Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1356" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в инициативном порядке и представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Регулирование, предлагаемое проектом акта, направлено на регламентацию процедур контроля за соответствием классификационных характеристик и оценки драгоценных камней, определенных при сортировке, первичной классификации и первичной оценке, нормативным правовым актам и нормативно-технической документации.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 23 сентября по 11 октября 2019 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=95201.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету не поступали.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету в сроки с 22 по 29 октября 2019 г. с целью выявления мнения заинтересованных представителей предпринимательского сообщества относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету были получены положительные отзывы от АО "АГД ДАЙМОНДС" и АО "Мариинский прииск", а также замечания и предложения от АК "АЛРОСА" (ПАО). Неучтенные замечания и предложения указанного эксперта приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть данные замечания и предложения и по возможности учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены не в полном объеме.
Так, разработчиком в качестве проблемы, на решение которой направлено регулирование, предлагаемое проектом акта (пункт 1.4 сводного отчета), указано увеличение сроков проведения мероприятий по контролю в связи с существенным ростом объемов добычи драгоценных камней и особенностями визуального метода проверки соответствия классификационных характеристик драгоценных камней. При этом, по мнению разработчика, предлагаемое проектом акта регулирование будет способствовать оптимизации административных процедур при осуществлении постоянного государственного надзора (пункт 1.6. сводного отчета).
Вместе с тем разработчиком ни в сводном отчете, ни в иных представленных материалах не приведены убедительные обоснования (в том числе подтвержденные статистическими данными), позволяющие сделать вывод о том, что предлагаемое регулирование является как раз тем инструментом, который позволит однозначно решить обозначенную в сводном отчете проблему правового регулирования. Более того, согласно экспертной оценке, представленной АК "АЛРОСА" (ПАО), введение в действие предлагаемого проектом акта регулирования может повлечь существенное увеличение продолжительности производственного цикла сортировки алмазов ряда размерно-весовых групп (+ 1,8 СТ, 4-6 GR, +11 -3 GR, +9, -9).
Кроме того, в обоснование необходимости (целесообразности) введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования разработчиком не был проанализирован имеющийся международный опыт в сфере государственного контроля (надзора) при сортировке, первичной классификации и первичной оценке драгоценных камней (раздел 4 сводного отчета), не была проведена оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью применения предлагаемого проектом акта регулирования (раздел 11 сводного отчета), а также не проанализированы возможные риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий дальнейшего применения предлагаемого проектом акта регулирования (раздел 13 сводного отчета).
Также по проекту акта имеется следующее замечание.
В соответствии с пунктом 3 проекта Порядка проведения проверки соответствия классификационных характеристик и оценки драгоценных камней, определенных при сортировке, первичной классификации и первичной оценке, нормативным правовым актам и нормативно-техническим документам (далее - проект Порядка), утверждаемого проектом акта, проверка соответствия классификационных характеристик драгоценных камней, определенных при сортировке и первичной классификации и указанных в сопроводительных документах (спецификациях, ведомостях), проводится методом их визуального сравнения с рабочими образцами драгоценных камней, в том числе в объеме не менее 20 % необработанных природных алмазов размерно-весовых групп + 1,8 СТ; 04-6 GR; +11 -3 GR; +9, -9.
При этом следует отметить, что разработчиком не представлены убедительные обоснования (расчеты) необходимости (целесообразности) установления столь значительной величины норматива отбора необработанных природных алмазов для проведения указанной проверки. По мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, при установлении той или иной величины данного норматива разработчиком должны учитываться, прежде всего, организационно-технические и кадровые возможности уполномоченного лица для осуществления предусматриваемого проектом Порядка объема контрольных мероприятий на основе статистических данных о среднегодовом (среднемесячном и т.п.) объеме фактически проведенных проверок за истекшие несколько лет или за иные сопоставимые периоды времени.
Кроме того, остается неясным, в каких единицах будет измеряться общий объем необработанных природных алмазов, учитываемый при определении предлагаемой величины норматива отбора алмазов для проверки (общее количество алмазов соответствующей размерно-весовой группы, общий вес сформированной партии алмазов либо иной показатель), а также методы (принципы) отбора алмазов для проверки (случайная выборка либо отбор по определенным характеристикам).
Также отмечаем, что проектом Порядка не определены предельные сроки проведения проверки отобранного объема алмазов и предусматриваемого объема иных драгоценных камней, не установлены предельные значения допустимых отклонений классификационных характеристик алмазов и иных драгоценных камней от характеристик, указанных в сопроводительных документах (спецификациях, ведомостях), а также не определены порядок действий и последствия при установлении по результатам проверки случаев превышения предельных отклонений.
Таким образом, наличие в проекте Порядка указанных правовых неопределенностей может не только существенно затруднить правоприменение предлагаемого проектом акта регулирования в целом, но и привести к возникновению рисков несоблюдения уполномоченным органом устанавливаемых проектом Порядка требований, а также рисков излишнего административного давления на организации, осуществляющие сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней.
С учетом изложенного проект акта в указанной части подлежит доработке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.