Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения и Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения"
(подготовлен Минобрнауки России 22.10.2019 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации (далее - Проект постановления) в целях выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. N ТГ-П8-6849 утверждаются следующие изменения:
изменения, которые вносятся в Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4236; 2011, N 20, ст. 2829; 2012, N 1, ст. 170; 2014, N 52, ст. 7775; 2018, N 51, ст. 8003; 2019, N 10, ст. 971);
изменения, которые вносятся в Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2007 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 42, ст. 5056; 2010, N 31, ст. 4236; 2014, N 52, ст. 7775; 2018, N 51, ст. 8003; 2019, N 10, ст. 971).
Данными нормативными правовыми актами установлен порядок согласования сделок федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений в отношении недвижимого имущества, который распространяется, в том числе, в отношении договоров, заключаемых учреждениями для установки и эксплуатации банкоматов, платежных терминалов, торговых автоматов, вендинговых аппаратов, базовых станций сотовой связи и иного оборудования или конструкций.
Нормы данных нормативных правовых актов об обязательном согласовании со стороны собственника имущества и учредителя не учитывают особенности указанных договоров, основной целью которых не является приобретение прав владения и пользования недвижимым имуществом федеральных учреждений.
Напротив, при размещении в зданиях, строениях, сооружениях оборудование и конструкции поступают во владение и пользование федеральных учреждений и эксплуатируются под их контролем в соответствии с нормативными локальными актами, устанавливающими режим работы учреждения, пропускной режим, правила противопожарной безопасности и т. д.
Места размещения оборудования не являются самостоятельными объектами гражданских прав, что указано Верховным судом Российской Федерации в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета".
Малую площадь для размещения оборудования очень часто невозможно выделить из всей площади недвижимого имущества и поставить объект на кадастровый учет (изготовить кадастровый паспорт).
Более того, привязка размещения того или иного оборудования к определенному месту нецелесообразна, так как в процессе деятельности учреждения местонахождение аппаратов может меняться.
В судебной практике имеются выводы, согласно которым из существа договоров на размещение оборудования не усматривается наличия между его сторонами отношений по использованию федерального имущества, то есть, арендных отношений. В частности, это нашло отражение в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 23 мая 2017 г. по делу NА64-4131/2016, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2015 г. по делу NА46-2481/2015.
Согласование сделок по передаче в аренду и безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества учреждений является сложной межведомственной процедурой. С учетом того, что в случаях, установленных законом, заключение указанных договоров осуществляется на торгах, а заключенные учреждением договоры подлежат государственной регистрации на основании пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, установка оборудования и конструкций в учреждениях занимает длительный срок.
При оформлении указанных отношений путем заключения договоров аренды или безвозмездного пользования учреждения несут затраты (подготовка отчета об оценке, получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости и т. д.). Помимо указанных затрат, учреждения также не получают денежные средства за размещение оборудования в течение всего периода согласования сделки и заключения договора.
Между тем, необходимость размещения оборудования обуславливается уставными целями учреждений, в том числе, предусмотренными отдельными законами. Например, согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, для чего устанавливаются вендинговые аппараты.
Такую деятельность следует отнести к приносящей доходы деятельности, которую учреждения на основании пунктов 2 и 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе вести самостоятельно, без согласования с собственником имущества и учредителем и оформления договоров аренды или безвозмездного пользования недвижимого имущества.
В целях упрощения процедуры согласования указанных сделок подготовлен настоящий Проект постановления, исключающий необходимость согласования сделок учреждений по установке и эксплуатации оборудования и конструкций на основании договоров, предметом которых не является передача во владение и пользование недвижимого имущества.
Проектом предусмотрено, что примерные формы таких договоров и методика расчета платы за установку и эксплуатацию банкоматов, платежных терминалов, торговых автоматов, вендинговых аппаратов, базовых станций сотовой связи и иного оборудования или конструкций устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Проектом постановления также предусмотрено отсутствие необходимости согласования с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом сделок с недвижимым имуществом, совершаемых федеральными автономными и бюджетными учреждениями при соблюдении следующих условий:
а) недвижимое имущество передается федеральным автономным или бюджетным учреждением в аренду или безвозмездное пользование в целях выполнения требований, предусмотренных федеральными законами;
б) площадь недвижимого имущества, передаваемого федеральным бюджетным учреждением в аренду или безвозмездное пользование, не превышает меньшую из величин - 500 кв. м или 10 процентов от общей площади объекта недвижимого имущества с учетом ранее переданных в аренду или безвозмездное пользование помещений в указанном объекте недвижимого имущества;
в) федеральное автономное или бюджетное учреждение является организацией, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Данные изменения необходимы для того, чтобы учреждения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации имели возможность своевременно обеспечивать исполнение требований, установленных в силу специфики их деятельности отдельными федеральными законами, например, организация питания обучающихся (пункт 1 статьи 37 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (подпункт 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В результате данных сделок недвижимое имущество не выбывает из федеральной собственности, при этом существующее требование о двойном согласовании (Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федерального агентства по управлению государственным имуществом) значительно затягивает сроки согласования.
Кроме того, Проектом постановления предусмотрено, что при соблюдении указанных условий последующие сделки, совершенные федеральным автономным учреждением в отношении недвижимого имущества, не требуют отдельного согласования и считаются согласованными на основании решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).
В случае прекращения действия договора учреждение на основании такого решения имеет возможность вновь передать имущество в аренду или безвозмездное пользование без обращения к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, если не меняется цель сделки и другие условия, в соответствии с которыми сделка была согласована.
Данные изменения обусловлены обособленностью имущественного комплекса федеральных бюджетных и автономных учреждений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, являющего основой для качественного достижения их уставных целей.
Проект постановления не подлежит оценке регулирующего воздействия.
Проект постановления не оказывает влияния на доходы или расходы федерального бюджета.
Проект постановления не влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты.
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация Проекта постановления не повлечет увеличения численности центрального аппарата и территориальных органов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.