Проект Приказа Генеральной прокуратуры РФ "Об организации кадровой работы по противодействию коррупции в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и внесению изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации"
(подготовлен Генпрокуратурой России 12.11.2019 г.)
В целях обеспечения надлежащей кадровой работы в сфере противодействия коррупции и повышения ответственности руководителей органов и организаций прокуратуры за ее результаты, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур":
рассматривать противодействие коррупции в качестве одного из наиболее важных направлений в работе с кадрами в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации;
исходить из того, что одним из основных принципов противодействия коррупция является приоритетное применение мер по ее предупреждению, которое осуществляется на всех стадиях кадровой работы и направлено на выявление и устранение причин коррупции;
учитывать при оценке эффективности профилактической работы не только статистические данные, но и полноту, достаточность принятых мер и их влияние на состояние работы в области противодействия коррупции. При этом необходимым и важным условием данной работы является ее системный характер.
2. Главному управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" (с учетом компетенции) в целях противодействия коррупции в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации (далее - органы и организации прокуратуры) обеспечить:
1) формирование и своевременную актуализацию правовой базы в области противодействия коррупции;
2) совершенствование работы подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
3) тщательный подход к подбору кандидатов на службу в органы и организации прокуратуры для исключения возможности принятия на службу лиц, не обладающих необходимыми профессиональными и моральными качествами.
При приеме на службу всесторонне изучать сведения, представленные кандидатом в установленном порядке: информацию, характеризующую личность кандидата, данные об основаниях увольнения с прежних мест работы (службы), информацию о родственниках кандидата (в целях исключения назначения на должности кандидатов с нарушением требований, установленных абзацем седьмым пункта 2 статьи 401 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также получения сведений о возможности конфликта интересов при назначении кандидата на соответствующую должность);
4) принятие мер к формированию антикоррупционного поведения, нетерпимости к превышению и злоупотреблению должностными полномочиями путем:
проведения бесед с лицами, поступающими на службу в органы и организации прокуратуры, в ходе которых разъяснять о типовых случаях конфликта интересов и предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации мерах по его предотвращению и урегулированию, несоблюдения запретов, ограничений и неисполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2018 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также требований Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации (далее - кодекс этики);
использования методов нравственного воспитания с учетом положений кодексов этики и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, а также морального и материального поощрения для стимулирования добросовестного исполнения служебных обязанностей;
привлечения к работе по воспитанию кадров, особенно молодых специалистов, ветеранов и пенсионеров органов и организаций прокуратуры;
создания в коллективе благоприятного морально-психологического климата;
личного примера руководителя;
5) соблюдение работниками ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, в этих целях:
осуществлять контроль за исполнением работниками обязанностей, ограничений и запретов;
принимать необходимые меры по недопущению возникновения конфликта интересов в процессе деятельности органов и организаций прокуратуры и неправомерного влияния на такую деятельность, в том числе при распределении обязанностей работников, организации проверочных мероприятий, определении объектов проверок, даче поручений об участии в судах, разрешении обращений. Своевременно принимать меры по урегулированию конфликта интересов, стороной которого являются подчиненные работники;
инициировать проведение проверок в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", при наличии достаточной информации о совершении работниками коррупционных правонарушений. По результатам давать надлежащую оценку их действиям (в части соблюдения требований антикоррупционного законодательства) и принимать меры к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
активно использовать потенциал комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в целях обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами и осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции;
при проведении аттестации уделять внимание проверке знаний общих принципов поведения федеральных государственных служащих, требований к служебному и внеслужебному поведению, запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
информировать и разъяснять прокурорским работникам, федеральным государственным гражданским служащим, иным работникам (далее - работники) вопросы исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции;
6) проведение просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения, в рамках которых надлежит:
доводить до сведения подчиненных работников положения законодательных актов в сфере противодействия коррупции, организационно- распорядительных и иных документов руководителей органов и организаций прокуратуры (Генерального прокурора Российской Федерации, ректора Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора);
осуществлять подготовку информационных и методических материалов по вопросам противодействия коррупции, в которых в том числе разъяснять порядок применения норм права, отражать результаты анализа правоприменительной и судебной практики, с учетом положительных примеров и имеющихся недостатков предлагать практические рекомендации по их устранению;
организовывать и проводить лекции, семинары и другие обучающие мероприятия с применением новых технологий, на которых рассматривать вопросы соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции;
информировать работников о случаях привлечения должностных лиц органов и организаций прокуратуры к юридической ответственности за правонарушения и преступления, носящие коррупционный характер, состоявшихся судебных решениях;
активно использовать возможности наглядной агитации, в том числе размещать на соответствующих стендах информацию, отражающую актуальные вопросы профилактики коррупции (изменения и новеллы законодательства, ведомственные организационно-распорядительные документы, сведения о составе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и др.);
организовать регулярное обучение всех работников (без отрыва от работы и не реже одного раза в год) по вопросам предупреждения коррупции и соблюдения этических норм;
на регулярной основе направлять для опубликования в печатных изданиях и размещать на официальном сайте органов и организаций прокуратуры в сети Интернет материалы антикоррупционного содержания;
7) мониторинг средств массовой информации и сети Интернет с целью выявления информации о совершении прокурорскими работниками правонарушений и преступлений, в том числе коррупционного характера;
8) объективную, всестороннюю и своевременную проверку доводов обращений о коррупционных правонарушениях, допускаемых работниками.
На систематической основе проводить обобщение и анализ работы по рассмотрению таких обращений и использовать его результаты при планировании мероприятий;
9) рассмотрение (не реже одного раза в квартал) вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании незаконными решений и действий органов прокуратуры и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению выявленных нарушений;
10) взаимодействие с правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Принимать организационные и иные меры, направленные на привлечение работников к активному участию в противодействии коррупции;
11) сотрудничество с институтами гражданского общества и физическими лицами в целях противодействия коррупции;
12) контроль за применением предусмотренных законом мер юридической ответственности.
При рассмотрении вопроса о мерах ответственности по факту совершения работником коррупционного правонарушения, исходить из принципа неотвратимости наказания вне зависимости от занимаемой должности.
Давать правовую оценку действиям руководителей всех уровней в случаях сокрытия ставшей известной им информации о готовящемся или совершенном правонарушении подчиненным работником и непринятия мер по привлечению его к установленной законом ответственности, предупреждению правонарушения.
При этом обеспечить разумный баланс в применении взысканий, соответствие налагаемого взыскания характеру, тяжести и обстоятельствам совершенного правонарушения. Учитывать соблюдение работником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения работником своих должностных обязанностей.
Ежегодно анализировать практику привлечения работников к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Результаты анализа использовать при информировании общественности о состоянии законности в рассматриваемой сфере.
3. Главному управлению кадров:
координировать деятельность органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, определенных Национальным планом противодействия коррупции в части кадровой работы;
по итогам полугодия и года обобщать и анализировать эффективность работы органов и организаций прокуратуры в сфере противодействия коррупции, а также практику привлечения прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. С учетом результатов анализа вырабатывать конкретные меры по профилактике таких правонарушений;
при необходимости планировать мероприятия по оказанию практической помощи в работе подчиненным прокуратурам.
4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурору комплекса "Байконур" (с учетом компетенции):
обеспечить исполнение требований организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений;
планировать и координировать работу по противодействию коррупции принимая во внимание, что ответственность за формирование правовой культуры, нетерпимости к коррупции, создание внутриорганизационной системы предупреждения коррупционных проявлений и противодействия им, проведение индивидуально-воспитательной работы возложена на руководителей органов и организаций прокуратуры всех уровней;
обсуждать наиболее актуальные вопросы противодействия коррупции при осуществлении кадровой работы на совещаниях;
систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать эффективность реализуемых антикоррупционных мероприятий, учитывая при этом не только количественные показатели, но и полноту и достаточность принятых мер, оценивать их влияние на состояние работы в области противодействия коррупции.
5. Докладные записки о результатах анализа кадровой работы по противодействию коррупции представлять в соответствии с установленной структурой (Приложение N 1) и с приложением статистических сведений о работе по противодействию коррупции (Приложение N 2):
прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурору комплекса "Байконур" - в Главное управление кадров к 15 января и 15 июля;
военным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации - в Главную военную прокуратуру к 20 декабря и 1 июля.
Главной военной прокуратуре информировать о результатах анализа Главное управление кадров к 15 января и 15 июля.
6. Признать утратившими силу пункты 5 - 7 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.05.2015 N 206 "О мерах по повышению эффективности работы, направленной на формирование и воспитание кадрового состава органов прокуратуры, и соблюдению антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации".
7. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы кадровой работы.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.