Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения"
(подготовлен Минфином России 29.10.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения" (далее - законопроект) подготовлен в целях актуализации положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с совершенствованием негосударственного пенсионного обеспечения.
Так, проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения" устанавливаются правовые основы обеспечения гражданам возможности формирования за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства. В этой связи требуется закрепление в НК РФ особенностей налогообложения нового пенсионного продукта негосударственного пенсионного обеспечения - гарантированного пенсионного плана. При этом в целях обеспечения стабильности налоговой системы законопроектом предлагается сохранить действующий режим налогообложения по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, не относящимся к гарантированному пенсионному плану.
Положениями законопроекта предусмотрено:
- установление особенностей формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по пенсионным договорам гарантированного пенсионного плана, направленных, в частности, на исключение из налоговой базы сумм пожизненной негосударственной пенсии, пенсионной выплаты и досрочной выплаты, а также части взносов, осуществляемых работодателем в пользу участника гарантированного пенсионного плана;
- установление мер налогового стимулирования как физических лиц, так и организаций, являющихся работодателями, к активному участию в формировании гарантированного пенсионного плана.
В частности, законопроектом предлагается введение следующих налоговых льгот для участников гарантированного пенсионного плана и работодателей, перечисляющих взносы по гарантированному пенсионному плану своих работников.
1. Предоставление социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов налогоплательщика в виде взносов по гарантированному пенсионному плану в размере, не превышающем 6% от выплат по трудовым договорам (контрактам) за соответствующий календарный месяц, или, в случае самостоятельной уплаты налогоплательщиком взносов по гарантированному пенсионному плану в размере фактически произведенных расходов на пенсионные взносы по гарантированному пенсионному плану, но не более 6% от налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц за соответствующий налоговый период.
При этом согласно законопроекту получение указанного социального налогового вычета не будет сопряжено с необходимостью подготовки налогоплательщиком дополнительной документации и будет осуществляться для наемных работников в момент определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц без подачи заявления работодателю и (или) в случае самостоятельной уплаты взносов по гарантированному пенсионному плану, при подаче налоговой декларации в налоговые органы в конце налогового периода.
2. Отнесение на внереализационные расходы суммы, не превышающей 6% пенсионных взносов по гарантированному пенсионному плану, исчисленной и удержанной работодателем из доходов каждого работника-участника гарантированного пенсионного плана за каждый месяц, умноженной на соответствующий коэффициент. Размер коэффициента в первые 6 лет со дня включения работника в реестр участников гарантированного пенсионного плана равен 0.03, и в последующие годы - 0.06. Исчисленный таким образом совокупный показатель по всем работникам не может превышать 12 процентов от общей суммы расходов на оплату труда без учета отдельных видов расходов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.