Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России от 23.08.2019)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 9, ст. 805; 2008, N 26, ст. 3019) следующие изменения:
1) дополнить статью 2 абзацами 5, 6 следующего содержания: "институт развития железнодорожных территорий - акционерное
общество, создаваемое в соответствии с настоящим Федеральным законом единым хозяйствующим субъектом и единым институтом развития в жилищной сфере, учрежденным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
межведомственный коллегиальный орган - уполномоченный Правительством Российской Федерации межведомственный коллегиальный орган, предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства.";
2) дополнить статью 4 пунктом 8 следующего содержания:
"8. Помимо иных оснований, предусмотренных законом, отчуждение имущества, находящегося в собственности единого хозяйствующего субъекта, в том числе указанного в пунктах 1 и 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, может быть осуществлено путем его обмена на имущество Российской Федерации.
Порядок и условия мены имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, и имущества единого хозяйствующего субъекта устанавливаются Правительством Российской Федерации.".
3) в статье 8:
а) абзац 2 пункта 1 после слов "на железнодорожном транспорте" дополнить словами "(за исключением случаев передачи в аренду или безвозмездное пользование их отдельных элементов (частей) для размещения объектов, связанных с перевозочным процессом), при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами";
б) абзац 4 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"технологическая часть объектов недвижимого имущества,
относящихся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающая осуществление перевозочного процесса, за исключением объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.".
4) дополнить статьей 8.1 следующего содержания:
"Статья 8.1. Повышение эффективности использования земель железнодорожного транспорта
1. В целях реализации комплексных проектов жилой и общественноделовой застройки и развития городской среды с вовлечением земель железнодорожного транспорта, а также создания условий для модернизации железнодорожной инфраструктуры и иной инфраструктуры, обеспечивающей обслуживание пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, создается институт развития железнодорожных территорий.
2. Институт развития железнодорожных территорий - акционерное общество, по 50 процентов акций которого принадлежат единому хозяйствующему субъекту и единому институту развития в жилищной сфере.
Акции института развития железнодорожных территорий могут находиться только в собственности единого хозяйствующего субъекта и единого института развития в жилищной сфере.
3. Для достижения предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи целей институт развития железнодорожных территорий осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает концепции развития территорий, в том числе включающих земли железнодорожного транспорта (далее - концепции развития территорий);
2) направляет в межведомственный коллегиальный орган предложения об утверждении концепций развития территорий;
3) для реализации концепций развития территорий создает хозяйственные общества, участвует в хозяйственных обществах;
4) осуществляет реализацию концепций развития территорий, а также инвестиционных проектов, соответствующих целям его деятельности, и привлечение инвестиций третьих лиц;
5) приобретает в собственность или на ином праве земельные участки и иные объекты движимого и недвижимого имущества;
6) без проведения торгов (конкурсов, аукционов) передает в аренду (субаренду) и безвозмездное пользование, осуществляет продажу принадлежащих ему земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, приобретенных в порядке, предусмотренном подпунктами 5.2 и 5.3 части 3 статьи 3 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", дочерним и зависимым хозяйственным обществам, если такая передача либо продажа предусмотрена концепцией развития территорий, утвержденной межведомственным коллегиальным органом в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи;
7) осуществляет передачу принадлежащих ему земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества и (или) прав на указанное имущество, полученных в порядке, предусмотренном подпунктами 5.2 и 5.3 части 3 статьи 3 Федеральный закона "О содействии развитию жилищного строительства" в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, если такая передача предусмотрена концепцией развития территорий, утвержденной межведомственным коллегиальным органом в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи;
8) осуществляет иные функции, необходимые для обеспечения реализации концепций развития территорий.
4. Концепция развития территорий разрабатывается институтом развития железнодорожных территорий на основании совместного письменного обращения единого института развития в жилищной сфере и единого хозяйствующего субъекта.
5. Требования к содержанию концепции развития территорий устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования в том числе должны предусматривать:
1) описание целей и задач, решаемых в рамках реализации концепции развития территорий;
2) перечень земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, необходимых для реализации концепции развития территорий, с указанием существующих ограничений и обременений, перечень предполагаемых сделок в отношении указанного имущества, находящегося в федеральной собственности, а также схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории (при необходимости);
3) технико-экономическое обоснование концепции развития территорий, в том числе включающее в себя обоснование технологической возможности реализации концепции развития территорий с учетом требований основной производственной деятельности единого хозяйствующего субъекта, а также описание плана технических и технологических мероприятий, планируемых к осуществлению в рамках реализации концепции развития территорий;
4) план-график реализации концепции развития территорий;
5) прогнозируемый объем финансирования для реализации концепции развития территорий и предполагаемые источники финансирования;
6) перечень мероприятий, направленных на перенос или реконструкцию объектов железнодорожной инфраструктуры, являющихся федеральной собственностью, осуществление которых необходимо в связи с реализацией концепции развития территорий (при необходимости).
6. Разработанная институтом развития железнодорожных территорий концепция развития территорий подлежит согласованию единым институтом развития в жилищной сфере и единым хозяйствующим субъектом, после чего передается на рассмотрение межведомственного коллегиального органа.
7. По итогам рассмотрения концепции развития территорий межведомственный коллегиальный орган принимает решение:
1) об утверждении концепции развития территорий;
2) о нецелесообразности реализации концепции развития территорий.
Решение межведомственного коллегиального органа оформляется протоколом и является обязательным для органов государственной власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц.
8. В случае принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в подпункте 1 пункта 7 настоящей статьи, институт развития железнодорожных территорий ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, направляет в межведомственный коллегиальный орган отчет о ходе реализации концепции развития территорий. В случае использования земельного участка предоставленного институту развития железнодорожных территорий в порядке, предусмотренном подпунктами 5.2 и 5.2 части 3 статьи 3 Федеральный закона "О содействии развитию жилищного строительства", не по целевому назначению, определенному концепцией развития территорий, договор аренды (безвозмездного) пользования, заключенный между Российской Федерацией и институтом развития железнодорожных территорий, может быть расторгнут по иску арендодателя (ссудодателя) в судебном порядке.
9. Институт развития железнодорожных территорий обязан раскрывать информацию по правилам о раскрытии информации публичным акционерным обществом, установленным законом об акционерных обществах, независимо от наличия у него статуса публичного акционерного общества.
10. Уставом института развития железнодорожных территорий должно быть предусмотрено отнесение к компетенции общего собрания акционеров принятие решений об участии и о прекращении участия в других хозяйственных обществах, а также решений о голосовании на общем собрании акционеров таких хозяйственных обществ.
11. Решение об участии института развития железнодорожных территорий в другом хозяйственном обществе может быть принято при соблюдении следующих условий:
1) институту развития железнодорожных территорий будет принадлежать более 25 процентов акций (долей участия в уставном капитале) такого хозяйственного общества, предоставляющих право голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества. Доля участия института развития железнодорожных территорий в уставном капитале такого хозяйственного общества не может быть менее предусмотренной настоящим пунктом;
2) уставом такого хозяйственного общества не предусмотрены положения, устанавливающие порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества.
12. В случае участия института развития железнодорожных территорий в хозяйственном обществе в соответствии пунктом 11 настоящей статьи институт развития железнодорожных территорий не вправе голосовать на общем собрании участников такого общества за принятие решения о включении в устав общества положений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества.
13. Количественный состав наблюдательного совета (совета директоров) института развития железнодорожных территорий - пять человек, в том числе по два представителя единого хозяйствующего субъекта и единого института развития в жилищной сфере и один, выбранный сторонами совместно.
14. Члены наблюдательного совета (совета директоров) института развития железнодорожных территорий работают не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство в наблюдательном совете (совете директоров) института развития железнодорожных территорий с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.
15. В случае реализации единым хозяйствующим субъектом проектов, предусматривающих вовлечение земель железнодорожного транспорта без привлечения института развития железнодорожных территорий, положения, установленные пунктами 1-14 настоящей статьи, не применяются.
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3617; N 49, ст. 5723; 2009, N 19, ст. 2281; N 52, ст. 6419; 2010, N 22, ст. 2695; N 30, ст. 3996, 3997; 2011, N 1, ст. 19; N 25, ст. 3531; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4562, 4592; N 49, ст. 7027; 2012, N 29, ст. 3998; N 53, ст. 7615, 7643; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4072; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4260; N 48, ст. 6637; 2015, N 10, ст. 1418; N 24, ст. 3369; N 29, ст. 4342, 4351; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 25; N 22, ст. 3097; N 26, ст. 3890; 2018, N 1, ст. 39, 90) следующие изменения:
1) часть 3 статьи 3 дополнить пунктами 5.2 и 5.3 следующего содержания:
"5.2) осуществляет в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа передачу земельных участков единого института развития в безвозмездное пользование, аренду единому хозяйствующему субъекту или институту развития железнодорожных территорий, предусмотренным Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее соответственно - единый хозяйствующий субъект, институт развития железнодорожных территорий), на срок, определенный решением межведомственного коллегиального органа, в целях реализации концепции развития территорий, указанной в подпункте 1 пункта 3 статьи 8.1 Федерального закона от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - концепция развития территорий);
5.3) осуществляет в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа предоставление в собственность (в том числе безвозмездно), продажу земельных участков единого института развития единому хозяйствующему субъекту или институту развития железнодорожных территорий в целях реализации концепции развития территорий;";
2) часть 8 статьи 11 дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:
"14) передачи земельных участков единого института развития в безвозмездное пользование, аренду единому хозяйствующему субъекту или институту развития железнодорожных территорий для целей реализации концепции развития территорий;
15) предоставление в собственность (в том числе безвозмездно), продажи земельных участков единого института развития единому хозяйствующему субъекту или институту развития железнодорожных территорий в целях реализации концепции развития территорий.";
3) в части 4 статьи 12:
а) дополнить пунктами 9 и 10 следующего содержания:
"9) поручение единому институту развития после передачи ему земельного участка, находящегося в федеральной собственности,
осуществить передачу указанного земельного участка в безвозмездное
пользование, аренду единому хозяйствующему субъекту или институту развития железнодорожных территорий, сроки и цели такой передачи (для реализации концепции развития территорий);
10) поручение единому институту развития после передачи ему земельного участка, находящегося в федеральной собственности,
осуществить предоставление в собственность (в том числе безвозмездно), продажу указанного земельного участка единому хозяйствующему
субъекту или институту развития железнодорожных территорий в целях реализации концепции развития территорий.";
б) дополнить частью 5.2 следующего содержания:
"5.2. Договор безвозмездного пользования либо аренды земельного участка единого института развития, заключаемый с единым хозяйствующим субъектом или институтом развития железнодорожных территорий в рамках реализации утвержденной концепции развития территорий, должен предусматривать цели передачи земельного участка - реализация концепции развития территорий. Срок действия договора безвозмездного пользования или аренды определяется в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа.";
4) часть 1 статьи 12.2 дополнить пунктами 8.1 и 8.2 следующего содержания:
"8.1) в случаях, предусмотренных концепцией развития территорий, передача в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа земельных участков единого института развития в безвозмездное пользование, в аренду единому хозяйствующему субъекту или институту развития железнодорожных территорий на срок, определенный указанным решением;
8.2) в случаях, предусмотренных концепцией развития территорий, предоставление в собственность безвозмездно, продажа в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа земельных участков единого института развития единому хозяйствующему субъекту или институту развития железнодорожных территорий;";
5) часть 4.1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"4.1. В случае принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, договоры аренды, заключенные с акционерными обществами, указанными в части 4.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, досрочно расторгаются по соглашению сторон. Концепцией развития территорий может быть предусмотрено наделение единого института развития полномочиями на осуществление юридических и иных действий, указанных в настоящем федеральном законе, без расторжения указанных договоров аренды земельных участков, заключенных с единым хозяйствующим субъектом.";
6) часть 5 статьи 16.1 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) в случаях, предусмотренных концепцией развития территорий,
передача в безвозмездное пользование или аренду, предоставление в собственность (в том числе безвозмездно), продажа земельных участков единого института развития в соответствии с решением межведомственного коллегиального органа единому хозяйствующему субъекту или институту развития железнодорожных территорий.".
Статья 3
Часть 4 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225- ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 25) дополнить пунктом 3.2. следующего содержания:
"3.2) содействует повышению эффективности использования земель железнодорожного транспорта (железнодорожных территорий).".
Статья 4
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225; 2015, N 1, ст. 40; N 29, ст. 4339, 4350; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4269, 4282, 4298, 4306; 2017, N 27, ст. 3938) следующие изменения:
1) дополнить пункт 2 статьи 39.3 подпунктом 1.2 следующего содержания:
"1.2) земельных участков в целях реализации концепций развития территорий в соответствии с пунктом 5.3 части 3 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";".
2) подпункт 27 пункта 2 статьи 39.6 изложить в следующей редакции:
"27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов железнодорожного транспорта общего пользования, а также иной инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры";
3) абзац пятый пункта 2 статьи 90 изложить в следующей редакции:
"Земельные участки (их части), расположенные в границах полос
отвода железных дорог и свободные от объектов железнодорожного транспорта, могут быть переданы в пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочноразгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением размещения автозаправочных станций любых типов), размещения транспортно-пересадочных узлов, центров обслуживания пассажиров и других объектов обеспечивающих обслуживание пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, а также предназначенных для осуществления предпринимательской и иной деятельности при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами, а также ограничений использования земельных участков, предусмотренных в границах зон с особыми условиями использования территорий.".
Статья 5
Внести в статью 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3597; 2015, N 1, ст. 56) следующие изменения:
1) абзац семнадцатый пункта 1 дополнить новым абзацем:
"Земельные участки (их части), расположенные в границах полос отвода железных дорог и свободные от объектов железнодорожного транспорта, могут использоваться с учетом требований статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации;".
Статья 6
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального
имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2005, N 25, ст. 2425; 2008, N 20, ст. 2253; 2010, N 23, ст. 2788; 2011, N 29, ст. 4292; 2013, N 44, ст. 5630; 2014, N 22, ст. 2771; 2014, N 26 (часть I), ст. 3400; 2014, N 48, ст. 6637; 2015, N 1 (часть I), ст. 72; 2015, N 27, ст. 3947; 2015, N 27, ст. 3971; 2016, N 26 (Часть I), ст. 3890) дополнить подпунктом 23 в следующей редакции:
"23) федерального имущества в случае его обмена на имущество единого хозяйствующего субъекта, созданного в соответствии с Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".".
Статья 7
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.