - с каждой стороны вагона по одному ЗПУ или закрутке. Грузоотправители (отправители) дополнительно могут устанавливать по одному ЗПУ или закрутке на дополнительные проушины дверей груженых вагонов.
на рефрижераторном, изотермическом вагоне в зависимости от конструкции вагона:
на дверях, оборудованных нажимной плитой и рычагом запорного устройства, с каждой стороны - по одному ЗПУ;
на нижних ушках двери, предназначенных для опломбирования, с каждой стороны вагона по одному ЗПУ;
на цистерне - в проушину запорного устройства каждой крышки загрузочных люков - по одному ЗПУ. В случаях, когда нижний сливной прибор оборудован дополнительным промежуточным затвором, ЗПУ на нижнем сливном приборе не устанавливается;
на специализированном вагоне (вагоне-хоппере) для перевозки зерна - на узел каждого из штурвалов разгрузочных люков, на штангу, фиксирующую крышки загрузочных люков по одному ЗПУ или закрутке;
на специализированном вагоне (вагоне-хоппере) для перевозки минеральных удобрений - на узел каждого из разгрузочных люков, на штангу, фиксирующую крышки загрузочных люков - по одному ЗПУ или закрутке;
на специализированном вагоне (вагоне-хоппере) для перевозки цемента - на узел каждого из штурвалов разгрузочных люков по одному ЗПУ и на каждый загрузочный люк - по одному ЗПУ или закрутке;
на крытом вагоне для перевозки легковых автомобилей - на запорном узле каждой торцевой двери, а также переездной площадки вагона, если такую площадку конструктивно возможно открыть, не открывая торцевую дверь вагона - по одному ЗПУ;
на контейнерах - на дверь контейнера, закрывающейся последней, в местах или узлах, специально предусмотренных конструкцией контейнера для их опломбирования - по одному ЗПУ или закрутке.
В случае если вагон-хоппер оборудован пневматическими разгрузочными устройствами ЗПУ или закрутка на крышки разгрузочных люков не устанавливаются. На штангу, фиксирующую крышки загрузочных люков, устанавливается по одному ЗПУ или закрутка.
На вагонах других видов установка ЗПУ производится на места или узлы, специально предусмотренные для их опломбирования.
III. Маркировка ЗПУ
19. На ЗПУ должна быть нанесена следующая информация:
буквенное сокращенное наименование перевозчика;
индивидуальный контрольный знак из букв и цифр;
товарный знак предприятия-изготовителя ЗПУ;
последняя цифра года выпуска ЗПУ;
тип (наименование) ЗПУ.
Маркировка и индивидуальные контрольные знаки закрутки должны содержать:
буквенное сокращенное наименование перевозчика;
товарный знак предприятия-изготовителя закрутки;
последняя цифра года выпуска;
тип (наименование) закрутки.
На ЗПУ или закрутках может быть нанесена дополнительная информация, по согласованию с перевозчиком.
Применение ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными индивидуальными контрольными знаками не допускается.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам перевозок грузов, порожних грузовых вагонов и контейнеров
железнодорожным транспортом с применением
запорно-пломбировочных устройств или закруток
ПЕРЕЧЕНЬ
грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательной установкой закруток
1. Азофосфат
2. Алебастр (гипс) молотый
3. Аммония сульфат (аммоний сернокислый)
4. Аммофос
5. Ангидрит (шпат полевой и шпат легкий) молотый
6. Антрацит
7. Аспид в кусках
8. Асфальт
9. Базальт
10. Барабаны деревянные для наматывания кабеля и проволочных канатов неразобранные и разобранные
11. Бентонит (глина бентонитовая)
12. Бетонит
13. Битум
14. Битумен (камень битуминозный)
15. Бой гипсовый, глиняный, гончарный, графитный, кирпичный, стеклянный, фарфоровый, фаянсовый, шамотовый
16. Выжимки (жмыхи) овощные
17. Гажа (мергель гипсовый)
18. Гипс для флюсования
19. Гипс технический
20. Гипс, не поименованный в АЕТСНГ
21. Глина всякая
22. Глинопорошок
23. Глинозем
24. Глютен сухой гранулированный
25. Грязи минеральные для ванн
26. Гудрон металлургический
27. Диаммофос
28. Диамофоска
29. Земля инфузорная
30. Доломит для стекольной промышленности молотый
31. Доломит обожженный и сырой
32. Дробина пивная гранулированная
33. Жернова
34. Земля, кроме красильной
35. Зерноотходы
36. Зола всякая
37. Известняк для флюсования
38. Известняк молотый, не поименованный в АЕТСНГ
39. Известь гашеная (пушонка)
40. Известь газовая
41. Известь гидравлическая
42. Известь для флюсования
43. Известь карбонатная
44. Известь фосфорнокислая
45. Известь, не поименованная в АЕТСНГ
46. Камень всякий
47. Камень гипсовый
48. Калий сернокислый (калия сульфат)
49. Калий хлористый (калия хлорид)
50. Калимагнезия
51. Карбамид (мочевина искусственная)
52. Карбанилид (дифенил-мочевина)
53. Карбид (карборунд) кремния зеленый и черный в зерне, порошке
54. Карбонизат
55. Карналлит
56. Кварц молотый
57. Кварциты измельченные, молотые
58. Кеки (отходы концентратов цветных руд)
59. Кирпич молотый и толченый
60. Клинкер цементный
61. Концентрат апатитовый (апатиты)
62. Концентрат минеральный "Галит"
63. Концентрат калийно-магниевый
64. Концентрат нефелиновый
65. Концентраты железных и цветных металлов (кроме вольфрамовых, оловянных, редких металлов, шеелитовых)
66. Корунд природный в кусках
67. Кость, кроме поделочной
68. Лузга всякая
69. Лоза, ракитник (прутья ивовые)
70. Мел всякий
71. Монокальций фосфат
72. Мрамор молотый
73. Мука доломитовая (доломит молотый)
74. Мука фосфоритная
75. Мучка кормовая
76. Натрия карбонат
77. Натрия триполифосфат
78. Нитроаммофос
79. Нефтебитум
80. Нитроаммофоска
81. Нитрофос
82. Нитрофоска
83. Нитроаммофос
84. Обрезки резиновые, роговые
85. Огарки всякие
86. Опилки древесные
87. Отходы мукомольные зерновые
88. Пегматит
89. Пек всякий
90. Перлит вспученный
91. Перлит, не поименованный в АЕТСНГ
92. Песок кварцевый, кроме обогащенного
93. Песок для песочниц локомотивов, строительный, формовочный
94. Песок кварцевый, кроме строительного
95. Песок формовочный
96. Полугудрон
97. Порошок минеральный
98. Порошок асбошиферный асфальтовый, известковый, шамотовый
99. Порошок магнезитовый металлургический
100. Початки кукурузные обмолоченные
101. Преципитат (дикальций фосфат)
102. Пыль (всякая)
103 Ракушечник, ракушка морская и речная
104. Руды железных, марганцевых и цветных металлов (кроме мышьяковистой, ртутной)
105. Сажа белая
106. Свекла сахарная
107. Сиенит (минерал)
108. Силикат натрия
109. Сильвинит
110. Смесь золошлаковая тепловых электростанций
111. Смола древесная, каменноугольная, нефтяная, сланцевая
112. Сода кальцинированная (натрия карбонат)
113. Сода питьевая (натрия гидрокарбонат)
114. Соль каменная, поваренная нерасфасованная
115. Спеццемент для бурения
116. Стронция карбонат
117. Суперфосфат аммонизированный
118. Суперфосфат двойной
119. Суперфосфат простой
120.. Сырье горно-химическое для производства удобрений (все наименования, кроме концентрата датолитового)
121. Трикальцийфосфат
122. Технический углерод
123. Тигли всякие битые
124. Тростник
125. Тюбинги всякие, применяемые при строительстве
126. Уголь каменный, костяной, древесный
127. Удобрение калийно-магниевое (каинит)
128. Удобрения азотные, не поименованные в АЕТСНГ
129. Удобрения калийные, не поименованные в АЕТСНГ
130. Удобрения фосфатные, не поименованные в АЕТСНГ
131. Удобрения химические и минеральные всякие, не поименованные в АЕТСНГ
132. Фосфориты
133. Фосфогипс
134. Цемент
135. Шпат полевой
136. Шквар (остатки стекольного производства)
137. Шлам всякий
138. Шлаки (изгарь) всех наименований
139. Шроты всех видов
140. Штыб
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.