Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.10.2019 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и иные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 8 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, 4390; 2016, N 26, ст. 3877; 28, ст. 4558; N 52, ст. 7491; 2017, N 18, ст. 2664; N 24, ст. 3478; N 25, ст. 3596; N 27, ст. 3953; N 31, ст. 4790, 4825, 4827; N 48, ст. 7051; 2018, N 1, ст. 66; N 18, ст. 2572; N 27, ст. 3956; N 30, ст. 4546; N 49, ст. 7523; N 52, ст. 8101) следующие изменения:
1) в статье 2:
в пункте 11 слова "или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель" исключить;
в пункте 12 слова "гражданин или юридическое" исключить;
дополнить пунктами 21 - 30 следующего содержания:
21) управление данными - действия по формированию (сбору, записи), хранению, использованию (обработке путем изменения, преобразования, обезличивания, гармонизации, систематизации), обеспечению доступа к данным, в том числе путем их предоставления, раскрытия, распространения, их удалению;
22) государственные (муниципальные) данные - данные, содержащиеся в государственных (муниципальных) информационных системах, либо данные, которыми управляют государственные органы (органы местного самоуправления), в том числе в бумажном виде;
23) вид государственных (муниципальных) данных - описание структуры уникальной совокупности государственных (муниципальных) данных, отражающей характеристики одного или нескольких объектов, субъектов, процессов или их свойств;
24) реестр видов государственных (муниципальных) данных - систематизированный перечень сведений о видах государственных (муниципальных) данных, связях между ними;
25) модель государственных (муниципальных) данных - описание связей между государственными (муниципальными) данными в формате, пригодном для передачи, интерпретации и обработки с использованием средств автоматизации;
26) отчетность - информация, предоставляемая на регулярной или нерегулярной основе государственным органам, органам местного самоуправления или иным, определенным федеральным законом, лицам по формам предоставления информации или показателям, определенным правовыми актами или в запросах таких лиц о предоставлении информации, юридическими лицами, физическими лицами, государственными органами или органами местного самоуправления;
27) гармонизация государственных (муниципальных) данных - приведение одних государственных (муниципальных) данных в соответствие с другими государственными (муниципальными) данными аналогичного вида государственных (муниципальных) данных путем применения установленных настоящим Федеральным законом способов такого приведения в соответствие;
28) систематизация государственных (муниципальных) данных - упорядочивание государственных (муниципальных) данных по сходству или различию присущих им характеристик, унификация структурных элементов государственных (муниципальных) данных и форматов их представления;
29) обезличивание информации - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность информации конкретным лицу, объекту или процессу;
30) национальная система управления данными - механизм обеспечения управления государственными (муниципальными) данными, а также взаимодействия между государственными органами (органами местного самоуправления) по вопросам обмена государственными (муниципальными) данными, с использованием нормативного правового, научно-методического, финансового, кадрового, информационного и иного ресурсного обеспечения.";
2) статью 3 дополнить пунктами 9 - 10 следующего содержания:
"9) однократное предоставление и многократное использование информации, предоставляемой в составе отчетности.";
3) статью 4 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, эксплуатацией, развитием государственных и муниципальных информационных систем, формированием и ведением государственных и муниципальных информационных ресурсов осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.";
4) в статье 5:
дополнить частью 31 следующего содержания:
"31. Документированная информация, подписанная уполномоченным должностным лицом государственного органа (органа местного самоуправления) и содержащаяся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, иная документированная информация, подписанная уполномоченным должностным лицом государственного органа (органа местного самоуправления) и предоставленная другому лицу, а также информация, опубликованная государственным органом (органом местного самоуправления), в том числе размещенная на официальном сайте государственного органа (органа местного самоуправления) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", является официальной.";
часть 4 дополнить словами ", а также целей ее использования";
5) статью 7 дополнить частями 7 - 8 следующего содержания:
"7. Предоставление общедоступной информации, содержащейся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, в электронной форме, осуществляется безвозмездно, в том числе путем обеспечения доступа к ней, если иное не определено федеральными законами, Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами, регламентирующими формирование и ведение соответствующих государственных (муниципальных) информационных ресурсов.
8. Предоставление общедоступной информации, содержащейся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах на бумажном носителе осуществляется за плату, если иное не определено федеральными законами, Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами, регламентирующими формирование и ведение соответствующих государственных (муниципальных) информационных ресурсов. Предельный размер такой платы, методика ее определения и порядок внесения такой платы определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок формирования и ведения соответствующих государственных (муниципальных) информационных ресурсов.";
6) статью 8 дополнить частями 51 - 53 следующего содержания:
"51. Лица, которым предоставлен доступ к государственным (муниципальным) данным, вправе использовать такие данные с учетом ограничений, установленных федеральными законами в отношении соответствующих государственных (муниципальных) данных, в том числе в статистических, исследовательских и (или) аналитических целях и для оказания информационно-аналитических услуг, а также определять порядок использования результатов таких информационно-аналитических услуг.
52. Если иное не установлено федеральным законом, физические и юридические лица имеют право на безвозмездный доступ к государственным (муниципальным) данным о себе, лицах, законными представителями которых они являются, и своем имуществе, а также право на получение информации о фактах предоставления доступа к указанным государственным (муниципальным) данным иным лицам и (или) передачи какому-либо лицу указанных государственных (муниципальных) данных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления соответственно.
53. Оператор государственного (муниципального) информационного ресурса обязан обеспечить лицу безвозмездный доступ к информации, предоставленной таким лицом для включения в государственный (муниципальный) ресурс, за исключением случая, когда после предоставления указанным лицом информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, указанное лицо утратило право доступа к такой информации.";
7) статью 9 дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. Федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации может быть установлено, что оператор государственного (муниципального) информационного ресурса по мотивированному требованию государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе государственные (муниципальные) данные, являющиеся информацией ограниченного доступа. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования государственных (муниципальных) данных, являющихся информацией ограниченного доступа, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.";
8) дополнить статьей 106 следующего содержания:
"Статья 106. Отчетность
1. Случаи предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и физическими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления отчетности устанавливаются федеральным законом, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
2. Случаи предоставления отчетности для каждого вида отчетности должны определять:
1) цель сбора отчетности;
2) наименование вида отчетности;
3) основания предоставления отчетности;
4) критерии определения юридических лиц, физических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, предоставляющих отчетность (далее - лицо, предоставляющее отчетность);
5) перечень видов информации, предоставляемой в составе отчетности;
6) регулярность предоставления отчетности (регулярная или нерегулярная);
7) режим доступа к отчетности.
3. Условия предоставления отчетности для каждого вида отчетности должны определять:
1) наименование государственного органа, органа местного самоуправления, иного определенного в соответствии с федеральным законом лица (далее - лицо, принимающее отчетность);
2) форму предоставления отчетности и(или) перечень показателей для каждого вида информации, предоставляемой в составе отчетности, указания по их заполнению;
3) критерии определения объектов, в разрезе которых предоставляется отчетность (далее - объект наблюдения);
4) формат предоставления отчетности;
5) сроки и периодичность предоставления регулярной отчетности;
6) требования к запросу уполномоченного государственного органа, органа местного самоуправления, иного определенного в соответствии с федеральным законом лица или иные критерии предоставления нерегулярной отчетности.
4. Условия предоставления юридическими лицами и физическими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления отчетности могут определять:
1) порядок информационного взаимодействия лица, предоставляющего отчетность, и лица, принимающего отчетность, в автоматизированном режиме;
2) возможность получения лицом, предоставившим информацию, дубликата предоставленных им сведений в пределах срока хранения отчетности;
3) порядок и сроки проверки отчетности лицом, принимающим отчетность;
4) порядок внесения изменений в предоставленную отчетность и ее отзыва лицом, предоставившим отчетность;
5) срок хранения отчетности.
5. В случае если федеральными законами не установлено предоставление в обязательном порядке отчетности на бумажном носителе, предоставление отчетности допускается только в электронной форме. Лица, получающие отчетность, не вправе требовать от лиц, предоставляющих отчетность, предоставления отчетности на бумажных носителях, если иное не предусмотрено федеральным законом.
6. Лицо, предоставляющее отчетность, вправе не предоставлять лицу, получающему отчетность, в составе регулярной отчетности информацию, если аналогичная по содержанию, степени детализации и периодичности предоставления информация, доступ к которой не ограничен федеральными законами для лица, получающему отчетность, направлялась им ранее указанному лицу или иному лицу, являющемуся государственным органом или органом местного самоуправления, в составе ранее предоставленной им регулярной отчетности, предоставляемой в том числе в добровольном порядке.
7. Формирование и ведение реестра объектов наблюдения и реестра видов отчетности осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Лица, принимающие отчетность, предоставляют оператору реестра видов отчетности сведения о видах отчетности, которую они принимают, для включения в реестр видов отчетности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. В реестр видов отчетности включаются сведения о случаях и условиях предоставления отчетности, указанных в частях 2 - 4 настоящей статьи. Указанные сведения, внесенные в реестр видов отчетности, являются эталонными государственными данными.
10. Сведения, содержащиеся в реестре видов отчетности, являются общедоступными и размещаются оператором реестра видов отчетности на официальном портале цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных.
11. Положения нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, предусматривающие установление новых случаев и(или) условий предоставления отчетности, а равно изменение уже установленных случаев и(или) условий предоставления отчетности (в части включения в состав отчетности новых видов информации, изменения формы (формата) их предоставления, изменения сроков и(или) периодичности их предоставления) вступают в силу 1 марта или 1 сентября соответствующего календарного года, но не ранее чем по истечении 30 дней со дня их официального опубликования.
12. В реестр видов отчетности не вносятся сведения о виде отчетности, в отношении которой не приняты нормативные правовые акты, содержащие положения, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи.
13. Лицо, предоставляющее отчетность, вправе не предоставлять регулярную отчетность, если сведения о виде такой отчетности не внесены в реестр видов отчетности.
14. Положения настоящей статьи не распространяются на отчетность, предоставляемую в рамках исполнения контрактов (договоров, соглашений), в соответствии со стандартами раскрытия информации, по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, а также отчетность, содержащую сведения, составляющие государственную тайну.
15. Положения настоящей статьи распространяются на нерегулярную отчетность, если иные требования к случаям и(или) условиям предоставления такой отчетности не установлены федеральными законами.";
9) дополнить статьей 112 следующего содержания:
"Статья 112. Государственные и муниципальные информационные ресурсы
1. Государственными информационными ресурсами являются:
1) федеральные информационные ресурсы, представляющие собой:
упорядоченную совокупность государственных данных, содержащуюся в федеральных информационных системах, либо размещенную на официальных сайтах федеральных государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
упорядоченную совокупность государственных данных, образованную в результате сбора федеральными государственными органами или иного определенного в соответствии с федеральным законом лица отчетности;
федеральные государственные реестры, регистры, кадастры, базы и банки данных, на формирование которых уполномочены федеральные государственные органы;
2) региональные информационные ресурсы, представляющие собой:
упорядоченную совокупность государственных данных, содержащуюся в региональных информационных системах, либо размещенную на официальных сайтах региональных государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
упорядоченную совокупность государственных данных, образованную в результате сбора государственными органами субъекта Российской Федерации отчетности;
региональные государственные реестры, регистры, кадастры, базы и банки данных, на формирование которых уполномочены государственные органы субъектов Российской Федерации;
2. Муниципальными информационными ресурсами являются:
совокупность муниципальных данных, содержащаяся в муниципальных информационных системах, либо размещенная на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
совокупность муниципальных данных, образованную в результате сбора органами местного самоуправления отчетности;
муниципальные реестры, регистры, кадастры, базы и банки данных, на формирование которых уполномочены органы местного самоуправления.
3. Формированием государственного (муниципального) информационного ресурса является обеспечение организационных и технических условий для ведения государственного (муниципального) информационного ресурса и первоначальное наполнение такого информационного ресурса государственными (муниципальными) данными. Ведением государственного (муниципального) информационного ресурса является включение в такой информационный ресурс государственных (муниципальных) данных, внесение изменений в государственные (муниципальные) данные, содержащиеся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе, либо удаление государственных (муниципальных) данных из государственного (муниципального) информационного ресурса.
4. При установлении порядка формирования и ведения государственного (муниципального) информационного ресурса, а также при формировании и ведении такого информационного ресурса обеспечивается:
1) преемственность государственных (муниципальных) данных, содержащейся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе;
2) непротиворечивость государственных (муниципальных) данных, содержащихся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе;
3) доступность государственных (муниципальных) данных, содержащихся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
4) целостность регламентации формирования и ведения государственного (муниципального) информационного ресурса.
5. Формирование и ведение государственного (муниципального) информационного ресурса регламентируется в зависимости от обладателя информации, содержащейся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе, соответственно правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
6. Порядок формирования и ведения федеральных информационных ресурсов, содержащих эталонные государственные данные о совершении юридически значимых действий при регистрации имущества и имущественных прав, государственной регистрации актов гражданского состояния, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаче гражданам Российской Федерации основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, присвоении наименований географическим объектам и адресов в Российской Федерации, вводе в хозяйственный оборот продукции, использование которой в хозяйственном обороте требует ее предварительной регистрации (учета), устанавливается в соответствии с федеральными законами. Такими федеральными должен определяться состав сведений, содержащихся в указанных федеральных информационных ресурсах, включая состав содержащихся в них эталонных государственных данных.
7. В правовых актах, регламентирующих формирование и ведение государственного (муниципального) информационного ресурса, должны содержаться:
1) сведения об операторе государственного (муниципального) информационного ресурса и иных лицах, осуществляющих формирование и ведение государственного (муниципального) информационного ресурса;
2) в случае формирования и ведения государственного (муниципального) информационного ресурса в государственной (муниципальной) информационной системе - наименование такой государственной (муниципальной) информационной системы;
3) состав государственных (муниципальных) данных, содержащихся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе;
4) описание порядка формирования и ведения государственного (муниципального) информационного ресурса, включая порядок хранения государственных (муниципальных) данных, содержащихся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе;
5) порядок предоставления доступа к государственным (муниципальным) данным, содержащимся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе, включая размер платы за предоставление государственных (муниципальных) данных, содержащихся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе.
8. В правовых актах, регламентирующих формирование и ведение государственного (муниципального) информационного ресурса может быть определено наименование такого государственного (муниципального) информационного ресурса.
9. Регламентация формирования и ведения государственного (муниципального) информационного ресурса может осуществляться нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование государственной (муниципальной) информационной системы, содержащей соответствующий государственный (муниципальный) информационный ресурс.
10. Прекращение ведения государственного (муниципального) информационного ресурса осуществляется с даты признания утратившим силу правового акта, регламентирующего порядок формирования и ведения государственного (муниципального) информационного ресурса, если иное не определено решением о признании такого правового акта утратившим силу.
11. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным (муниципальным) информационным ресурсам распространяются на информационные ресурсы, на формирование и ведение которых федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления уполномочены следующие лица:
организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законов и субъектами Российской Федерации на основании законов субъектов Российской Федерации;
государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;
государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
органы управления государственных внебюджетных фондов;
иные лица в случаях, установленных федеральными законами.";
10) дополнить статьей 113 следующего содержания:
"Статья 113. Оператор государственного (муниципального) информационного ресурса
1. Оператором государственного, муниципального информационного ресурса является соответственно государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или организация, уполномоченные на формирование и(или) ведение государственного (муниципального) информационного ресурса в соответствии с правовыми актами, регламентирующими формирование и ведение государственного (муниципального) информационного ресурса.
2. Оператором государственного (муниципального) информационного ресурса, содержащегося в государственной (муниципальной) информационной системы, является оператор такой государственной (муниципальной) информационной системы, если иное не установлено правовыми актами, регламентирующими формирование и ведение государственного (муниципального) информационного ресурса.
3. Оператор государственного (муниципального) информационного ресурса или иное лицо, определенное в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим формирование и ведение государственного (муниципального) информационного ресурса, обязаны обеспечить:
1) соблюдение требований к управлению государственными (муниципальными) данными, содержащимися в данном государственном (муниципальном) информационном ресурсе;
2) доступ к указанным государственным (муниципальным) данным в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;
3) защиту указанных государственных (муниципальных) данных от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.";
11) в статье 14:
в части 2 слово "модернизируются" заменить словом "развиваются, в том числе путем совершенствования, модернизации,";
дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. Заказчики создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем обязаны предусматривать в требованиях к созданию, развитию и эксплуатации таких информационных систем осуществление мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований к управлению государственными (муниципальными) данными, содержащимися в таких информационных системах.";
в части 3 после слова "на основе" дополнить словами ", в том числе";
в части 4 предложение первое исключить;
в части 51 слово "модернизации" заменить словом "развития, в том числе путем совершенствования, модернизации,";
дополнить частью 52 следующего содержания:
"52. В случае создания или развития государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве оператор или иное лицо, определенное в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, в случаях, установленных такими нормативными правовыми актами и условиями концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, вправе осуществлять возмездное оказание услуг с использованием программных и технических средств такой государственной информационной системы, государственных данных, содержащихся в такой государственной информационной системе с учетом установленных федеральными законами ограничений доступа к таким данным, а также иных требований к порядку их предоставления или распространения.";
12) дополнить статьей 142 следующего содержания:
"Статья 142. Инфраструктура национальной системы управления данными
1. В состав инфраструктуры национальной системы управления данными входят:
1) федеральная государственная информационная система "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа) - государственная информационная система, создаваемая в целях повышения эффективности использования данных для осуществления государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения иных публичных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, повышения эффективности использования данных для удовлетворения информационных потребностей юридических и физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
2) цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных (далее - цифровая аналитическая платформа) - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов формирования, хранения, обработки и распространения статистических данных и статистической информации, планирования статистических работ, а также сбора, хранения, обработки и распространения сведений о видах отчетности, в части реестра объектов наблюдения и реестра видов отчетности;
3) единая система межведомственного электронного взаимодействия;
4) федеральная государственная информационная система "Единая система нормативной справочной информации" (далее - единая система нормативной справочной информации);
5) федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных услуг (функций)", в части содержащегося в ней реестра информационных взаимодействий государственных органов и органов местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - реестр информационных взаимодействий);
6) иные элементы, определенные Правительством Российской Федерации.
2. Положение о цифровой аналитической платформе устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Основными функциями инфраструктуры национальной системы управления данными являются:
1) обеспечение гармонизации и систематизации государственных (муниципальных) данных, исправления ошибок в государственных (муниципальных) данных;
2) мониторинг соблюдения требований к управлению государственными (муниципальными) данными;
3) создание и ведение модели государственных (муниципальных) данных;
4) организация взаимодействия государственных органов (органов местного самоуправления) по вопросам обмена государственными (муниципальными) данными;
5) обеспечение автоматизации управления правами доступа к государственным (муниципальным) данным;
6) организация предоставления доступа к государственным (муниципальным) данным физическим и юридическим лицам (в том числе посредством отдельных электронных сервисов инфраструктуры национальной системы управления данными);
7) обеспечение деятельности по предоставлению отчетности;
8) управление сервисами предоставления наборов государственных (муниципальных) данных.
4. Организация информационного взаимодействия государственных органов (органов местного самоуправления) по вопросам обмена государственными (муниципальными) данными, в том числе при осуществлении гармонизации, систематизации государственных (муниципальных) данных, при исправлении ошибок в государственных (муниципальных) данных, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.";
13) дополнить статьей 143 следующего содержания:
"Статья 143. Единая информационная платформа
1. Порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации единой информационной платформы, порядок взаимодействия единой информационной платформы с государственными, муниципальными и иными информационными системами, порядок обеспечения доступа к информации, содержащейся в единой информационной платформе, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Оператором единой информационной платформы является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
3. Операторы государственных и муниципальных информационных ресурсов обязаны представлять оператору единой информационной платформы информацию о таких информационных ресурсах и содержащихся в них видах государственных (муниципальных) данных в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, для включения такой информации в единую информационную платформу.
4. Единая информационная платформа включает в себя следующие государственные информационные ресурсы:
реестр видов государственных (муниципальных) данных;
официальный портал национальной системы управления данными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
иные государственные информационные ресурсы, определенные Правительством Российской Федерации.
5. В состав единой информационной платформы включается модель государственных (муниципальных) данных, ведение которой осуществляется оператором единой информационной платформы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. В реестр видов государственных (муниципальных) данных включаются сведения о видах государственных (муниципальных) данных, которые формируются при предоставлении государственной или муниципальной услуги, либо исполнении государственной или муниципальной функции, либо в ответ на межведомственный запрос, либо в ответ на запрос информации о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, либо в составе отчетности.
7. Любое лицо, обладающее правом доступа к государственным (муниципальным) данным определенного вида, вправе направить оператору единой информационной платформы заявку на включение в реестр видов государственных (муниципальных) данных соответствующий вид государственных (муниципальных) данных. Порядок рассмотрения такой заявки и включения информация о таком виде государственных (муниципальных) данных оператором единой информационной платформы устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. В составе вида государственных (муниципальных) данных может содержаться иной вид государственных (муниципальных) данных.
9. Особенности формирования и ведения реестра видов данных и иных государственных информационных ресурсов единой информационной платформы могут регулироваться в соответствии с порядком, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Информация, содержащаяся в единой информационной платформе, в обязательном порядке должна включать в себя:
1) сведения о государственных (муниципальных) информационных ресурсах;
2) сведения о видах государственных (муниципальных) данных;
3) сведения о правилах мониторинга соблюдения требований к управлению государственными (муниципальными) данными;
4) сведения о модели государственных и муниципальных данных;
5) классификатор показателей в составе государственных (муниципальных) данных;
6) иные сведения, установленные Правительством Российской Федерации.
11. Сведения о государственных (муниципальных) информационных ресурсах и видах государственных (муниципальных) данных, включенные в единую информационную платформу, являются эталонными государственными данными.
12. Обладателем информации, содержащейся в единой информационной платформе, является Российская Федерация. Правомочия обладателя информации, содержащейся в единой информационной платформе, от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в пределах своих полномочий.
13. Информация, содержащаяся в единой информационной платформе, является общедоступной информацией и размещается оператором единой информационной платформы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
14. Оператор единой информационной платформы может осуществлять обработку информации, содержащейся в единой информационной платформе, полученной от операторов государственных и муниципальных информационных ресурсов, по поручению таких операторов без обезличивания такой информации.
15. Оператор единой информационной платформы может осуществлять обработку государственных (муниципальных) данных полученной им с использованием единой информационной платформе от операторов государственных (муниципальных) информационных ресурсов в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания таких государственных (муниципальных) данных в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, требованиями к обезличиванию таких государственных (муниципальных) данных и методами обезличивания таких государственных (муниципальных) данных, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. В техническое задание на создание и развитие государственных информационных (муниципальных) систем включаются требования о взаимодействии таких систем с единой информационной платформой. При испытаниях создаваемых (развиваемых) государственных информационных (муниципальных) информационных систем предусматривается обязательная проверка взаимодействия с единой информационной платформой.";
14) дополнить статьей 144 следующего содержания:
"Статья 144. Единая система нормативной справочной информации
1. Нормативной справочной информацией являются:
1) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
2) федеральные информационные ресурсы, формирование и ведение которых осуществляется в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые используются в качестве справочной информации (справочников и классификаторов) для других государственных (муниципальных) информационных ресурсов;
3) иной информации, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации.
2. В целях обеспечения управления нормативной справочной информацией создается единая система нормативной справочной информации.
3. Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти устанавливается порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации единой системы нормативной справочной информации.
4. Состав нормативной справочной информации, предоставляемой для включения в единую систему нормативной справочной информации, с указанием государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, предоставляющих указанную нормативную справочную информацию, сроки и периодичность ее предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Государственные органы, органы управления государственных внебюджетных фондов предоставляют нормативную справочную информацию для включения в единую систему нормативной справочной информации в соответствии с порядком ее предоставления для включения в единую систему нормативной справочной информации, установленным Правительством Российской Федерации.
6. Нормативная справочная информации, включенная в единую систему нормативной справочной информации, является эталонными государственными данными.
7. Операторы государственных (муниципальных) информационных ресурсов обеспечивают гармонизацию содержащейся в таких информационных ресурсах нормативной справочной информацией в соответствии с нормативной справочной информацией аналогичного вида государственных (муниципальных) данных, включенной в единую систему нормативной справочной информации.
8. Требования к форматам представления нормативной справочной информации при ее предоставлении для включения в единую систему нормативной справочной информации, а также при ее предоставлении из единой системы нормативной справочной информации в иные государственные (муниципальные) информационные системы устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
9. Обладателем информации, содержащейся в единой системе нормативной справочной информации является Российская Федерация. Правомочия обладателя информации, содержащейся в единой системе нормативной справочной информации, от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в пределах своих полномочий.
10. Нормативная справочная информация, содержащаяся в единой системе нормативной справочной информации, является общедоступной информацией и размещается оператором единой системы нормативной справочной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, если иное не установлено федеральными законами для соответствующих видов нормативной справочной информации.
11. Доступ к нормативной справочной информации, содержащейся в единой системе нормативной справочной информации, в том числе для осуществления гармонизации государственных (муниципальных) данных с такой информацией, обеспечивается оператором единой системе нормативной справочной информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти с учетом положений настоящего Федерального закона.
12. Организация информационного взаимодействия единой системы нормативной справочной информации с государственными, муниципальными и иными информационными системами обеспечивается посредством инфраструктуры, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
13. Должностные лица государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления ими нормативной справочной информации оператору единой системе нормативной справочной информации для включения в единую систему нормативной справочной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Любое лицо, обладающее нормативной справочной информацией, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, а в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, иной справочной информацией, вправе направить оператору единой системы нормативной справочной информации заявку на включение в единую систему нормативной справочной информации соответствующей справочной информации. Порядок рассмотрения указанной заявки и включения в единую систему нормативной справочной информации такой справочной информации устанавливается Правительством Российской Федерации.
15. Формирование и ведение общероссийского классификатора технико-экономической и социальной информации осуществляется с использованием единой системы нормативной справочной информации.
16. Формирование и ведение общероссийского классификатора технико-экономической и социальной информации, не имеющего практического применения, не допускается.";
15) дополнить статьей 145 следующего содержания:
"Статья 145. Реестр информационных взаимодействий
1. Реестр информационных взаимодействий создается для обеспечения информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных лиц при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, и представляет собой федеральный информационный ресурс учета прав на получение (предоставление) государственных (муниципальных) данных в процессе такого информационного взаимодействия.
2. Порядок формирования и ведения реестра информационных взаимодействий устанавливает Правительство Российской Федерации.
3. В реестр информационных взаимодействий включаются карты информационных взаимодействий, содержащие:
информацию о виде государственных (муниципальных) данных:
информацию о перечне государственных органов, органов местного самоуправления, иных лиц, имеющих право доступа к совокупности государственных (муниципальных) данных такого вида в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовых оснований такого доступа;
информацию о способах осуществления информационного взаимодействия в соответствии с законодательством, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;
иные сведения, перечень которых предусмотрен порядком формирования и ведения реестра информационных взаимодействий.
4. Оператором реестра информационных взаимодействий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
5. При предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций не допускается обмен (предоставление) государственными (муниципальными) данными, сведения о которых, а также лицах, имеющих право доступа к совокупности таких государственных (муниципальных) данных, не внесены в реестр информационных взаимодействий, если иное не определено Правительством Российской Федерации.
6. Не допускается включение в реестр информационных взаимодействий карт информационных взаимодействий, содержащих информацию о виде государственных (муниципальных) данных, который не внесен в реестр видов государственных (муниципальных) данных.
7. Оператор единой системы межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает информационное взаимодействие по обмену (предоставлению) государственных (муниципальных) данных только при условии, что карта такого информационного взаимодействие внесена в реестр информационных взаимодействий.";
16) дополнить статьей 146 следующего содержания:
"Статья 146. Управление государственными (муниципальными) данными
1. Управление государственными (муниципальными) данными должно соответствовать требованиям, установленным уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах требования к управлению эталонными государственными (муниципальными) данными.
2. Требования к управлению государственными (муниципальными) данными с учетом категории значимости государственного (муниципального) информационного ресурса, содержащего такие государственные (муниципальные) данные, должны включать в себя:
1) требования к формированию, использованию, хранению государственных (муниципальных) данных, обеспечению доступа к государственным (муниципальным) данным, их удалению;
2) требования к осуществлению оператором государственного (муниципального) информационного ресурса, иным лицом, определенным в соответствии с правовыми актами, регламентирующими порядок формирования и ведения такого информационного ресурса, мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, указанных в пункте 1 настоящей части:
определение ответственных должностных лиц и(или) структурных подразделений оператора государственного (муниципального) информационного ресурса, государственной (муниципальной) информационной системы в области обеспечения соблюдение требований к управлению государственными (муниципальными) данными;
иные мероприятия, состав которых устанавливается в правилах установления требований к управлению государственными (муниципальными) данными;
3. Требования к управлению государственными (муниципальными) данными применяются в случае, если иные требования не установлены нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок функционирования государственных (муниципальных) информационных систем, порядок формирования и ведения государственных (муниципальных) информационных ресурсов, федеральными законами, которыми установлены ограничения доступа к таким данным, иные требования к их предоставлению и распространению.
4. Требования к управлению государственными (муниципальными) данными не распространяются на государственные (муниципальные) данные, являющиеся информацией, составляющей государственную тайну.
5. Не допускается ввод в эксплуатацию государственных (муниципальных) информационных систем, формирование государственных (муниципальных) информационных ресурсов, если в таких системах и ресурсах не обеспечено соответствие требованиям к управлению государственными (муниципальными) данными.
6. Оператор государственного (муниципального) информационного ресурса определяет и осуществляет мероприятия по соблюдению требований к управлению государственными (муниципальными) данными в таком государственном (муниципальном) информационном ресурсе с учетом категории такого государственного (муниципального) информационного ресурса, определенной в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона.
7. Правительством Российской Федерации определяется уполномоченная организация по обеспечению управления государственными (муниципальными) данными, а также устанавливаются объем и порядок осуществления деятельности такой организации в рамках инфраструктуры национальной системы управления данными.
8. Уполномоченная организация по обеспечению управления государственными (муниципальными) данными осуществляет:
1) мониторинг соблюдения требований к управлению государственными (муниципальными) данными, включая государственные (муниципальные) данные, доступ к которым ограничен федеральными законами;
2) разработку предложений к требованиям к управлению государственными (муниципальными) данными;
3) формирование и ведение реестра видов государственных (муниципальных) данных;
4) информационно-аналитическое обеспечение в сфере управления государственными (муниципальными) данными деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития ;
5) разработку и реализацию специализированных программ подготовки (повышения квалификации, переподготовки) работников операторов государственных (муниципальных) информационных ресурсов;
6) проведения исследований и оценки потребностей в специалистах в сфере управления государственными (муниципальными) данными;
7) расширения возможностей привлечения специалистов для работы в сфере управления государственными (муниципальными) данными;
8) проведения информационно-разъяснительной работы по управлению государственными (муниципальными) данными;
9) иные мероприятия, определенные Правительством Российской Федерации.
10. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок мониторинга соблюдения требований к управлению государственными (муниципальными) данными.
11. Федеральными законами может быть установлено, что государственные (муниципальные) данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, могут быть обезличены и предоставлены неограниченному кругу лиц. При этом методы обезличивания государственных (муниципальных) данных устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, если иное не определено федеральными законами для отдельных видов государственных (муниципальных) данных.
12. Установленные в соответствии с частью 1 настоящей статьи требования к управлению государственными (муниципальными) данными распространяются на данные, управление которыми осуществляется следующими организациями в целях исполнения возложенных на них федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления функций и полномочий:
организации, подведомственные государственным органам (органам местного самоуправления);
государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании.
хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
иные юридические лица, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и(или) лиц, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей части;
некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием и(или) лица указанными в пунктах 1 - 4 настоящей части.";
17) дополнить статьей 147 следующего содержания:
"Статья 147. Категорирование государственных (муниципальных) информационных ресурсов
Категорирование государственных (муниципальных) информационных ресурсов осуществляется в целях дифференциации требований к управлению государственными (муниципальными) данными и представляет собой установление соответствия государственных (муниципальных) информационных ресурсов критериям значимости государственных (муниципальных) информационных ресурсов и содержащихся в них видов государственных (муниципальных) данных, присвоение таким государственным (муниципальным) информационным ресурсам одной из категорий значимости.
Категорирование осуществляется исходя из значимости соблюдения требований к управлению государственными (муниципальными) данными, содержащимся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе:
1) социальной значимости, выражающейся в оценке возможного ущерба, причиняемого жизни или здоровью людей, возможности прекращения или нарушения функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, транспортной инфраструктуры, сетей связи, а также максимальном времени отсутствия доступа к государственной услуге для получателей такой услуги;
2) политической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения ущерба интересам Российской Федерации в вопросах внутренней и внешней политики;
3) экономической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения прямого и косвенного ущерба юридическим лицам, физическим лицам, бюджетам Российской Федерации;
4) экологической значимости, выражающейся в оценке уровня воздействия на окружающую среду;
5) значимости государственного (муниципального) информационного ресурса для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.
5. Устанавливаются три категории значимости государственных (муниципальных) информационных ресурсов - первая, вторая и третья.
6. Порядок и сроки осуществления категорирования государственных (муниципальных) информационных ресурсов устанавливает Правительство Российской Федерации.
7. Если иное не определено настоящим Федеральным законом, операторы государственных (муниципальных) информационных ресурсов в соответствии с порядком осуществления категорирования присваивают одну из категорий значимости государственным (муниципальным) информационным ресурсам, операторами которых они являются.";
18) дополнить статьей 148 следующего содержания:
"Статья 148. Гармонизация и систематизация государственных (муниципальных) данных
1. В целях соблюдения требований к управлению государственными (муниципальными) данными, содержащихся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, операторы указанных государственных (муниципальных) информационных ресурсов осуществляют гармонизацию и систематизацию содержащихся в них государственных (муниципальных) данных с учетом требований настоящей статьи.
2. Гармонизация государственных (муниципальных) данных осуществляется регулярно, а также в случае выявления противоречий между государственными (муниципальными) данными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок гармонизация государственных (муниципальных) данных устанавливается в зависимости от категории значимости, определенной в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона, государственного (муниципального) информационного ресурса, содержащего такие государственные (муниципальные) данные. Такой порядок также должен содержать:
1) случаи, при которых противоречия между эталонными государственными (муниципальными) данными и иными государственными (муниципальными) данными устраняются с приоритетом иных государственных (муниципальных) данных;
2) случаи, при которых устраняются противоречия между государственными (муниципальными) данными и данными, не являющимися государственными (муниципальными) данными, с приоритетом данных, не являющихся государственными (муниципальными) данными.
3) порядок осуществления гармонизация государственных (муниципальных) данных следующими способами:
полное или частичное копирование эталонных государственных (муниципальных) данных или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, иных данных;
использование указателей на эталонные государственные (муниципальные) данные или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, иные данные;
использование таблицы соответствия идентификаторов одних государственных (муниципальных) данных и идентификаторов других государственных (муниципальных) данных;
комбинированный способ.
4. Федеральными законами могут устанавливаться случаи, при которых гармонизация государственных (муниципальных) данных осуществляется с согласия заинтересованных лиц.
5. Лица, права и свободы которых затрагиваются государственными (муниципальными) данными, в отношении которых осуществляется гармонизация, имеют право доступа к информации о проведенной и планируемой гармонизации таких государственных (муниципальных) данных.
6. В случае, если гармонизация государственных (муниципальных) данных, содержащихся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе, осуществлялась без согласия заинтересованного лица, то оператор указанного государственного (муниципального) информационного ресурса осуществляет отмену результатов такой гармонизации по заявлению заинтересованного лица, чьи права и свободы затрагиваются соответствующими государственными (муниципальными) данными, направленному такому оператору в течение трех месяцев с момента, как ему стало известно о такой гармонизации.
7. Систематизация государственных (муниципальных) данных обеспечивается операторами государственных (муниципальных) информационных ресурсов, которые содержат такие государственные (муниципальные) данные, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Систематизация государственных (муниципальных) данных осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, путем осуществления следующих мероприятий:
1) формирование справочников, классификаторов и иной справочной информации;
2) классификации государственных (муниципальных) данных;
3) исключение дублирования государственных (муниципальных) данных в одном государственном (муниципальном) информационном ресурсе;
4) использование указателей на эталонные государственные (муниципальные) данные вместо их воспроизведения в полном объеме;
5) унификация структурных элементов государственных (муниципальных) данных и форматов их представления;
6) осуществление иных мероприятий, состав которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. В случае выявления ошибок в государственных (муниципальных) данных оператор государственного (муниципального) информационного ресурса, содержащего государственные (муниципальные) данные, в которых обнаружена ошибка, вносит в единую информационную платформу сведения о событиях, указывающих на такие ошибку.";
19) дополнить статьей 149 следующего содержания:
"Статья 149. Эталонные государственные (муниципальные) данные
1. Эталонными государственными (муниципальными) данными являются государственные (муниципальные) данные, используемые для приведения в соответствие с ними других государственных (муниципальных) данных аналогичного вида государственных (муниципальных) данных.
2. Состав эталонных государственных (муниципальных) данных, содержащихся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, определяется в целях обеспечения возможности многократного воспроизведения таких данных и указания на них, в том числе в других государственных (муниципальных) информационных ресурсах в соответствии с порядком и(или) критериями, установленными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
3. Если иное не установлено федеральными законами состав эталонных государственных (муниципальных) данных, содержащихся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, устанавливается:
1) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в отношении эталонных государственных (муниципальных) данных, содержащихся в федеральных информационных ресурсах;
2) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении эталонных государственных (муниципальных) данных, содержащихся в региональных информационных ресурсах данного субъекта Российской Федерации;
3) нормативными актами органов местного самоуправления в отношении эталонных государственных (муниципальных) данных, содержащихся в муниципальных информационных ресурсах соответствующего муниципального образования.
3. Федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации может быть установлено, что государственные (муниципальные) данные, содержащиеся в государственном (муниципальном) информационном ресурсе, или их часть, являются эталонными государственными (муниципальными) данными.
4. Сведения об эталонных государственных (муниципальных) данных включаются в реестр видов государственных (муниципальных) данных. Определение эталонных государственных (муниципальных) данных одного вида государственных (муниципальных) данных в двух и более государственных (муниципальных) информационных ресурсах не допускается.
5. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами в случае возникновения противоречий между эталонными государственными (муниципальными) данными и иными государственными (муниципальными) данными, обеспечивается гармонизация иных государственных (муниципальных) данных с эталонными государственными (муниципальными) данными в соответствии со статьей 149 настоящего Федерального закона. Такая гармонизация осуществляется при условии включения сведений об указанных эталонных государственных (муниципальных) данных в реестр видов государственных (муниципальных) данных.
6. В состав эталонных государственных (муниципальных) данных включается уникальный идентификатор, который может использоваться в государственных (муниципальных) информационных ресурсах для указания на соответствующие эталонные государственные (муниципальные) данные. Порядок формирования уникального идентификатора эталонных государственных (муниципальных) данных должен определяться нормативными правовыми актами, регламентирующими формирование и ведение государственного (муниципального) информационного ресурса, содержащего такие эталонные государственные (муниципальные) данные.
7. В составе эталонных государственных (муниципальных) данных может содержаться копия иных эталонных государственных (муниципальных) данных или их части и(или) указание на них.
8. При формировании в государственном (муниципальном) информационном ресурсе копии эталонных государственных (муниципальных) данных или их части, такие государственные (муниципальные) данные должны быть получены из государственного (муниципального) информационного ресурса, в котором они являются эталонными государственными (муниципальными) данными или их частью.";
20) дополнить статьей 1410 следующего содержания:
"Статья 1410. Исправление ошибок в государственных (муниципальных) данных
1. В случае обнаружения ошибок в государственных (муниципальных) данных, противоречий или неполноты государственных (муниципальных) данных, относящихся к определенному или определяемому лицу, его имуществу или правам, такое лицо имеет право направлять операторам государственных (муниципальных) информационных ресурсов заявления об исправлении ошибок в государственных (муниципальных) данных или дополнении государственных (муниципальных) данных, которыми управляют указанные операторы, в том числе в электронной форме (далее - заявление о внесении изменений в государственные (муниципальные) данные).
2. Правила рассмотрения заявлений о внесении изменений в государственные (муниципальные) данные, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Исправление по заявлению лица противоречий с эталонными государственными (муниципальными) данными или иными данными, которые данным лицом считаются достоверными, осуществляется путем гармонизации таких государственных (муниципальных) данных с эталонными государственными (муниципальными) данными или иными данными, которые данным лицом считаются достоверными, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом настоящей статьи. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, оператор государственного (муниципального) информационного ресурса обязан самостоятельно исправить ошибки в государственных (муниципальных) данных, противоречия или неполноту государственных (муниципальных) данных в государственном (муниципальном) информационном ресурсе, формирование и ведение которого обеспечивает.
4. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная при формировании и ведении государственного (муниципального) информационного ресурса и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в таком ресурсе, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в такой ресурс (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению оператора такого ресурса в срок не более трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Оператор государственного (муниципального) информационного ресурса в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при внесении сведений в государственный (муниципальный) информационный ресурс, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход права заявителя.
5. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях может причинить вред или нарушить законные интересы лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в единой информационной платформе, такое исправление производится только по решению суда.
6. Споры, возникающие в связи с исправлением технических ошибок, рассматриваются в судебном порядке.
7. Правила настоящей статьи применяются, если иные правила исправления ошибок в государственных (муниципальных) данных не установлены федеральными законами.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 27, ст. 3873, 3880; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 27, ст. 3477; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4376; 2016, N 27, ст. 4294; N 52, ст. 7482; 2017, N 50, ст. 7555; 2018, N 1, ст. 63; N 9, ст. 1283; N 18, ст. 2557) следующие изменения:
статью 71 дополнить частью 9 следующего содержания:
"9. Межведомственное информационное взаимодействие в целях представления и получения документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляется при условии включении вида государственных (муниципальных) данных, которые содержатся в предоставляемых документах и информации, в реестр видов государственных (муниципальных) данных.";
статью 72 дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. Межведомственные запросы о представлении документов и информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия должны содержать сведения о виде государственных (муниципальных) данных, которые содержатся в предоставляемых документах и информации.";
статью 12 дополнить пунктами 31 - 33 следующего содержания:
"31. В целях обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - функции), а также реестра иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным Правительством Российской Федерации, создается федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных услуг (функций)".
32. Федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
33. Положение о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" устанавливается Правительством Российской Федерации.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 776; 2011, N 29, ст. 4291; 2013, N 23, ст. 2870; N 51, ст. 6686; N 52, ст. 6961; 2014, N 45, ст. 6141) следующие изменения:
статью 19 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают включение сведений о виде государственных (муниципальных) данных, которые содержатся в предоставляемой ими по запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в реестр видов государственных (муниципальных) данных.";
статью 22 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, определяющими порядок доступа к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе формируемой в результате ее аналитической обработки, может устанавливаться порядок взимания платы за предоставление доступа к такой информации, являющейся информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.".
Статья 4
Статью 6 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3283) дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. Федеральными законами могут быть установлены требования о предоставлении в обязательном порядке информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладателем, а также органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, получившими такую информацию, в том числе для включения в государственные или муниципальные информационные системы в составе регулярной или нерегулярной отчетности.".
Статья 5
Статью 13 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; 2011, N 31, ст. 4701; 2014, N 23, ст. 2927) дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Гармонизация персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, осуществляется при наличии согласия субъекта персональных данных на такую обработку его персональных данных.".
Статья 6
1. Расходы, связанные с созданием, функционированием элементов инфраструктуры национальной системы управления данными финансируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2. В целях реализации настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации:
1) в срок до 1 сентября 2020 года утвердить план мероприятий по обеспечению реализации настоящего Федерального закона, включая приведение в соответствии нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) в срок до 1 сентября 2020 года утвердить перечень федеральных информационных систем, обеспечение взаимодействия которых с единой информационной платформой, осуществляется в приоритетном порядке, а также план обеспечения их взаимодействия с единой информационной платформой;
3) в срок до 1 января 2021 года обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Единая информационная платформа должна быть введена в эксплуатацию не позднее 1 января 2022 года. Правительством Российской Федерации могут быть установлены сроки ввода в эксплуатацию отдельных подсистем единой информационной платформы и формирования государственных информационных ресурсов, подлежащих включению в единую информационную платформу.
4. Операторы государственных (муниципальных) информационных ресурсов, созданных на дату вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечивают категорирование таких информационных ресурсов в соответствии со статьей 148 Федерального закона от 8 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 января 2022 года. Операторы иных государственных (муниципальных) информационных ресурсов обеспечивают категорирование таких информационных ресурсов в соответствии со статьей 148 Федерального закона от 8 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в редакции настоящего Федерального закона), начиная с 1 января 2022 года, в течение 60 дней с даты завершения их создания (изменения).
5. С 1 января 2022 г. лицо вправе не предоставлять регулярную отчетность, если сведения о соответствующем виде отчетности не внесены в реестр видов отчетности.
6. С 1 января 2022 г. операторы государственных (муниципальных) информационных ресурсов, при предоставлении содержащихся в таком государственном (муниципальном) информационном ресурсе государственных (муниципальных) данных, обеспечивают предоставление оператору единой информационной платформы сведения о виде соответствующих государственных (муниципальных) данных для включения в реестр видов государственных (муниципальных) данных.
Статья 7
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
2. Части 2 - 5 и 15 статьи 106, часть 7 статьи 112 , части 3 и 17 статьи 144, части 5 и 14 статьи 145, части 5 и 6 статьи 146, часть 5 статьи 147 Федерального закона от 8 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу с 1 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.