Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением"
(подготовлен Минобрнауки России 19.11.2019 г.)
В соответствии с подпунктом 12 статьи 105, пунктом 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - Положение).
2. Установить, что Положение не распространяется на объекты, находящиеся в границах охранной зоны, созданные (построенные) или разрешение на строительство (реконструкцию) которых получено в установленном законодательством Российской Федерации порядке до вступления в силу настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д.МЕДВЕДЕВ |
Утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации
от _______________ г. N _______
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОХРАННЫХ ЗОНАХ СТАЦИОНАРНЫХ ПУНКТОВ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ
1. Настоящее Положение определяет порядок установления, изменения, прекращения существования охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, определения их границ и правового режима (далее - охранная зона).
Для целей применения настоящего Положения под стационарными пунктами наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением понимаются астрономические, радиоастрономические и геофизические (магнитные, ионосферные, сейсмические) обсерватории, радиотехнические, радиофизические и магнитометрические (радиотелескопы, радары, ионозонды, магнитометры) установки, пункты колокации измерительных систем, астрономо-геодезические пункты и иные стационарные научные сооружения, предназначенные для осуществления постоянных научных наблюдений и слежений за различными объектами и явлениями на Земле и в космосе (далее вместе - обсерватории, а по отдельности астрономическая обсерватория, радиоастрономическая обсерватория, геофизическая обсерватория, научное сооружение).
Настоящее Положение не распространяется на стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, входящие в государственную наблюдательную сеть в соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе".
2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
обсерватория - комплекс, включающий в себя земельный участок с установленными на нем специализированными научными и вспомогательными приборами и оборудованием, предназначенными для наблюдений за объектами, явлениями и состоянием окружающей среды и (или) космического пространства, управление которым осуществляется государственными научными и государственными образовательными организациями высшего образования или их структурными подразделениями (далее также - организации);
астрономическая обсерватория - обсерватория, основной задачей которой является наблюдение объектов и явлений в космосе;
радиоастрономическая обсерватория - обсерватория, основной задачей которой является наблюдение за объектами и явлениями в космосе в радиочастотном диапазоне;
геофизическая обсерватория - обсерватория, основной задачей которой является наблюдение литосферы, гидросферы, атмосферы Земли и происходящих в них явлений;
магнитная обсерватория - обсерватория, основной задачей которой является непрерывная регистрация магнитного поля Земли и его изменений;
ионосферная обсерватория - обсерватория, основной задачей которой является наблюдение ионосферы Земли;
сейсмическая обсерватория - обсерватория, основной задачей которой является регистрация параметров поля упругих колебаний, вызванных землетрясениями, взрывами или иными источниками вибрации;
радиотехническая, радиофизическая, магнитометрическая установка - устройство, основной задачей которой является измерение характеристик геомагнитного поля и магнитных свойств материалов с использованием радиосигналов;
пункт колокации измерительных систем - геодезический пункт, основной задачей которого является наблюдение методами космической геодезии с помощью двух и более измерительных систем;
астрономо-геодезический пункт - геодезический пункт, основной задачей которого является задание системы геодезических координат из геодезических измерений и астрономических наблюдений и доведение системы координат до потребителей.
3. Охранные зоны обсерваторий устанавливаются в целях безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства, с учетом необходимости защиты темного неба от интенсивной световой засветки в районах развития наблюдательной астрономии, снижения уровня радиопомех, вибраций, турбулентных потоков, шумового и пылевого загрязнения окружающей среды, защиты от воздействия искусственных источников радиоизлучения, высокочастотных электромагнитных помех, создаваемых системами связи и другими антропогенными источниками, которые нарушают нормальную работу технических средств обсерваторий или вызывают ухудшение технических характеристик и параметров этих средств.
4. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования охранных зон обсерваторий принимается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие управление обсерваториями (далее - федеральный орган исполнительной власти).
5. Подготовка проекта решения об установлении (изменении, прекращении) охранной зоны, оформляемого в виде приказа, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по поручению его руководителя на основании заявления организации.
В заявлении организации об установлении (изменении, прекращении) охранной зоны должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 7 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
6. Обязательным приложением к проекту решения об установлении (изменении, прекращении) охранной зоны являются сведения о границах охранной зоны и пояснительная записка, представляемые организацией одновременно с заявлением об установлении (изменении, прекращении) охранной зоны.
Сведения о границах охранной зоны должны содержать графическое описание местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Требования к оформлению сведений о границах охранной зоны содержатся в пункте 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пояснительная записка к проекту решения должна содержать мотивированное обоснование необходимости установления (изменения, прекращения) охранной зоны, ее размер, а также запреты из перечня, приведенного в пункте 12 настоящего Положения (в отношении проекта решения об установлении (изменении) охранной зоны).
Подготовка сведений, необходимых для принятия решения об установлении (изменении, прекращении) охранной зоны, обеспечивается организацией.
7. Федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение 60 дней со дня его регистрации и принимает решение об установлении (изменении, прекращении) охранной зоны либо об отказе в установлении (изменении, прекращении) охранной зоны и возврате представленных документов для доработки.
Основаниями для отказа федерального органа исполнительной власти в принятии решения об установлении (изменении, прекращении) охранной зоны являются:
несоответствие заявления и приложенных к нему документов пунктам 5 и 6 настоящего Положения;
отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 7 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в отношении решения об установлении охранной зоны);
несоответствие заявленных целей установления охранной зоны целям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения (в отношении решения об установлении охранной зоны).
В решении об установлении охранной зоны указываются сведения, перечисленные в пункте 7 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
8. Охранная зона устанавливается на период функционирования обсерватории и до прекращения наблюдений, осуществляемых техническими средствами обсерватории в пределах данной наблюдательной площадки. Решение о прекращении в установленном порядке деятельности обсерватории влечет за собой принятие федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении существования охранной зоны.
9. Изменение границ охранной зоны может осуществляться в случае изменения видов проводимых обсерваториями наблюдений.
10. Сведения о местоположении границ охранной зоны подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Охранная зона и ограничения использования земельных участков в границах охранной зоны считаются установленными со дня внесения сведений об охранной зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
11. Границы охранных зон обсерваторий начинаются от внешних границ места расположения приборов и оборудования, посредством которых осуществляются наблюдения (измерения, регистрация) и устанавливаются в радиусе не более:
35 километров для астрономических обсерваторий;
20 километров для радиоастрономических и магнитных обсерваторий;
15 километров для научных сооружений;
10 километров для геофизических обсерваторий.
Границы охранных зон обсерваторий в каждом конкретном случае определяются исходя из особенностей проводимых наблюдений (измерений, регистраций) и рельефа местности и обозначаются на местности хорошо видимыми указателями с надписью на русском языке и языке субъекта Российской Федерации, на территории которого находится обсерватория.
12. В пределах границ охранных зон могут быть установлены следующие запреты на:
12.1. использование воздушных коридоров для воздушных судов в целях недопущения конденсационных следов от них, полета беспилотных летальных аппаратов, в также в целях предотвращения нарушений работы аппаратуры и экипажей воздушных судов от воздействия компонентов систем активного улучшения пространственного разрешения (систем адаптивной оптики с лазерными искусственными звездами);
12.2. уличное и дворовое освещение светильниками без защитных колпаков, полностью исключающих распространение выше уровня горизонта света, в результате которого создается избыточная яркость фона ночного неба, препятствующая развитию наблюдательной астрономии;
12.3. использование декоративной подсветки зданий и сооружений в ночное время;
12.4. превышение уровня радиопомех в диапазонах, выделенных для радиоастрономических инструментов в соответствии с порядком, установленным статьями 23 и 24 Федерального закона "О связи";
12.5. строительство сельскохозяйственных, промышленных и иных гражданских и военных объектов, использующих в своей деятельности интенсивное ночное освещение, суммарный световой поток которых превышает 250 кЛм, а также оснащение существующих объектов такими источниками;
12.6. повышенный уровень промышленных шумов, связанный с интенсивной урбанизацией окрестностей обсерваторий;
12.7. рубку леса, за исключением лесовосстановительных работ, санитарных мероприятий по защите зеленых насаждений, санитарных рубок, рубок реконструкции, вырубки зеленых насаждений для целей осуществления на территории охранной зоны хозяйственной деятельности, не подпадающей под запреты, установленные пунктом 12 настоящего Положения;
12.8. предоставление земельных участков под застройку и устройство временных и постоянных построек, за исключением объектов, обеспечивающих функционирование обсерваторий;
12.9. прокладку инженерных коммуникаций (линий связи и электропередачи, трубопроводов, систем электроосвещения), автомобильных дорог, электрифицированных железных дорог, работающих на постоянном токе, за исключением объектов, обеспечивающих функционирование обсерваторий;
12.10. установку базовых станций сотовой связи;
12.11. установку устройств беспроводного доступа в Интернет;
12.12. прокладку радиорелейных линий;
12.13. размещение других радиоэлектронных средств, создающих помехи при проведении наблюдений в рабочих диапазонах частот радиотелескопов;
12.14. выпас и содержание скота;
12.15. охоту;
12.16. распашку земель;
12.17. захламление отходами и устройство свалок;
12.18. геологоразведочные изыскания, разработку и добычу полезных ископаемых;
12.19. промышленную заготовку растительных ресурсов;
12.20. изменения в рельефе, образование открытых водоемов, вносящих изменения в локальный астроклимат телескопов;
12.21. проведение массовых культурно-развлекательных мероприятий.
13. Соблюдение в границах охранных зон установленных пунктом 12 настоящего Положения запретов является обязательным при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В случаях, когда в пределах границ охранных зон в непосредственной близости от астрономических обсерваторий размещены действующие стационарные научные сооружения, принадлежащие другим организациям, администрации обсерваторий и научных сооружений должны согласовывать между собой планы работы научных объектов с целью обеспечения минимальных влияний помех на работу астрономических обсерваторий.
14. Уведомление правообладателей земельных участков, находящихся в границах охранной зоны, о внесении сведений об охранной зоне в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений осуществляется органом регистрации прав в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации недвижимости.
15. Возмещение убытков, причиненных ограничением прав на землю в связи с установлением (изменением) охранной зоны, собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, а также правообладателям иных объектов недвижимого имущества, строительство которых начато до дня установления (изменения) охранной зоны и в отношении которых не принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием таких зданий, сооружений, объектов предельному количеству этажей и (или) предельной высоте зданий, сооружений, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, федеральными законами, требованиями разрешений на строительство), в том числе выкуп земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.