Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части возложения на юридических лиц и их органы управления или контроля обязанности принимать меры по предупреждению легализации. (отмывания) доходов, полученных преступным путем)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Росфинмониторингом (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании Плана по реализации мер, необходимых для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств государства - участника Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 2221-р.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о разработке проекта акта в сроки с 25 октября по 15 ноября 2018 г., проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 6 сентября по 3 октября 2019 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/10-19/00085254).
По информации разработчика, замечания и предложения на этапе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили от гр. Огневского А.А., гр. Агаркова В, гр. Шарского Б., гр. Максимова И.В., Павлова А.А., Российского союза промышленников и предпринимателей, ПАО "Лукойл", Торгово-промышленной палаты. Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указаны причины их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 15 по 23 октября 2019 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведенных дополнительных публичных консультаций были получены отзывы от Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, АО "Зарубежнефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Татнефть", ПАО "Интер РАО".
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения дополнительных публичных консультаций. Минэкономразвития России рекомендует разработчику проработать указанные замечания и предложения и, по возможности, учесть их при дальнейшей доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения представленных проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке данных документов процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Пунктом 1 проектируемой статьи 6.2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) на юридических лиц предлагается возложить обязанность принимать "обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем".
По мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, указанная норма проекта акта носит общедекларативный характер, поскольку устанавливает лишь общие требования к юридическим лицам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, без конкретизации предусматриваемых условий, обстоятельств и действий, позволяющих юридическим лицам в должной мере исполнить возлагаемые на них обязанности.
Так, остается неясным, какие конкретно меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, следует относить к обоснованным и доступным, а также какие случаи или ситуации могут рассматриваться как сложившиеся обстоятельства.
Несмотря на предусматриваемый пунктом 3 проектируемой статьи 6.2 Федерального закона N 115-ФЗ примерный перечень мер по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, также носящих общедекларативный характер, сделать вывод об их достаточности, обоснованности и доступности в тех или иных сложившихся обстоятельствах не представляется возможным.
В этих условиях считаем, что имеющаяся возможность двоякого толкования указанных норм проекта акта может привести к рискам необоснованного признания юридических лиц, принявших, по их мнению, все возможные, обоснованные и доступные им меры предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, нарушившими указанное требование Федерального закона N 115-ФЗ и привлечения в связи с этим к соответствующим мерам административной ответственности.
По данным Федерального портала проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru, в настоящее время разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности юридических лиц за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества" (далее - законопроект о внесении изменений в КоАП)*(1).
Законопроектом о внесении изменений в КоАП предлагается, в частности, установить административную ответственность за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, приобретенным преступным путем. С учетом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при принятии решения о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение указанного правонарушения не исключается возможность установления причинно-следственной связи с несоблюдением данным юридическим лицом устанавливаемых пунктом 1 проектируемой статьи 6.2 Федерального закона N 115-ФЗ обязанностей принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
В связи с изложенным проект акта в этой части нуждается в доработке.
Одновременно обращаем внимание, что разработчиком в нарушение пункта 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, законопроект о внесении изменений в КоАП размещен в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2018 г. N 851.
Минэкономразвития России указывает на необходимость проведения в отношении законопроекта о внесении изменений в КоАП процедур оценки регулирующего воздействия, предусмотренных Правилами проведения оценки регулирующего воздействия.
2. Также участники дополнительных публичных консультаций отмечают, что принятие предлагаемого проектом акта регулирования может потребовать от юридических лиц разработки (приобретения) специального программного обеспечения (программных средств, продуктов) для осуществления внутреннего контроля за реализацией мер по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, создания специализированного подразделения, обучения персонала. Соответственно, осуществление указанных организационно-технических мероприятий потребует от юридических лиц не только финансовых и трудовых затрат, но и определенного периода времени для их осуществления.
С учетом изложенного проект акта необходимо дополнить положениями, устанавливающими переходный период не менее шести месяцев.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования.
При этом в проекте акта содержатся положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Размещен на официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru, ID законопроекта: 02/04/10-19/00085252.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.