Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части земельных правоотношений в целях реализации транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года"
(подготовлен Минтрансом России 24.10.2019 г.)
1. Общие характеристики проекта федерального закона.
Наименование проекта федерального закона - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части земельных правоотношений" (далее - законопроект);
Основания для подготовки законопроекта: подпункт "а" перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 июля 2019 г. N Пр-1427 и поручение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N МА-П9-7395.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
1. В настоящее время возникают трудности в предоставлении федеральным государственным унитарным предприятием, являющимся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка на праве субаренды другому федеральному государственному унитарному предприятию, который является застройщиком объектов федерального имущества, в целях строительства (реконструкции) объектов федерального значения.
В 2018 году при реконструкции аэропорта Самара земельные участки, находящиеся в аренде ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", не могли быть переданы для строительства ФГУП "АГА(А)". В этой связи процедура передачи земельных участков осуществлялась следующим образом:
ФГУП "АГА(А)" проводит кадастровые работы на земельном участке ФГУП "ГК по ОрВД" для выделения необходимого для реконструкции. Стоимость работ от 50 до 500 тыс. руб. в зависимости от количества земельных участков (проводится за счет федеральных средств по разделу сводно-сметного расчета "Непредвиденные" и иногда за счет средств ФГУП "АГА(А)"). Процедура объявления конкурса на кадастровые работы, их проведение и оформление прав ФГУП "АГА(А)" на данный земельный участок занимает от 6 до 8 месяцев.
ФГУП "ГК по ОрВД" расторгает договор аренды выделенного земельного участка и возвращает земельный участок в казну Российской Федерации.
ФГУП "АГА(А)" оформляет земельный участок в аренду.
После завершения реконструкции объекты недвижимости и земельные участки возвращаются ФГУП "ГК по ОрВД" через расторжение договора аренды ФГУП "АГА(А)" и оформление договора аренды ФГУП "ГК по ОрВД".
2. В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации определены 28 видов зон с особыми условиями использования территории, в том числе таких как санитарно-защитная зона, приаэродромная территория, а также охранные зоны трубопроводов, линий и сооружений связи, объектов электроэнергетики, тепловых сетей, которые, в том числе входят в состав объектов строительства (реконструкции) в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Источник финансирования мероприятий по разработке проектов установления границ зон с особыми условиями использования территории на стадии строительства и реконструкции аэродрома в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры не определен.
Согласно пункту 9 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик до получения разрешения на строительство обязан установить зону с особыми условиями использования территории в случае, если для размещения объектов капитального строительства требуется установление таких зон.
В соответствии со статьей 106 Земельного Кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территории, за исключением зон с особыми условиями использования территории, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены в том числе: порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, прекращении существования указанных зон.
Отсутствие должного регулирования процедуры установления зоны с особыми условиями использования территории может привести к существенному срыву сроков реализации объектов. Кроме того, практика реализации установления зон с особыми условиями использования территории позволяет сделать вывод о крайней длительности процедур согласования с субъектами Российской Федерации.
В этой связи законопроектом предлагается внесение изменения в Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", приостановив до 31.12.2024 действие положений пункта 9 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части обязательности установления зоны с особыми условиями использования территории до получения разрешения на строительство объектов капитального строительства при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства об особо охраняемых природных территориях и законодательства об охране объектов культурного наследия.
Кроме того, законопроектом предлагается внесение изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части продления срока внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зон с особыми условиями использования территории, на которых размещены (планируется разместить) объекты комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, до 31.12.2024.
3. Вместе с тем в процессе реализации реконструкции линейных объектов, на этапе оформления прав на земельные участки организации сталкиваются с позицией органов, уполномоченных на распоряжение земельными участками лесного фонда, выраженной в отказе в испрашиваемом предварительном согласовании предоставления необходимых для проведения такой реконструкции земельных участков по причине необходимости дополнительно осуществить мероприятия по изменению границ лесопарковых зон, а также внесению изменений в лесохозяйственные регламенты соответствующих лесничеств. При этом данные обстоятельства обусловлены следующим фактором.
Так, статья 114 Лесного кодекса Российской Федерации содержит прямой запрет на строительство и эксплуатацию в границах лесопарковых зон каких-либо капитальных объектов, за исключением гидротехнических сооружений. При этом данная норма не учитывает особенностей ситуаций, когда реконструкции подлежат уже по факту находящиеся (размещенные до момента установления границ соответствующих зон/территорий) в границах указанных зон с особыми условиями использования.
В этой связи необходимо внесение в статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации дополнений, содержащих исключительные положения, регулирующие вопросы реконструкции и эксплуатации инженерных сооружений, фактически расположенных в границах территорий, на которые распространяется правовой режим лесопарковых зон.
С учетом вступившей в силу с 01.09.2018 редакции нормы части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в рамках Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") предлагаемые изменения позволят сократить сроки проектирования на 6 месяцев, а также необходимость затрат на изменение границ лесопарковых зон.
Например, в рамках реализации проекта ЦКАД (пусковые комплексы 1, 3-5) ГК "Автодор" обеспечивается реконструкция значительного количества инженерных сооружений, в том числе фактически размещенных (до момента их реконструкции) на территориях, относящихся к лесопарковым зонам.
При этом проектная документация на реконструкцию указанных инженерных сооружений не содержит (применительно к территориям, необходимым для реконструкции инженерных сооружений) сведений как о наличии правового режима лесопарковых зон, исключающего согласно статье 114 Лесного кодекса Российской Федерации возможность размещения в границах таких зон каких-либо объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений), так и (в части сводного сметного расчета) о необходимости выполнения комплекса мероприятий по изменению границ лесопарковых зон.
В этой связи ГК "Автодор" столкнулась с препятствующей выполнению реконструкции указанных инженерных сооружений невозможностью оформления прав временного занятия (для выполнения соответствующих работ) земельных участков, расположенных в границах лесопарковых зон до момента изменения границ таких зон (выведения данных земельных участков из правового режима лесопарков).
Вместе с тем, принимая во внимание значимость проекта ЦКАД, в рамках проведенных по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова совещаний под председательством заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации И.В. Валентика в рабочем порядке с уполномоченными органами принято решение (исключительно в отношении проекта ЦКАД).
4. Необходимо отметить, что в целях реализации проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в отношении аэропортов Воронеж, Мирный, Новосибирск, Оренбург, Саратов, Томск, Хабаровск требуется осуществить перевод земельных участков из одной категории в другую. Изменение категории земельных участков, необходимых для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании распоряжения Правительства Российской Федерации.
С учетом установленных нормативных сроков выполнение указанных мероприятий составляет около 2 лет (например, аэропорт г. Краснодар - 18 месяцев, аэропорт Шереметьево, ВПП-3 - 8 месяцев, аэропорт г. Уфа - октябрь 2016 года - не завершено). При этом в отношении земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" предусмотрена упрощенная процедура перевода земельных участков в категорию земель промышленности - в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории (без издания распоряжения Правительства Российской Федерации).
В этой связи предлагается внести изменение в Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" в части распространения упрощенной процедуры перевода земельных участков в категорию земель промышленности, транспорта и иного специального назначения на земельные участки, предназначенные для размещения объектов транспорта федерального значения (в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории (без издания распоряжения Правительства Российской Федерации).
3. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие законопроекта будет способствовать ускорению реализации объектов, предусмотренных комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие законопроекта не влечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
5. Сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения.
Принятие законопроекта повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
6. Соответствие международным договорам Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
7. Обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительных характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.