Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
(подготовлен Минстроем России от 11.10.2019)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N1, ст. 5; 2013, N27, ст. 3477) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"2. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона, требований указанных в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона строительных норм и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанный в части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень, или требований специальных технических условий.";
2) в части 10 статьи 4 после слов "временного (сезонного) назначения," дополнить словами "некапитальные строения, сооружения,";
3) статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Документы, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона
1. Соблюдение установленных настоящим Федеральным законом требований обеспечивается применением на обязательной основе строительных норм, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, и применением на добровольной основе национальных стандартов и сводов правил в сфере строительства, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
2. Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
3. В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных строительными нормами, требований к надежности и безопасности, установленных строительными нормами недостаточно или такие требования не установлены строительными нормами или национальными стандартами и сводами правил, указанными в части 2 настоящей статьи, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в строительные нормы, а также в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
5. Разработка строительных норм осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, или подведомственным ему (бюджетным или автономным) учреждением (далее также - разработчик строительных норм) в соответствии с планом разработки строительных норм, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (далее также - план разработки строительных норм).
6. План разработки строительных норм должен включать сведения о запланированных к разработке строительных нормах с указанием объектов технического регулирования таких норм и сроков их разработки. План разработки строительных норм может включать сведения о действующих строительных нормах, подлежащих изменению, основаниях и сроках внесения таких изменений.
7. О разработке проекта строительных норм должно быть опубликовано уведомление в информационной системе общего пользования федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в электронно-цифровой форме.
8. Уведомление о разработке проекта строительных норм должно содержать информацию об объекте технического регулирования с кратким изложением цели строительных норм, обоснованием необходимости их разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данных строительных норм, и информацию о способе ознакомления с проектом строительных норм, сведениями о адресе электронной почты разработчика строительных норм, по которым осуществляется прием замечаний заинтересованных лиц.
9. С момента опубликования уведомления о разработке проекта строительных норм соответствующий проект строительных норм должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления на официальном сайте разработчика строительных норм в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - официальный сайт разработчика строительных норм).
10. Разработчик проекта строительных норм дорабатывает проект строительных норм с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение доработанного проекта строительных норм и составляет перечень полученных замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.
Разработчик обязан сохранять полученные замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу утверждаемых соответствующим нормативным правовым актом строительных норм и предоставлять их представителям органов государственной власти и указанным в части 16 настоящей статьи экспертным комиссиям по их запросам.
11. Срок публичного обсуждения проекта строительных норм со дня опубликования уведомления о разработке проекта строительных норм до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее, чем два месяца.
12. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта строительных норм должно быть опубликовано в информационной системе общего пользования федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в электронно-цифровой форме.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта строительных норм должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом строительных норм и перечнем полученных замечаний заинтересованных лиц, а также адрес электронной почты, по которым с разработчиком строительных норм может быть осуществлена связь.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта строительных норм доработанный проект строительных норм и перечень полученных замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления на официальном сайте разработчика строительных норм.
13. Порядок и сроки опубликования уведомлений, указанных в частях 7 и 12 настоящей статьи, аналогичны порядку и срокам, определенным законодательством о техническом регулировании для разработки проектов технических регламентов.
14. Одновременно с мероприятиями, предусмотренными частями 7-12 настоящей статьи, разработчик проекта строительных норм обеспечивает проведение процедур согласования, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы, предусмотренных правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установленными Правительством Российской Федерации.
15. Проект строительных норм до его утверждения направляется на экспертизу в экспертную комиссию, в состав которой на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, с приложением следующих документов:
1) обоснование необходимости утверждения строительных норм с указанием требований, которые отличаются от обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта строительных норм;
2) документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта строительных норм в соответствии с частью 7 настоящей статьи;
3) документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта строительных норм в соответствии с частью 12 настоящей статьи;
4) перечень полученных замечаний заинтересованных лиц с указанием сведений об их учете или мотивированном отклонении;
5) документы, подтверждающие проведение процедур согласования, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы, предусмотренных правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установленными Правительством Российской Федерации.
16. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий, персональный состав таких комиссий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.
17. Предметом экспертизы проекта строительных норм являются:
1) оценка соответствия проекта строительных норм целям и задачам технического регулирования;
2) проверка соответствия проекта строительных норм требованиям законодательства;
3) проверка наличия в проекте строительных норм положений, противоречащих требованиям ранее утвержденных строительных норм, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, технических регламентов в области обеспечения безопасности зданий и сооружений.
18. Подготовка заключения экспертной комиссии осуществляется в течение тридцати дней со дня поступления проекта строительных норм с приложениями на проведение экспертизы. Заключение экспертной комиссии подлежит опубликованию на официальном сайте разработчика строительных норм в течение месяца со дня получения такого заключения.
19. Решение об утверждении строительных норм или об отклонении их проекта принимается с учетом заключения экспертной комиссии и при наличии документов, предусмотренных пунктами 1-5 части 15 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня поступления проекта строительных норм на утверждение.
20. Утвержденные строительные нормы подлежат опубликованию в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
21. Внесение изменений и дополнений в строительные нормы или их отмена осуществляется в порядке, аналогичном порядку их разработки и утверждения, за исключением случая, предусмотренного частью 22 настоящей статьи.
22. При необходимости устранения в утвержденных строительных нормах опечаток, ошибок или неточностей редакционного характера федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, без проведения процедур публичного обсуждения, согласования, оценки регулирующего воздействия и экспертиз, предусмотренных настоящей статьей, утверждает изменение (поправку) к строительным нормам.
23. Поправкой к строительным нормам не допускается внесение изменений в ранее установленные параметры, показатели или положения строительных норм, а также введение новых пунктов, подпунктов, таблиц, графических материалов и приложений.";
4) в первом предложении части 6 статьи 15 слова "и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанный в части 1 и 4 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни," заменить словами "и ссылками на требования строительных норм, а также стандартов и сводов правил, включенных в указанный в части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень,";
5) часть 6 статьи 16 изложить в редакции: "6. При проектировании здания или сооружения повышенного уровня ответственности должна быть учтена также аварийная расчетная ситуация, имеющая малую вероятность возникновения и небольшую продолжительность, но являющаяся важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний, которые могут возникнуть при этой ситуации.";
6) часть 2 статьи 34 дополнить абзацем следующего содержания:
"Подтверждение пригодности для применения в строительстве строительных материалов, изделий и конструкций, применение которых в строительстве не регламентировано документами, указанными в частях 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.";
7) в статье 42 пункты 3 - 5 признать утратившими силу.
Статья 2
1. До разработки, утверждения и введения в действие строительных норм в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на обязательной основе применяются национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), вошедшие в перечень таких стандартов и сводов правил, утвержденный Правительством Российской Федерации.
2. В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, указанными в части 1 настоящей статьи, требований к надежности и безопасности, установленных указанными национальными стандартами и сводами правил недостаточно или такие требования не установлены национальными стандартами и сводами правил, указанными в частях 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.