Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 16.10.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. N ДМ-П8-3603, а также пункта 1 раздела I плана мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 265-р.
Законопроект направлен на создание дополнительных преференций при приобретении гражданства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, окончивших с отличием обучение по очной форме в государственных образовательных организациях высшего образования Российской Федерации (далее - образовательная организация).
Необходимость разработки законопроекта вызвана потребностью российской науки и экономики в высококвалифицированных специалистах.
В настоящее время выпускники российских образовательных организаций и научных организаций вправе приобрести российское гражданство в упрощенном порядке при наличии вида на жительство и осуществления до подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации трудовой деятельности не менее трех лет (пункт "е" части второй статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
При этом, после окончания обучения в образовательной организации они находятся на территории Российской Федерации в статусе временно пребывающих. До получения вида на жительство им необходимо получить разрешение на временное проживание.
Таким образом, общий срок со дня подачи заявления о получении разрешения на временное проживание до приобретения гражданства Российской Федерации составляет не менее двух лет.
Практика реализации данной нормы свидетельствует, что число принятых в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, окончивших обучение в образовательных организациях Российской Федерации, имеет тенденцию роста (2017 год - 292 чел., 2018 год - 695 чел., 7 месяцев 2019 года - 385 чел.), однако остается незначительным.
Законопроектом предлагается предоставить право рассматриваемой категории иностранных граждан и лиц без гражданства приобрести российское гражданство в упрощенном порядке при наличии регистрации по месту жительства либо состоянии на учете по месту пребывания на территории Российской Федерации, то есть как в случае получения разрешения на временное проживание и вида на жительство, так и в отсутствие таких документов.
Также законопроектом предлагается исключить из числа образовательных организаций высшего образования негосударственные частные образовательные организации. В противном случае это может привести к необоснованному расширению категорий соискателей российского гражданства за счет выпускников коммерческих образовательных организаций, чья деятельность, в первую очередь, направлена на получение прибыли, а уровень предоставления образовательных услуг уступает уровню образовательных организаций, находящихся в ведении государства.
Отнесение полученной специальности (квалификации) к перечню профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, направлено на ликвидацию имеющегося дефицита соответствующих профессий на рынке труда.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете на текущее содержание Министерства внутренних дел Российской Федерации.
С точки зрения социально-экономических и иных последствий ожидается, что издание Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" позволит привлечь в Российскую Федерацию перспективных лиц с высоким интеллектуальным потенциалом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено положение о вступлении его в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, что обусловлено необходимостью внесения изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.