Доработанный текст проекта Федерального закона "О проведении эксперимента в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Республике Саха (Якутия), в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях"
(подготовлен Минтрудом России от 16.09.2019)
Проект
Российская Федерация
Федеральный закон
О проведении эксперимента в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Республике Саха (Якутия), в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях
Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента.
1. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктом 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" начать с 1 января 2020 года проведение эксперимента по установлению специального режима установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов (далее - эксперимент) в Республике Саха (Якутия), в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях (далее - субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент) в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
2. Эксперимент проводится с 1 января 2021 года до 31 декабря 2026 года включительно.
3. Правоотношения, возникающие в ходе проведения эксперимента, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Статья 2. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения в рамках специального режима установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, занятости населения и безработицы, вправе издавать для субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент, методические рекомендации по реализации норм настоящего Федерального закона по вопросам, связанным с проведением эксперимента.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент, в области содействия занятости населения
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент, в области содействия занятости населения в рамках проведения эксперимента относятся:
создание фондов содействия трудоустройству и занятости инвалидов;
разработка и реализация мер, способствующих трудоустройству и обеспечению устойчивой занятости инвалидов и предусмотренных статьей 179.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. В целях содействия занятости инвалидов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации из числа субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент, вправе устанавливать более удобные в целях трудоустройства инвалида, исходя из имеющихся ограничений жизнедеятельности, сроки предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе без личной его явки в орган службы занятости населения (при условии личного посещения инвалида работником органа занятости населения), а также с использованием электронной почты и "личного кабинета" на портале Общероссийской базы вакансий "Работа в России".
3. Органы службы занятости в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, в целях содействия занятости инвалидов осуществляют в установленном порядке обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также взаимодействие с работодателями для реализации мер, способствующих трудоустройству и обеспечению устойчивой занятости инвалидов и предусмотренных статьей 179.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок и условия вышеуказанного взаимодействия устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.
Статья 4. Обязанности работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент.
В субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, работодатели в дополнение к требованиям, установленным абзацем третьим пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о потребности в работниках из числа инвалидов для замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей, о свободных специальных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, сведения о трудоустроенных инвалидах, продолжительности сроков работы инвалидов на созданных для них рабочих местах.
Статья 5. Особенности установления квоты для приема на работу инвалидов в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент.
1. Численность работников работодателей, осуществляющих деятельность, в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, для определения обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется среднесписочной численностью работников и в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона без учета филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах Российской Федерации, не участвующих в проведении эксперимента.
Филиалам работодателя, осуществляющих деятельность, в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, устанавливается квота в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены, исходя из их среднесписочной численности работников и в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.
2. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также рабочие места, исполнение трудовых обязанностей на которых связано с необходимостью получения специального медицинского заключения о подтверждении допуска к осуществлению трудовой деятельности на них в связи с медицинскими противопоказаниями и ограничениями или с доступом к государственной тайне.
3. Работодателям, являющимся общественными объединениями инвалидов и образованным ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, осуществляющим деятельность в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, требование об установлении и выполнении квоты для инвалидов не устанавливается.
4. Квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случаях либо оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, либо осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству и занятости инвалидов субъекта Российской Федерации, включенного в эксперимент, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды (по отношению к расчетной среднесписочной численности работников и в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к созданным или выделенным рабочим местам для трудоустройства инвалидов, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов. В указанных случаях работодателем вносятся соответствующие изменения в локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов.
5. Размер компенсационной выплаты устанавливается законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации, включенного в эксперимент, на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Перечисление работодателями компенсационной выплаты в фонд содействия трудоустройству и занятости инвалидов осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, включенного в эксперимент, на территории которого осуществляет свою деятельность работодатель ежемесячно.
6. На работодателей, являющихся органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими деятельность в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, не распространяется право на внесение компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству и занятости инвалидов вместо обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
Прием на работу инвалидов в пределах установленной квоты в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Статья 6. Оценка хода и результатов проведения эксперимента.
В течение срока проведения эксперимента органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, ежегодно отчитываются о ходе проведения эксперимента на трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, занятости населения и безработицы, осуществляет ежегодный мониторинг проведения эксперимента в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанным порядком также устанавливаются критерии и показатели эффективности проведения эксперимента.
В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, о расширении применения соответствующей процедуры установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов на всю территорию Российской Федерации либо о прекращении такого эксперимента.
Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
Президент |
В.ПУТИН |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.