Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минпросвещения России 13.11.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, от 7 мая 2017 г. N Пр-913 и направлен на защиту прав несовершеннолетних граждан, в отношении которых установлены опека или попечительство (далее - подопечные), при изменении опекунами (попечителями) их места жительства.
Законопроект подготовлен одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей", которым в Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ) вносятся изменения, предусматривающие, что перемена места жительства подопечного допускается после проведения органом опеки и попечительства по его новому месту жительства оценки последствий перемены места жительства подопечного. Перемена места жительства подопечного не допускается, если в результате проведенной оценки будут выявлены условия, препятствующие проживанию подопечного по новому месту жительства. При этом полномочие по определению порядка проведения органом опеки и попечительства проверки жилищно-бытовых условий при перемене места жительства подопечного и выявления условий, препятствующих проживанию подопечного по новому месту жительства, а также порядка выдачи согласия органа опеки и попечительства на перемену места жительства подопечного предлагается возложить на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Законопроектом предлагается в статью 36 Гражданского кодекса Российской Федерации внести изменение, предусматривающее, что опекуны и попечители вопрос о перемене места жительства подопечных обязаны согласовывать с органами опеки и попечительства.
Предлагаемое законопроектом регулирование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П).
Статьей 8 Федерального закона N 48-ФЗ определены полномочия органов опеки и попечительства, в числе которых проверка исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 48-ФЗ, в том числе в части установленного органами опеки и попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.
Таким образом, в настоящее время федеральным законодателем установлено ограничение права опекуна (попечителя) на свободу передвижения и выбор места жительства.
Поскольку полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство, положение законопроекта об обязанности опекуна (попечителя) согласовывать с органами опеки и попечительства вопрос о перемене места жительства подопечных в полной мере согласуется с задачей органов опеки и попечительства по защите прав и интересов подопечного.
Реализация законопроекта позволит исключить случаи ухудшения опекунами (попечителями) условий проживания подопечных при перемене места жительства.
Законопроектом устанавливается особый порядок вступления в силу -с 1 января 2021 года, что согласуется со сроком вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей", для реализации которого потребуется внесение изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации |
Т.Ю. Синюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.