Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, желающих выехать на новое место жительства из закрытых административно-территориальных образований, на территории которых располагаются организации и (или) объекты, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования"
(подготовлен Минобороны России 15.10.2019 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, желающих выехать на новое место жительства из закрытых административно-территориальных образований, на территории которых располагаются организации и (или) объекты, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования" (далее - проект Указа) направлен на решение проблемы формирования специализированного жилищного фонда Минобороны России в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО), созданных по роду деятельности организаций и (или) объектов, находящихся в ведении Минобороны России.
Проектом указа предлагается предоставлять жилые помещения гражданам Российской Федерации и членам их семей, указанным в пункте 21 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1), желающим выехать на новое место жительства из закрытых административно-территориальных образований, на территории которых располагаются организации и (или) объекты, находящиеся в ведении Минобороны России и по роду деятельности которых созданы ЗАТО, принятым органами местного самоуправления ЗАТО на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО (далее - учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты).
Освобожденные указанными гражданами жилые помещения согласно проекту Указа предлагается в последующем передавать в федеральную собственность (Минобороны России) для последующего использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Реализация указанных предложений позволит решить проблему жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу на территориях ЗАТО, в которых существует потребность в служебных жилых помещениях, но которые в связи с различными объективными причинами (отсутствие строительства жилых помещений, нет предложений по продаже жилых помещений) не могут быть на территории ЗАТО построены либо закуплены.
В целях реализации проекта Указа Минобороны России наделяется правом использовать для переселения таких граждан жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности и праве оперативного управления Минобороны России либо подведомственного ему учреждения (организации) или казенного предприятия.
Жилые помещения согласно проекту Указа предоставляются только при согласии граждан и должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договорам социального найма предлагается определить нормативным правовым актом Минобороны России.
Поскольку на практике часто бывает сложно подобрать жилое помещение в точности соответствующее норме предоставления жилого помещения, Минобороны России наделяется правом в случае невозможности предоставления жилых помещений по установленным проектом Указа нормам с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома предложить гражданам жилые помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно большей площади. Такое превышение не может составлять более 9 кв. м.
Проектом Указа очередность предоставления жилых помещений, а также гарантии при переезде определяются по нормам, установленным Законом N 3297-1.
Кроме этого, пунктом 9 проекта Указа также предусматривается, что Минобороны России вправе предложить гражданам при их согласии жилые помещения общей площадью меньше норм предоставления. Нормы, закрепляющие аналогичное правовое регулирование, также закреплены в статье 9 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и статье 9 Федерального закона от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 г. N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков".
Если граждане выразят несогласие с предоставлением предлагаемых жилых помещений, то они будут подлежать обеспечению только жилыми помещениями равнозначной площадью либо большей при наличии оснований.
Проектом Указа также закрепляется, что гражданам, получившим жилые помещения, социальная выплата для переселения из ЗАТО не предоставляется, а такие граждане подлежат снятию с учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты. Кроме этого, закрепляется, что такие граждане обязаны сдать жилые помещения, занимаемые ими на территории ЗАТО и находящиеся у них в собственности либо по договору социального найма, а также жилые помещения специализированного жилищного фонда Минобороны России.
Проект Указа предусматривает, что он вступает в силу с 1 апреля 2020 г. Данный срок установлен исходя из необходимости разработки и внутреннего согласования Минобороны России ведомственного нормативного правового акта во исполнение положений проекта Указа, а также времени, необходимого Минюсту России на его государственную регистрацию.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией проекта Указа, будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минобороны России на осуществление деятельности в установленной сфере.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., иных международных договоров.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.