Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в части особенностей вывоза товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза" (далее соответственно - проект акта, Закон о ветеринарии), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в целях реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Проектом акта предлагается дополнить Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" статьей 4.2, предусматривающей проведение обследования объектов, на которых осуществляется деятельность по содержанию животных, производству, переработке и/или хранению подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров (далее - объекты), продукция из которых вывозится в страны, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, на соответствие ветеринарным требованиям этих стран, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 5 по 26 июня 2019 года. Предложения, полученные в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были прокомментированы разработчиком и включены в сводку замечаний и предложений по итогам размещения текста проекта. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/06-19/00091925).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения в четвертый раз. Отрицательные заключения об оценке регулирующего воздействия были направлены в адрес разработчика письмами Минэкономразвития России от 13 апреля 2017 г. N 9909-СШ/Д26и, от 27 сентября 2017 г. N 27277-СШ/Д26и и от 15 ноября 2018 г. N 33446-СШ/Д26и.
В представленной на заключение об оценке регулирующего воздействия редакции проект акта разработчиком частично учтены замечания Минэкономразвития России, изложенные в указанных заключениях об оценке регулирующего воздействия, а также в письме Минэкономразвития России от 16 апреля 2019 г. N 11652-СШ/Д24и.
Из проекта акта исключены проектируемые статьи о государственной регистрации объектов для их внесения в Реестр экспортеров. Проектируемая статья о порядке ведения перечня объектов, продукция из которых экспортируется в третьи страны, преобразована в статью об особенностях вывоза подконтрольных товаров в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза. Вместо перечня объектов разработчиком предлагается размещать информацию об обследованных объектах в федеральной информационной системе в области ветеринарии.
Проектом акта предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования полномочием по утверждению порядка обследования указанных объектов, а федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора - полномочием по проведению обследования в соответствии с данным порядком на основании заявления собственника либо арендатора объекта.
Минэкономразвития России вновь обращает внимание разработчика, что проект акта содержит положения, не согласующиеся с целями и задачами Закона о ветеринарии, регулирующего общественные отношения в сфере реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществления региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; подготовки специалистов в области ветеринарии, производства препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организации научных исследований по проблемам ветеринарии; а также в сфере охраны территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и осуществления государственного ветеринарного надзора.
Проектируемая статья 4.2 Закона о ветеринарии, устанавливающая особенности вывоза подконтрольных товаров в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, по информации, представленной разработчиком, направлена на повышение экспортного потенциала Российской Федерации. Минэкономразвития России поддерживает необходимость расширения экспорта продукции сельскохозяйственной промышленности.
Однако соблюдение российскими производителями требований, установленных другими государствами, не является предметом регулирования Закона о ветеринарии.
Отношения Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, регулируются двусторонними международными договорами. Статьей 25 Закона о ветеринарии установлено, что если международным договором с участием Российской Федерации по вопросам животноводства, ветеринарии, импорта и экспорта животных и продуктов животноводства установлены иные правила,чем те, которые предусмотрены Законом о ветеринарии, применяются правила международного договора. Проектируемой статьей 4.2. Закона о ветеринарии разработчик пытается предопределить содержание будущих международных договоров Российской Федерации в части вывоза товаров, подлежащих ветеринарному надзору. При этом не учитывается избыточность предлагаемого регулирования, поскольку Законом о ветеринарии уже определен приоритет международного договора, заключенного без учета правил, проектируемых указанной статьей 4.2.
В материалах, представленных разработчиком в качестве обоснования разработки проекта акта, указано, что ряд государств-импортеров предусматривают, что ввозимая на их территорию продукция животного происхождения должна быть произведена на объектах, на которых регулярно осуществляется государственный ветеринарный контроль, а также информация о которых находится в официальных списках (перечнях, реестрах) страны-производителя.
В представленной редакции проекта акта разработчиком проекта акта не оговаривается, в каком виде информация об объектах и результатах их обследования будет представлена в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии.
Обращаем внимание разработчика, что вопрос регистрации объектов и размещении информации об их ветеринарном благополучии должен быть решен в рамках исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), в соответствии с которым "производственные объекты,на которых осуществляются процессы убоя продуктивных животных, переработка (обработка) продуктов убоя и производство мясной продукции, подлежат государственной регистрации".
Возникает вопрос о необходимости дополнительного обследования объектов, внесенных в государственный реестр на основании проверки, осуществляемой органом по регистрации. Исходя из изложенного, полагаем, что проектируемое положение о проведении обследования по заявлению владельца или арендатора объекта, не отменяет разрешительного характера указанной процедуры, что представляет собой дополнительный административный барьер для хозяйствующих субъектов.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.