Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам использования единого портала технологического присоединения к электрическим сетям в целях обеспечения электронного взаимодействия с заявителями при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям" (далее соответственно - проект акта, Правила ТП, Изменения), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 3 подраздела 2 направления 1 "Подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (далее - распоряжение N 20).
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является повышение доступности энергетической инфраструктуры для заявителей посредством представления возможности заявителям вне зависимости от выбранной сетевой организации пройти процедуру технологического присоединения (далее - ТП) к электрическим сетям в электронном виде в одном месте с помощью единого портала технологического присоединения на всей территории Российской Федерации, также возможность сокращения расходов для сетевых организаций по обслуживанию и оказанию услуг по технологическому присоединению потребителей в электронном виде, начиная с 1 января 2021 года.
В соответствии с пунктом 7.1 сводного отчета предлагаемым проектом акта могут быть затронуты интересы гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций), сетевых организаций, количество которых в общей сложности может составить более 3 000 организаций. Кроме того, предлагаемое проектом акта регулирование может повлиять на интересы более 10 000 потребителей электрической энергии.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 18 сентября по 8 октября 2019 года посредством размещения указанных документов ?на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/09-19/00094569).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России в период с 25 по 31 октября 2019 года проведены публичные консультации по проекту акта, по итогам которых в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "МОЭК", AO "Теплоэнерго", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по электроэнергетике, АО "ЛОЭСК", ПАО "РусГидро", которые частично учтены в настоящем заключении. Также поступили отдельные предложения и замечания, рекомендуемые для рассмотрения разработчику в целях их учета при доработке проекта акта (прилагаются).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России по результатам рассмотрения проекта акта обращает внимание на наличие следующих возможных рисков его принятия в представленной редакции.
1. Абзацем 7 подпункта "б" пункта 1 Изменений предусматривается право сетевой организации по обратному требованию (регрессу) к оператору единого портала технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Единый портал), за действия (бездействия) которого она несет ответственность перед заявителями.
При этом проект не содержит нормы, согласно которой ответственность перед заявителями несет оператор Единого портала в случае нарушения сроков, установленных Правилами ТП, в том числе сроков выдачи сетевой организацией заявителю договора об осуществлении ТП, проекта технических условий, акта об осуществлении ТП по вине оператора Единого портала. В результате такого нарушения сетевая организация может быть привлечена к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, гражданско-правовой ответственности в виде взыскания заявителем убытков, возникших в связи с нарушением сетевой организацией сроков выдачи вышеуказанных документов, к ответственности согласно антимонопольному законодательству. Выплата сетевой организацией штрафов повлечет за собой судебное взыскание с оператора Единого портала соответствующих сумм в порядке обратного требования. Реализация права обратного требования (регресса) к оператору Единого портала посредством взыскания через суд в соответствии с позицией, поступившей в ходе публичных консультаций, приведет к значительным судебным расходам (оплата государственной пошлины, расходы на судебного представителя).
Дополнительно следует обратить внимание, что в настоящее время право обратного требования (регресса) к оператору Единого портала у сетевой организации существует в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации и для его реализации указанного права дополнительного закрепления в редакции Правил ТП не требуется.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить абзац 7 подпункта "б" пункта 1 из редакции Изменений, а также определить порядок привлечения к ответственности оператора Единого портала в случае нарушения сроков ТП, установленных действующим законодательством Российской Федерации, по вине указанного оператора, а также рассмотреть возможность дополнения Правил ТП положением, которое снимет с сетевой организации ответственность за нарушение сроков выполнения мероприятий по ТП, обусловленное невыполнением (несвоевременным выполнением) оператором Единого портала возложенных на него обязанностей, то есть в отсутствие вины сетевой организации, и тем самым предотвратит возникновение у сетевой организации убытков.
2. В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета основанием для разработки проекта акта является распоряжение N 20, при этом в соответствии с пунктом 3 подраздела 2 направления 1 распоряжения N 20 установлено мероприятие по определению Правительством Российской Федерации единого портала технологического присоединения к электрическим сетям и порядка его взаимодействия с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций). Следует обратить внимание, что в тексте редакции проекта акта не определен порядок соответствующего взаимодействия. Кроме того, не устанавливается необходимость разработки Минэнерго России порядка взаимодействия с Единым порталом государственных и муниципальных услуг. Учитывая изложенное, представляется целесообразным определить соответствующий порядок либо указать в проекте акта на необходимость его разработки.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия
на проект постановления Правительства Российской Федерации
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам использования единого портала технологического присоединения к электрическим сетям в целях обеспечения электронного взаимодействия с заявителями при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям" (далее - проект акта)
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие, а также в ряд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 10 отзывов от:
1. Ассоциации "НП ТСО";
2. Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по электроэнергетике;
3. АО "ЛОЭСК";
4. AO "Теплоэнерго";
5. АО "ЭнергосбыТ Плюс";
6. ООО "Кузбасская энергосетевая компания";
7. ПАО "МОЭК";
8. ПАО "Россети";
9. ПАО "РусГидро";
10. ПАО "Транснефть".
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту акта
N п/п |
Пункт проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
1. |
В целом по проекту акта |
Для достижения целей проекта акта в качестве Единого портала технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Единый портал, ТП) предлагается использовать ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", оператором которого Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Позволит обеспечить непредвзятость работы портала и оператора, а также существенно снизить затраты на разработку и эксплуатацию портала. |
2. |
В целом по проекту акта |
Были произведены затраты на создание региональных порталов. Необходимо учесть данный канал при реализации постановления и установить порядок интеграции данных порталов с Единым порталом, либо сохранить альтернативный порядок присоединения также через региональные порталы с унификацией данной процедуры. При разработке и утверждении требований к Единому порталу к электрическим сетям, а также требований к оператору Единого портала к электрическим сетям привлечь не только профильные федеральные органы исполнительной власти и ПАО "Россети", но и другие электросетевые организации. |
3. |
В целом по проекту акта |
В связи с отсутствием определения оператора Единого портала и требований к нему (в том числе о независимости) возникают риски аффилированности с любыми электросетевыми организациями. Оператор получает доступ к широкому кругу информации, которая может быть использована для создания недобросовестной конкуренции и ущерба интересам иных хозяйствующих субъектов. Необходима норма, определяющая запрет назначения в качестве оператора портала субъекта электроэнергетики или аффилированное с ним лицо. Кроме того, деятельность по организации Единого портала и оператора Единого портала требует соответствующего финансирования, что, в свою очередь, приведет к росту тарифа для конечного потребителя. Необходима конкретизация требований к оператору на уровне Правительства Российской Федерации, а не полномочий Минэнерго России, а также проработка требования в части интеграции Единого портала с автоматизированными системами сетевых организацией. Кроме того, ввиду отсутствия законодательно установленных требований к оператору Единого портала, а также утвержденного регламента функционирования Единого портала к электрическим сетям и сжатых сроков начала функционирования портала (с 1 января 2021 г.) считаем целесообразным организацию пилотного проекта в рамках субъекта Российской Федерации, по результатам работы которого будут скорректированы (при необходимости) нормативно-правовые акты. |
4. |
В целом по проекту акта |
Целевая модель "Технологическое присоединение к электрическим сетям", установленная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации" предусматривает создание единого регионального интернет-портала в том числе, с возможностью подачи заявок на ТП. На основании данного документа на уровне субъектов Российской Федерации созданы порталы для удобства подачи заявок на ТП, что формирует дополнительный канал поступления заявок. Таким образом, данный канал также должен быть предусмотрен в проектируемой редакции Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила ТП), а также должен быть обозначен порядок интеграции региональных порталов с Единым порталом. Либо такие каналы как региональные порталы должны быть упразднены. Строгое ограничение способов подачи заявок на технологическое присоединение гарантирует понятные каналы поступления заявок, их обработку, ответственных, а также ограничит злоупотребление правом на подачу заявок. |
5. |
В целом по проекту акта |
Посредством Единого портала должна быть обеспечена возможность: - подачи заявителем и рассмотрения ФАС России заявлений о нарушении требований Правил ТП. Рассмотреть возможность подачи заявлений в ФАС России по упрощенной форме ввиду наличия документов на сайте и информации по срокам их предоставления; - подачи заявки на переоформление документов о ТП; - раскрытия информации сетевыми организациями в соответствии со стандартами раскрытия информации; - заключения договора купли-продажи электрической энергии (мощности) - или энергоснабжения потребителем с гарантирующим поставщиком; - запроса документов о ТП гарантирующим поставщиком или потребителем у сетевой организации для заключения договора энергоснабжения. |
6. |
В целом по проекту акта |
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 март 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ТП осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день такой порядок определен Правилами ТП. Пунктом 15 Правил ТП установлены сроки направления проектов договоров об осуществлении технологического присоединения (далее - Договоры ТП), которые с учетом категории заявителя составляют от 10 календарных до 20 рабочих дней. Нарушение указанных сроков является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая императивные требования Правил в части сроков направления заявителям проектов Договоров ТП, включение дополнительного звена - Единого портала в систему отношений "заявитель - сетевая организация" может привести к увеличению продолжительности процедуры заключения таких договоров и возникновению рисков привлечения сетевой организации к административной ответственности. Добросовестными участниками рынка, обеспечивается прием заявок на ТП как путем организации очного приема заявителей, так и посредством "Личного кабинета" на официальных сайтах таких организаций, принимаем заявок по почте, а также через секретаря в любой рабочий день недели в течение всего рабочего дня (в пределах нормальной продолжительности рабочего времени согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации). Каких-либо препятствий для реализации заявителями своих прав на доступ к услугам сетевой организации не имеется. Дублирование Единым порталом существующих сервисов сетевых организаций для подачи документов в электронном виде представляется неэффективным и нецелесообразным. |
7. |
В целом по проекту акта |
Согласно "Пояснительной записке" к проекту акта, "принятие проекта постановления позволит сетевым организациям сократить расходы, возникающие в связи с оказанием услуг по технологическому присоединению". Однако в Проекте не указано, каким образом данные расходы будут сокращены. На практике сокращения расходов не произойдет, и в целом усложнится процесс взаимодействия сетевых организаций с заявителями, друг с другом и с оператором Единого портала. Модернизация программного обеспечения систем управления финансово-хозяйственной деятельности сетевой организации с целью дополнения каналов взаимодействия с заявителями еще одним - Единым порталом приведет к значительным финансовым затратам со стороны сетевой организации. |
8. |
В целом по проекту акта |
В результате применения спроектированного в Изменениях механизма регрессной компенсации санкций за нарушение сроков ТП может произойти ситуация, когда количество положительных судебных решений по удовлетворению регрессных требований сетевых организаций превзойдет платежеспособность оператора Единого портала. Для предотвращения обратных требований (регресса) к оператору Единого портала необходимо предусмотреть освобождение сетевой организации от административной и гражданско-правовой ответственности через внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты. |
9. |
В целом по проекту акта |
В Проекте не предусмотрены сроки рассмотрения и передачи документов, не превышающие сроки, предусмотренные Правилами ТП, в целом не раскрыт порядок взаимодействия сетевых организаций и оператора Единого портала. |
10. |
В целом по проекту акта |
Считаем нецелесообразным использование Единого портала к электрическим сетям для обеспечения электронного взаимодействия с заявителями при осуществлении ТП к электрическим сетям. |
11. |
В целом по проекту акта |
Проект акта предполагает электронное взаимодействие при осуществлении ТП как на Едином портале, так и на официальном сайте сетевой организации с 1 июля 2019 года. Обеспечение сетевой организацией электронного взаимодействия с заявителями на двух интернет-ресурсах и дублирование функционала указанных ресурсов не приведет к снижению затрат сетевых организаций. Предлагаем с 1 июля 2019 года Единый портал определить одним интернет-ресурсом для электронного взаимодействия при осуществлении процедуры ТП. |
12. |
В целом по проекту акта |
В Проекте необходимо определить пределы ответственности сетевых организаций и гарантирующих поставщиков при электронном взаимодействии с заявителями через Единый портал. Единый портал выполнят интеграционную информационную функцию (позволяет упростить взаимодействие с заявителями за счет использования Единого сайта и баз данных). При этом сетевые организации и гарантирующие поставщики несут ответственность за соблюдение требований Правил ТП при электронном взаимодействии через Единый портал. Предлагаем включить в Изменения следующее дополнение: "Сетевая организация и гарантирующий поставщик при электронном взаимодействии с заявителем в процессе технологического присоединения к электрическим сетям через единый портал технологического присоединения несут ответственность за соблюдение требований нормативных правовых актов". |
13. |
В целом по проекту акта |
В существующей конструкции Проекта сетевая организация будет нести ответственность перед заявителем и государственным органом власти в сфере антимонопольного регулирования за нарушение установленных сроков выполнения мероприятий по ТП, допущенное по вине оператора Единого портала. Подобный подход представляется несправедливым, создающим предпосылки для возникновения у сетевых компаний затяжных судебных дел и судебных издержек, которых можно избежать, урегулировав в Проекте вопросы ответственности сетевой организации за нарушение сроков выполнения мероприятий по ТП, вызванные сбоями в работе Единого портала. Возможно достаточно дополнить Правила ТП положением, которое изначально снимет с сетевой организации ответственность за нарушение сроков выполнения мероприятий по ТП, обусловленное невыполнением оператором Единого портала возложенных на него обязанностей, т.е. в отсутствие вины сетевой организации и тем самым предотвратит возникновение у сетевой организации убытков. В связи с этим считаем целесообразным дополнить проект акта положением о том, что "не является нарушением сетевыми организациями установленных настоящими Правилами сроков направления заявителю договора о подключении (технологическом присоединении), технических условий, а также актов о выполнении технических условий и о технологическом присоединении, в случае если указанное нарушение обусловлено нарушениями в работе Единого портала технологического присоединения к электрическим сетям". |
14. |
В целом по проекту акта |
В настоящее время порядок информационного обмена между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями урегулируется в рамках договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем внесение проектируемых изменений в соответствующие договоры потребует от гарантирующих поставщиков дополнительных затрат (проведение договорной кампании), времени и кадрового ресурса, при том условии, что подобные масштабные изменения не повлияют на повышение собираемости платы за электрическую энергию. |
15. |
В целом по проекту акта |
Необходимо отметить, что предложенная Изменениями процедура взаимодействия требует дополнительных затрат от гарантирующих поставщиков, экономически не аргументирована, последствия ее внедрения не спрогнозированы и не оценены инициатором в связи с чем обязательным условием ее реализации является проведение правового эксперимента на территории 3-4 "пилотных" регионов с надлежащей правовой и экономической оценкой ее эффективности за релевантный период времени (не менее календарного года, возможно, 1,5 - 2 лет). Следовательно, предлагаем установить поэтапную реализации проекта: Внести изменения в Проект и распространить действие правового эксперимента на 3-4 "пилотных" региона, определенных постановлением Правительства Российской Федерации (внедрение Единого портала до января 2021 года); По результатам оценки успешности эксперимента в пилотных регионах Минэнерго России и Министерству экономического развития Российской Федерации провести оценку рисков проекта до 1 июля 2021 года; В случае достижения положительного эффекта от внедрения Единого портала в пилотных регионах и признания рисков несущественными, внедрить Единый портал в остальных субъектах Российской Федерации, не ранее 1 января 2022 года. |
16. |
В целом по проекту акта |
Ни положения указанного пункта 8 ПП N 861, ни иные положения ПП N 861 не обеспечат защиту от применения схем "обхода" установленного порядка выбора сетевой организации при подаче заявки на ТП. В качестве примера применения вполне законных схем изменения по воле оператора Единого портала выбранной сетевой организации можно привести норму пункта 8 (1) ПП N 861, в соответствие с которой "если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них". У оператора Единого портала, являющегося субъектом электроэнергетики, в отличие от организации, не осуществляющей коммерческую деятельность в отрасли, всегда будет заинтересованность в использовании имеющейся информации в коммерческих целях (извлечение прибыли). Безусловно, недобросовестные действия, "серые" схемы должны выявляться и пресекаться государственными органами власти, однако, не ясно для чего изначально на уровне нормативного правового акта создавать предпосылки для использования подобных схем. В связи с изложенным настаиваем на ранее выданном замечании о дополнении Проекта положением, запрещающим назначать в качестве оператора Единого портала субъект электроэнергетики или аффилированное с ним лицо, подпадающее под критерии аффилированности, установленные законодательством о защите конкуренции. |
17. |
В целом по проекту акта |
В части отказа разработчика от включения в Проект условия о публичности договора, заключаемого оператором Единого портала и сетевой организации, определения существенных условий договора, а также дополнения Проекта поручением Минэнерго России по утверждению типовой формы такого договора, обусловленного тем, что пунктом 2 постановляющей части Проекта предусмотрено принятие Минэнерго России подзаконных актов, устанавливающих "требования к единому порталу технологического присоединения к электрическим сетям, требований к оператору единого портала технологического присоединения к электрическим сетям, а также регламент функционирования единого портала технологического присоединения к электрическим сетям" сообщаем следующее. Поименованные требования являются требованиями к Единому порталу и оператору Единого портала, но не к содержанию и порядку заключаемых им договоров. Представляется сомнительным регистрация Минюстом России подзаконного акта, которым регламентируются вопросы заключения гражданско-правового договора, регулирование которого не относится к сфере применения такого подзаконного акта исходя из его наименования, указанного в пункте 2 постановляющей части Проекта. Кроме того, учитывая, что разработчик Проекта по существу не возражает против необходимости регламентации порядка заключения и условий подобного договора на уровне нормативного правового акта представляются не ясными причины, которые не позволяют дополнить уже существующее положение Проекта о безвозмездности договора, заключаемого оператором Единого портала с сетевой организацией, положением о публичности такого договора и установлении к нему требований приказом Минэнерго России, указанным в пункте 2 постановляющей части Проекта. Необходимо учитывать, что определение на уровне нормативного правового акта условий заключаемого между оператором Единого портала и сетевой организацией договора, и, прежде всего, установление обязательств сторон договора и ответственности за их нарушение, имеет принципиальное значение для сетевой компании, поскольку наличие подобных правовых норм будет одним из ключевых инструментов защиты сетевых организаций от навязывания со стороны оператора Единого портала невыгодных условий договора, что вполне возможно с целью исключения его ответственности за сбои в работе Единого портала, а также при рассмотрении в судах дел о нарушении сетевыми организациями установленных сроков выполнения мероприятий по ТП, обусловленных сбоями в работе Единого портала. В связи с этим считаем принципиально важным дополнить пункт 2 Проекта поручением на разработку подзаконного акта, устанавливающего предмет договора, заключаемого между оператором Единого портала и сетевой организацией, его существенные условия, обязательства сторон договора и ответственность за их нарушение, а также утверждающего типовую форму такого договора. |
18. |
В целом по проекту акта |
Остается актуальной необходимость установления требований к заключаемому между оператором Единого портала и сетевой организацией договору на уровне нормативного правового акта. |
19. |
В целом по проекту акта |
Предложенное разработчиком дополнение Изменений положением о возможности предъявления регрессного требования к оператору Единого портала не решает проблемы привлечения сетевых организаций к административной и гражданско-правовой ответственности за нарушение установленных сроков выполнения мероприятий по ТП, допущенное по вине оператора Единого портала. Применение регрессного требования к оператору Единого портала предполагает уже наличие вступившего в силу судебного решения о привлечении сетевой организации к ответственности за нарушение сроков выполнения мероприятий по ТП. Таким образом, в существующей конструкции Изменений, с учетом указанного дополнения, сетевая организация будет нести ответственность перед заявителем и государственным органом власти в сфере антимонопольного регулирования за нарушение установленных сроков выполнения мероприятий по ТП, допущенное по вине оператора Единого портала. Подобный подход представляется несправедливым, создающим предпосылки для возникновения у сетевых компаний затяжных судебных дел и судебных издержек, которых можно избежать, урегулировав в Изменениях вопросы ответственности сетевой организации за нарушение сроков выполнения мероприятий по ТП, вызванные сбоями в работе Единого портала. Представляется не ясным почему нельзя дополнить Правила ТП положением, которое изначально снимет с сетевой организации ответственность за нарушение сроков выполнения мероприятий по ТП, обусловленное невыполнением Единым оператором возложенных на него обязанностей, т.е. в отсутствие вины сетевой организации и тем самым предотвратит возникновение у сетевой организации убытков. В связи с этим считаем целесообразным учесть ранее изложенное замечание и дополнить Изменения положением о том, что "не является нарушением сетевыми организациями установленных настоящими Правилами сроков направления заявителю договора о подключении (технологическом присоединении), технических условий, а также актов о выполнении технических условий и о технологическом присоединении, в случае если указанное нарушение обусловлено нарушениями в работе Единого портала технологического присоединения к электрическим сетям". |
20. |
В целом по проекту акта |
Предлагается синхронизировать положений проекта акта с положениями разработанного Минстроем России проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2017 г. N 955 "Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 - 2021 годах" (далее -Изменения N 955, Постановление N 955), ID Проекта: 01/01/07-19/00093558. Следует отметить что в позиции Минэнерго России приведенной в сводном отчете к проекту акта указанно: 1) Изменения в N 955 направлены на иную категорию потребителей ("застройщики жилья", заявители-физические лица до 15 кВт, юридические лица и индивидуальные предприниматели до 150 кВт); 2) Изменения N 955 регламентируют порядок подачи в электронном виде заявок на ТП через региональный портал государственных услуг (далее - РПГУ), который "является принципиально иным Интернет - ресурсом" в отличие от Единого портала, через который будут подаваться заявки на ТП, в соответствии с проектом акта; 3) РПГУ в рамках Проекта по изменению N 955 "определяется как "единое окно" для подачи заявок на ТП, при этом заключение соответствующих договоров и дальнейшее взаимодействие с заявителями не предполагается."; 4) Сетевые организации обязаны обеспечить осуществление ТП в электронном виде согласно положению пункта 8(3) Правил ТП. При этом следует учесть следующее: Проект по изменению N 955 так же, как и Постановление N 955, не содержат указания на применение установленного им порядка осуществления ТП в электронном виде только в отношении определенных категорий заявителей, например, в отношении упоминаемых разработчиком "застройщиков жилья" или "заявителей-физических лиц до 15 кВт, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 150 кВт". Проект по изменению ПП N 955 и Постановление N 955 применяются ко всем категориям заявителей в определенных субъектах Российской Федерации, какие-либо исключения отсутствуют. Факт того, что РПГУ является принципиально иным Интернет-ресурсом, чем указанный в Изменениях Единый портал, не изменяет того факта, что у проекта акта и Проекта по изменению N 955 одинаковый предмет регулирования - порядок осуществления ТП в электронном виде. В связи с этим, исходя только из идентичности предмета правового регулирования, указанные проекты НПА должны быть синхронизированы. В данной ситуации не имеет значения через какой сайт осуществляется прием документов на ТП. Утверждение разработчика о том, что заключение соответствующих договоров и дальнейшее взаимодействие с заявителями через РПГУ не предполагается не соответствует действительности. Подпунктом "а" пункта 3 постановления N 955 установлено требование о том, что "выдача технических условий, заключение договоров о подключении (технологическом присоединении), а также актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области) осуществляются организациями в электронной форме с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг". Проектом по изменению N 955 указанная норма Постановления N 955 в части оформления документов ТП в электронном виде не изменена. Согласно положению пункта 8(3) Правил ТП сетевые организации обязаны обеспечить осуществление ТП в электронном виде. Порядок реализации указанного положения в Дальневосточном Федеральном округе (далее - ДФО) уже установлен Изменениями в N 955, причем в порядке отличном от предусмотренного Проектом. Представляется не ясным, почему сетевые компании ДФО в отличии от сетевых компаний, осуществляющих деятельность на иных территориях страны, должны обеспечивать реализацию ТП в электронном виде по двум различным нормативным правовым актам. Подобный подход ведет к зарегулированию отрасли, избыточному административному давлению на сетевые организации ДФО, и, в принципе, не логичен. Необходимо дополнить Проект положением о том, что его нормы не распространяются на сетевые организации, осуществляющие деятельность на территории ДФО, а также на сетевые организации, подпадающие под сферу регулирования Постановления N 955. |
21. |
Абзац 4 подпункта "б" пункта 1 Изменений |
Предлагается изложить в следующей редакции: "Оператор единого портала технологического присоединения к электрическим сетям обеспечивает электронное взаимодействие без взимания платы с заявителей в процессе технологического присоединения к электрическим сетям с сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками". |
22. |
Абзац 7 подпункта "б" пункта 1 Изменений |
Абзац 7 подпункта "б" пункта 1 Изменений закрепляет избыточную ответственность оператора. В связи с тем, что Единый портал выполнят интеграционную информационную функцию (позволяет упростить взаимодействие с заявителями за счет использования Единого сайта и баз данных), необходимо исключить данный пункт из проекта акта. |
23. |
Подпункт "б" пункта 1 Изменений |
Пункт 8 Правил ТП предусмотрены требования к оператору Единого портала к электрическим сетям, в частности требование, что такой организацией может быть юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, вместе с тем следует отметить, что такая оговорка не устанавливает запрет юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством иностранного государства, претендовать на осуществление функций оператора. Предлагаем: слова "государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации" заменить словами "созданного и зарегистрированного в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации"; в целях соблюдения баланса экономических интересов всех участников процедуры ТП необходимо исключить любую возможность того, что оператором Единого портала будет организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в электроэнергетике и (или) аффилированная с ней организация. Особенно принципиальным должен быть запрет на участие сетевых организаций в деятельности такого оператора, в том числе посредством установления повышенных квалификационных требований к единоличному коллегиальному исполнительному органу оператора (запрет занятия должностей в органах управления оператора лицами, осуществлявшими аналогичную деятельность в сетевых организациях и других организациях регулируемого сектора электроэнергетики); деятельность оператора должна осуществляться на основании публичного договора, обязательного для заключения оператором с опубликованием типовой формы данного договор в открытых источниках информации. |
24. |
Подпункт "б" пункта 1 Изменений |
Проектом предусмотрены дополнения пункта 8 Правил ТП в части осуществления документооборота заявителей с сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями) в процессе ТП посредством Единого портала, вместе с тем Правилами ТП предусмотрено, что взаимодействие гарантирующего поставщика с заявителями и сетевыми организациями осуществляется в письменном или электронном виде. Соответствующий порядок взаимодействия также дублируется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии, стороны которого свободны в определении условий договора, не противоречащих действующему законодательству, в том числе в части порядка обмена информацией (статьи 160, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, положения Изменений ограничивают потребителя в возможности заключения договора без использования портала ТП, что, на наш взгляд, дискриминирует гарантирующих поставщиков, в части ограничения свободы выбора последними способов обмена информацией с заявителями и (или) сетевыми организациями. |
25. |
Абзац 3 пункта "е" Изменений |
Предлагается исключить указанный абзац пункта "е" Изменений из редакции проекта акта. |
26. |
Подпункт "ё" пункта 1 Изменений |
Изменениями предусмотрено добавление в пункт 9 Правил ТП абзаца: "Форма заявки должна предусматривать возможность предоставления заявителем соответствующего требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" согласия на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке." Считаем целесообразным в данном проекте предусмотреть обязанность заявителя предоставлять указанные сведения путем внесения соответствующих изменений в типовые формы заявок на ТП (Приложения NN 4,5,6,7 Правил ТП). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.