Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы по специальности "Урология"
(подготовлен Минздравом России 20.11.2019 г.)
В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 9) приказываю:
утвердить примерную дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Урология" согласно приложению.
Министр |
В.И. Скворцова |
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от "__" ________ 2019 г. N ___
Примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Урология"
I. Общие положения
1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки врачей по специальности "Урология" (далее - Программа) заключается в приобретении врачами компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, то есть в приобретении новой квалификации*(1).
Вид программы: практикоориентированная.
Трудоемкость освоения - 576 академических часов.
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения;
- планируемые результаты освоения образовательной Программы;
- примерный учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- примерные рабочие программы учебных модулей: "Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в амбулаторных условиях A/01.8", "Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условияхA/02.8", "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидовA/03.8", "Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, медицинских осмотров пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в амбулаторных условиях A/04.8", "Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению и обучению пациентов A/05.8", "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара A/06.8"; "Оказание медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных условиях A/06.8"; "Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в стационарных условиях В/01.8"; "Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности в стационарных условияхВ/02.8"; "Проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в стационарных условиях В/03.8"; "Проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещениюВ/04.8"; "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в стационарных условиях В/05.8"; "Оказание медицинской помощи в экстренной форме в стационарных условияхВ/06.8".
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации*(2);
- оценочные материалы2.
1.2. Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественного расширения области знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Урология".
На обучение по программе могут быть зачислены врачи с высшим медицинским образованием по специальности - "Урология", прошедшие обучение по программам интернатуры/ординатуры по специальности, указанной в квалификационных требованиях к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Урология"*(3).
Основная цель вида профессиональной деятельности: профилактика, диагностика и лечение заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов; медицинская реабилитация пациентов.
Обобщенные трудовые функции и (или) трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом:
А. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи взрослому населению по профилю "урология" в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара:
A/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в амбулаторных условиях;
A/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условиях;
A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов;
A/04.8 Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, медицинских осмотров пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в амбулаторных условиях;
A/05.8 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, и обучению пациентов;
A/06.8 Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара;
A/06.8 Оказание медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных условиях;
В. Оказание специализированной медицинской помощи взрослому населению по профилю "урология" в стационарных условиях<2>
В/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в стационарных условиях;
В/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности в стационарных условиях;
В/03.8 Проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в стационарных условиях;
В/04.8 Проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению;
В/05.8 Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в стационарных условиях;
В/06.8 Оказание медицинской помощи в экстренной форме в стационарных условиях.
1.3. Программа разработана на основании квалификационных требований к медицинским работникам с высшим образованием по специальности"Урология"3, требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования*(4).
1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы.
1.5. Для формирования профессиональных компетенций, необходимых для оказания медицинской помощи больным, в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).
Обучающий симуляционный курс состоит из двух компонентов:
1) ОСК, направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;
2) ОСК, направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
1.6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование профессиональных компетенций врача-уролога. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами, квалификационной характеристикой должности врача-уролога и требованиями соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ*(5).
1.7. Примерный учебный план с примерным календарным учебным графиком определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, обучающий симуляционный курс, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
1.8. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех видов занятий:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- клиники в образовательных и научных организациях, клинические базы в медицинских организациях в зависимости от условий оказания медицинской помощи по профилю "Урология", соответствующие требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;
в) кадровое обеспечение реализации Программы, соответствующее требованиям штатного расписания соответствующих образовательных и научных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы*(6).
1.9. Программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется образовательными организациями, реализующими Программы, с учетом содержания Программы и предложений организаций, направляющих врачей-урологов на стажировку.
1.10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение*(7).Организация, осуществляющая обучение, вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации Программы, за исключением практической подготовки обучающихся.
1.11. Программа может реализовываться организацией, осуществляющей обучение, как самостоятельно, так и посредством сетевой формы*(8).
1.12. В Программе содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена и выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с целями и содержанием Программы.
Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Успешно прошедший итоговую аттестацию обучающийся получает документ о дополнительном профессиональном образовании - диплом о профессиональной переподготовке*(9).
II. Планируемые результаты обучения
2.1. Требования к планируемым результатам освоения Программы, обеспечиваемым учебными модулями:
Характеристика универсальных компетенции (далее - УК) врача-уролога, подлежащих совершенствованию.
Код компетенции и индикаторы достижения компетенции:
УК-1. Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
Умеет:
- выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных свойств;
- анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов.
УК-2. Готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Умеет:
- уважительно принимать особенности других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности в различных социальных группах;
- терпимо относиться к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению;
- сотрудничать с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
УК-3. Готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Умеет:
- определять индивидуальные психологические особенности личности больного и типичные психологические защиты;
- формировать положительную мотивацию пациента к лечению;
- достигать главные цели педагогической деятельности врача;
- решать педагогические задачи в лечебном процессе.
Характеристика новых профессиональных компетенций (далее - ПК) врача-уролога.
Код компетенции и индикаторы достижения компетенции:
ПК-1. Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин иусловий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Умеет:
- проводить работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактики заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов;
- разрабатывать и реализовывать программы формирования здорового образа жизни, в том числе программы снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств, и психотропных веществ.
ПК-2. Готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения.
Умеет:
- выносить медицинские заключения по результатам медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических медицинских, по вопросам наличия и (или) отсутствия заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов;
- проводить диспансерное наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов и инвалидами;
- контролировать выполнение профилактических мероприятий и оценка эффективности их проведения;
- проводить диспансерное наблюдение за пациентами с выявленными хроническими заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов.
ПК-3. Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Умеет:
- организовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- проводить противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции.
ПК-4. Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья.
Умеет:
- проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности для оценки здоровья прикрепленного населения;
- проводить анализ статистических показателей работы урологического отделения стационара и поликлиники;
- заполнять медицинскую документацию, в том числе в электронном виде и контролировать качество ее ведения;
- использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну;
- использовать информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
- вести медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа.
ПК-5. Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ).
Умеет:
- определять у пациентов урологического профиля патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологические формы, в соответствии с МКБ.
ПК-6. Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании медицинской помощи.
Умеет:
- разрабатывать тактику лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
- разрабатывать тактику лечения пациентов с новообразованиями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, не требующих комбинированного и (или) сочетанного лечения, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
- обосновывать выбор лекарственных препаратов, медицинских изделий, немедикаментозного и (или) хирургического лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
- определять оптимальную последовательность немедикаментозной терапии и применения лекарственных препаратов и (или) оперативного вмешательства пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов;
- назначать лекарственные препараты пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
- проводить мониторинг эффективности и безопасности использования лекарственных препаратов у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов;
- назначать немедикаментозную терапию и медицинские изделия пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
- проводить мониторинг эффективности и безопасности использования немедикаментозной терапии и медицинских изделий у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
- определять медицинские показания и медицинские противопоказания для оперативных вмешательств и манипуляций на почках, мочевыводящих путях и мужских половых органах в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
- разрабатывать план подготовки пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов для оперативных вмешательств и манипуляций;
- ассистировать при оперативных вмешательствах и проводить оперативные вмешательства у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, такие как:
- нефростомия;
- нефрэктомия;
- декапсуляция почки;
- удаление инородного тела почки и мочевыделительного тракта;
- рассечение отверстия (устья) мочеточника;
- удаление камней из мочеточника;
- удаление камней из чашечно-лоханочной системы;
- удаление камней мочевого пузыря и уретры;
- трансуретральная резекция мочевого пузыря;
- трансуретральная резекция простаты;
- удаление сгустков крови из мочевого пузыря и остановка кровотечения;
- умеет выполнять самостоятельно:
- установку уретрального катетера мужчине и женщине;
- троакарнуюцистостомию;
- закрытие свища мочевого пузыря;
- цистоскопию и установку мочеточникового стента/катетера;
- чрескожную пункционную нефростомию под ультразвуковым контролем (далее - УЗ-контролем);
- пункцию кисты почки и ее аспирацию под УЗ-контролем;
- наложение швов на рану;
- снятие швов;
- первичную хирургическую обработку раны;
- инсталляцию мочевого пузыря;
- проведение местной анестезии;
- замену цистостомического/нефростомического дренажа;
- бужирование уретры;
- вправление парафимоза;
- обрезание крайней плоти;
- меатотомию;
- перевязку и пересечение яичковой вены;
- ревизию и операции на органах мошонки;
- орхиэпидидимэктомию;
- остановку кровотечения из мужских половых органов;
- трансуретральную биопсию мочевого пузыря;
- уретероцистоскопию ригидным и гибким фиброуретероцистоскопом;
- разрабатывать план послеоперационного ведения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, проводить профилактику или лечение послеоперационных осложнений в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
- предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные, возникшие в результате диагностических или лечебных манипуляций, применения лекарственных препаратов и медицинских изделий, немедикаментозной терапии, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи;
- назначать лечебное питание пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи.
ПК-7. Готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации.
Умеет:
- распознавать состояния, представляющие угрозу жизни пациентам, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме;
- оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания);
- применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
- выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации.
ПК-8. Готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении.
Умеет:
- проводить реабилитацию пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов;
- определять медицинские показания для направления пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов к врачам-специалистам для назначения и проведения мероприятий по медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов;
- проводить мероприятия по медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов;
- разрабатывать план мероприятий по медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитапии инвалидов.
ПК-9. Готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.
Умеет:
- разъяснять пациентам (их законным представителям) и лицам, осуществляющим уход за пациентами, элементы и правила формирования здорового образа жизни.
ПК-10. Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.
Умеет:
- составлять план работы и отчет о своей работе;
- заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, и контролировать качество ее ведения;
- использовать информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
- осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала.
ПК-11. Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей.
Умеет:
- представлять статистические показатели в установленном порядке;
- работать в информационно-аналитических системах;
- проводить оценку качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей.
ПК-12. Готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.
Умеет:
- организовывать оказание медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.
III. Примерный учебный план
Код |
Наименование разделов модулей |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
ОСК |
ПЗ, СЗ, ЛЗ*(10) |
||||
Примерная рабочая программа учебного модуля 1 "Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в амбулаторных условиях" (код A/01.8) | ||||||
1.1 |
Семиотика урологических заболеваний |
24 |
9 |
- |
15 |
Т/К*(11) |
1.2 |
Диагностика урологических заболеваний |
39 |
9 |
- |
30 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 2 "Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасностив амбулаторных условиях" (код A/02.8) | ||||||
2.1 |
Лечение воспалительных заболеваний почек и забрюшинного пространства |
30 |
12 |
6 |
12 |
Т/К |
2.2 |
Лечение новообразований органов мочеполовой системы |
60 |
18 |
2 |
39 |
Т/К |
2.3 |
Лечение воспалительных заболеваний мочевого пузыря, простаты и уретры |
18 |
6 |
- |
12 |
Т/К |
2.4 |
Лечение невоспалительных заболеваний мочевого пузыря, простаты и уретры |
18 |
6 |
- |
12 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 3 "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" (код A/03.8) | ||||||
3.1 |
Реабилитация и трудовая экспертиза в урологии |
18 |
6 |
- |
12 |
Т/К |
3.2 |
Оценка качества жизни пациентов урологического профиля |
36 |
12 |
- |
24 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 4 "Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, медицинских осмотров пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в амбулаторных условиях" (код A/04.8) | ||||||
4.1 |
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности у пациентов урологического профиля |
9 |
3 |
- |
6 |
Т/К |
4.2 |
Участие в проведении отдельных видов медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических |
9 |
3 |
- |
6 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 5 "Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, и обучению пациентов" (код A/05.8) | ||||||
5.1 |
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинского персонала |
12 |
3 |
- |
9 |
Т/К |
5.2 |
Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "урология", в том числе в виде электронного документа |
21 |
6 |
- |
15 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 6 "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара" (код A/06.8) | ||||||
6.1 |
Изучение структуры амбулаторной карты |
5 |
1 |
- |
4 |
Т/К |
6.2 |
Основные показатели работы звеньев системы здравоохранения |
4 |
- |
2 |
2 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 7 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных условиях" (код A/07.8) | ||||||
7.1 |
Оказание пациентам медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу их жизни, в том числе при клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)) |
3 |
3 |
- |
- |
Т/К |
7.2 |
Травмы органов мочеполовой системы |
47 |
10 |
- |
37 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 8 "Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в стационарных условиях" (код В/01.8) | ||||||
8.1 |
Проблемы диагностики хронических воспалительных заболеваний в урологии |
24 |
9 |
- |
15 |
Т/К |
8.2 |
Диагностика невоспалительных заболеваний в урологии |
39 |
9 |
- |
30 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 9 "Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности в стационарных условиях" (код В/02.8) | ||||||
9.1 |
Хирургическое лечение заболеваний почек и мочеточников |
15 |
2 |
1 |
12 |
Т/К |
9.2 |
Хирургическое лечение заболеваний мочевого пузыря и уретры |
15 |
2 |
1 |
12 |
Т/К |
9.3 |
Хирургическое лечение эректильной дисфункции |
15 |
2 |
1 |
12 |
Т/К |
9.4 |
Хирургическое лечение мочекаменной болезни |
15 |
2 |
1 |
12 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 10 "Проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в стационарных условиях" (код В/03.8) | ||||||
10.1 |
Современная система экспертизы временной нетрудоспособности |
10 |
1 |
- |
9 |
Т/К |
10.2 |
Электронный документооборот |
2 |
2 |
- |
- |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 11 "Проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению" (код В/04.8) | ||||||
11.1 |
Коррекция образа жизни и деятельности при хроническом простатите |
18 |
1 |
2 |
15 |
Т/К |
11.2 |
Пациент-ориентированный подход при лечении расстройств эрекции и эякуляции |
21 |
5 |
1 |
15 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 12 "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в стационарных условиях" (код В/05.8) | ||||||
12.1 |
Изучение правил ведения медицинских карт стационарного больного |
3 |
2 |
- |
1 |
Т/К |
12.2 |
Навыки работы уролога в условиях оптимизации ресурсов |
9 |
1 |
- |
8 |
Т/К |
Примерная рабочая программа учебного модуля 13 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме в стационарных условиях" (код В/06.8) | ||||||
13.1 |
Преемственность в работе уролога и анестезиолога-реаниматолога |
3 |
3 |
- |
0 |
Т/К |
13.2 |
Хирургическое лечение при травмах органов мочеполовой системы |
28 |
5 |
3 |
20 |
Т/К |
Итоговая аттестация |
6 |
- |
- |
6 |
Экзамен |
|
Всего |
576 |
153 |
20 |
403 |
|
IV. Примерный календарный учебный график
Учебные модули |
Месяцы |
|||
1 месяц |
2 месяц |
3 месяц |
4 месяц |
|
Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в амбулаторных условиях |
63 |
- |
- |
- |
Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условиях |
60 |
66 |
- |
- |
Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов |
21 |
18 |
15 |
- |
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, медицинских осмотров пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в амбулаторных условиях |
- |
18 |
- |
- |
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, и обучению пациентов |
- |
33 |
- |
- |
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара |
- |
9 |
- |
- |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных условиях |
- |
- |
50 |
- |
Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в стационарных условиях |
- |
- |
63 |
- |
Итоговая аттестация |
- |
- |
- |
6 |
Итого |
144 |
144 |
144 |
144 |
V. Примерные рабочие программы учебных модулей
Примерная рабочая программа учебного модуля 1 "Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в амбулаторных условиях" (код A/01.8).
Цель модуля: формирование профессиональных компетенций в профилактической (ПК-2), диагностической (ПК-5), лечебной деятельности (ПК-6) врача-уролога.
Содержание рабочей программы учебного модуля 1
Код |
Наименования тем, элементов и подэлементов |
1.1 |
Семиотика урологических заболеваний |
1.1.1 |
Изучение клинической картины пиелонефрита. |
1.1.2 |
Анализ и интерпретация информации, полученной при проведении диагностических процедур при подозрении на пиелонефрит |
1.1.3 |
Планирование и обоснование объема лабораторных исследований при подозрении на пиелонефрит |
1.1.4 |
Острый и хронический цистит |
1.1.5 |
Острый и хронический простатит |
1.2 |
Диагностика урологических заболеваний |
1.2.1 |
Диагностика пиелонефрита |
1.2.2 |
Диагностика заболеваний простаты. Простат-специфический антиген (ПСА) |
1.2.3 |
Диагностика мочекаменной болезни |
1.2.4 |
Диагностика онкологических процессов в органах мочеполовой системы |
1.2.5 |
Диагностика эректильной дисфункции и преждевременного семяизвержения |
1.1 |
Семиотика урологических заболеваний |
1.1.1 |
Изучение клинической картины пиелонефрита. |
1.1.2 |
Анализ и интерпретация информации, полученной при проведении диагностических процедур при подозрении на пиелонефрит |
1.1.3 |
Планирование и обоснование объема лабораторных исследований при подозрении на пиелонефрит |
1.1.4 |
Острый и хронический цистит |
1.1.5 |
Острый и хронический простатит |
1.2 |
Диагностика урологических заболеваний |
1.2.1 |
Диагностика пиелонефрита |
1.2.2 |
Диагностика заболеваний простаты. Простат-специфический антиген (ПСА) |
1.2.3 |
Диагностика мочекаменной болезни |
1.2.4 |
Диагностика онкологических процессов в органах мочеполовой системы |
1.2.5 |
Диагностика эректильной дисфункции и преждевременного семяизвержения |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в амбулаторных условиях" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности (ПК-2), диагностической деятельности (ПК-5), лечебной деятельности (ПК-6) врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 2 "Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условиях" (код A/02.8).
Цель модуля: освоение методов лечения пациентов с заболеваниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов; освоение аппаратуры, применяемой при проведении лечебных мероприятий.
Содержание рабочей программы учебного модуля 2
Код |
Наименования тем, элементов и подэлементов |
2.1 |
Лечение воспалительных заболеваний почек и забрюшинного пространства |
2.1.1 |
Лечение острого пиелонефрита. |
2.1.2 |
Лечение хронического пиелонефрита |
2.1.3 |
Лечение громерулонефрита |
2.1.4 |
Лечение воспалительных процессов мочеточника |
2.1.5 |
Лечение паранефрита |
2.2 |
Лечение новообразований органов мочеполовой системы |
2.2.1 |
Лечение опухолей почек |
2.2.2 |
Лечение новообразований мочевого пузыря |
2.2.3 |
Лечение новообразований простаты |
2.2.4 |
Лечение новообразований уретры |
2.2.5 |
Диагностика рака полового члена |
2.3 |
Лечение воспалительных заболеваний мочевого пузыря, простаты и уретры |
2.3.1 |
Лечение цистита |
2.3.2 |
Лечение простатита |
2.3.3 |
Лечение уретрита |
2.4 |
Лечение невоспалительных заболеваний мочевого пузыря, простаты и уретры |
2.4.1 |
Лечение интерстициального цистита |
2.4.2 |
Лечение доброкачественной гиперплазии простаты |
2.4.3 |
Лечение хронического простатита / синдрома хронической тазовой боли |
2.4.4 |
Лечение меатостеноза и стриктур уретры |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление диагноза в амбулаторных условиях" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности (ПК-2), диагностической деятельности (ПК-5), лечебной деятельности (ПК-6) врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 3 "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" (код A/03.8).
Цель модуля: освоение методов оценки качества жизни пациентов с заболеваниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов; освоение аппаратуры, применяемой при проведении лечебных мероприятий.
Содержание рабочей программы учебного модуля 3
Код |
Наименования тем, элементов |
3.1 |
Реабилитация и трудовая экспертиза в урологии |
3.1.1 |
Методы реабилитации пациентов в урологии |
3.1.2 |
Система трудовой экспертизы в урологии |
3.2 |
Оценка качества жизни пациентов урологического профиля |
3.2.1 |
Международный индекс эректильной функции |
3.2.2 |
Система суммарной оценки симптомов при хроническом простатите |
3.2.3 |
Индекс симптомов при хроническом простатите |
3.2.4 |
Опросник "Критерии преждевременного семяизвержения" |
3.2.5 |
Ведение дневника мочеиспускания |
3.2.6 |
Уродинамические исследования в практике уролога |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 4 "Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, медицинских осмотров пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в амбулаторных условиях" (код A/04.8).
Цель модуля: освоение методов проведения экспертизы временной нетрудоспособности, медицинских осмотров пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в амбулаторных условиях.
Содержание рабочей программы учебного модуля 4
Код |
Наименования тем, элементов |
4.1 |
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности у пациентов урологического профиля |
4.1.1 |
Методы экспертизы временной нетрудоспособности в урологии |
4.1.2 |
Система электронного документооборота при проведении экспертизы временной нетрудоспособности |
4.2 |
Участие в проведении отдельных видов медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических |
4.2.1 |
Техника ректального осмотра |
4.2.2 |
Оценка состояния органов мочеполовой системы с помощью магнитно-резонансной томографии |
4.2.3 |
Регламент проведения медицинских консилиумов |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 5 "Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, и обучению пациентов" (код A/05.8).
Цель модуля: освоение методов проведения и контроля эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, и обучению пациентов в амбулаторных условиях.
Содержание рабочей программы учебного модуля 5
Код |
Наименования тем, элементов |
5.1 |
Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинского персонала |
5.1.1 |
Конституционные права граждан России на охрану здоровья |
5.1.2 |
Объективные закономерности сохранения репродуктивного потенциала нации при здоровом образе жизни индивида |
5.2 |
Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "урология", в том числе в виде электронного документа |
5.2.1 |
Проблемы адекватного сбора и учета в медицинской документации персональных данных пациента, могущих представлять медицинское и общественное значение |
5.2.2 |
Пациент-ориентированное лечение и персонализированная фармакотерапия с учетом вредных привычек и особенностей образа жизни пациента |
5.2.3 |
Основы функционирования системы оказания урологической помощи в России как единого целого |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 6 "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара" (код A/06.8).
Цель модуля: освоение методов проведения анализа медико-статистической информации, ведения медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара.
Содержание рабочей программы учебного модуля 6
Код |
Наименования тем, элементов |
6.1 |
Изучение структуры амбулаторной карты |
6.1.1 |
Основные принципы ведения амбулаторных карт |
6.1.2 |
Медико-статистические показатели, отражающие эффективность лечебно-диагностических мероприятий на амбулаторном этапе |
6.2 |
Основные показатели работы звеньев системы здравоохранения |
6.2.1 |
Проблемы адекватного сбора и учета медико-статистической информации на разных этапах оказания медицинской помощи |
6.2.2 |
Перечень показателей работы звеньев системы здравоохранения |
6.2.3 |
Социальное и демографическое значение показателей заболеваемости и смертности на региональном и федеральном уровнях |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 7 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных условиях" (код A/07.8).
Цель модуля: освоение способов оказания медицинской помощи в экстренной форме в амбулаторных условиях.
Содержание рабочей программы учебного модуля 7
Код |
Наименования тем, элементов |
8.1 |
Проблемы диагностики хронических воспалительных заболеваний в урологии |
8.1.1 |
Магнитно-резонансная томография в урологии |
8.1.2 |
Ультразвуковые методы исследования в урологии |
8.1.3 |
Проблемы применения уретроцистоскопии при оказании стационарной помощи |
8.1.4 |
Диагностические манипуляции при мочекаменной болезни |
8.2 |
Диагностика невоспалительных заболеваний в урологии |
8.2.1 |
Диагностика нефролитиаза на стационарном этапе оказания медицинской помощи |
8.2.2 |
Диагностические процедуры при конкрементах мочеточников |
8.2.3 |
Диагностика доброкачественной гиперплазии простаты на стационарном этапе |
8.2.4 |
Дифференциальная диагностика доброкачественных и злокачественных новообразований органов мочеполовой системы на стационарном этапе |
8.2.5 |
Диагностика репродуктивных нарушений на стационарном этапе |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 9 "Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности стационарных условиях" (код В/02.8).
Цель модуля: освоение методов лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности стационарных условиях.
Содержание рабочей программы учебного модуля 9
Код |
Наименования тем, элементов |
9.1 |
Хирургическое лечение заболеваний почек и мочеточников |
9.1.1 |
Эндоскопические методы лечениязаболеваний почек и мочеточников. |
9.1.2 |
Хирургическое лечение камней мочеточников |
9.1.3 |
Хирургическое лечение опухолей почек |
9.1.4 |
Хирургическое лечение травм почек и мочеточников |
9.2 |
Хирургическое лечение заболеваний мочевого пузыря и уретры |
9.2.1 |
Операции на мочевом пузыре |
9.2.2 |
Операции на уретре |
9.2.3 |
Операции на простате |
9.2.4 |
Эндоскопические лечебные манипуляции при заболеваниях мочевого пузыря и уретры |
9.3 |
Хирургическое лечение эректильной дисфункции |
9.3.1 |
Фаллоэндопротезирование |
9.3.2 |
Хирургические методы коррекции венозного оттока от кавернозных тел |
9.4 |
Хирургическое лечение мочекаменной болезни |
9.4.1 |
Хирургическое лечение камней почек |
9.4.2 |
Нефрэктомия при коралловидном нефролитиазе |
9.4.3 |
Операции при конкрементах в мочевом пузыре |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 10 "Проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в стационарных условиях" (код В/03.8).
Цель модуля: освоение методов проведения экспертизы временной нетрудоспособности пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов в стационарных условиях.
Содержание рабочей программы учебного модуля 10
Код |
Наименования тем, элементов |
10.1 |
Современная система экспертизы временной нетрудоспособности |
10.1.1 |
Современные правила констатации и учета факта временной нетрудоспособности. |
10.1.2 |
Изучение прав пациента, имеющего временную нетрудоспособность |
10.2 |
Электронный документооборот |
10.2.1 |
Устройство персонального компьютера |
10.2.2 |
Принципы функционирования компьютерных сетей |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 11 "Проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению" (код В/04.8).
Цель модуля: освоение методов проведения мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению.
Содержание рабочей программы учебного модуля 11
Код |
Наименования тем, элементов |
11.1 |
Коррекция образа жизни и деятельности при хроническом простатите |
11.1.1 |
Современные представления о влиянии здорового образа жизни на симптомокомплекс "хронического простатита" |
11.1.2 |
Понятие "Симптомы нижних мочевых путей". Их индивидуализация и социальная обусловленность |
11.2 |
Пациент-ориентированный подход при лечении расстройств эрекции и эякуляции |
11.2.1 |
Современные представления о влиянии здорового образа жизни на эректильную функцию и эякуляцию |
11.2.2 |
Оптимизация лечебно-диагностических алгоритмов в условиях стационара при коррекции нарушений эрекции |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 12 "Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в стационарных условиях" (код В/05.8).
Цель модуля: освоение методов проведения анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в стационарных условиях.
Содержание рабочей программы учебного модуля 12
Код |
Наименования тем, элементов |
12.1 |
Изучение правил ведения медицинских карт стационарного больного |
12.1.1 |
Медицинская карта стационарного больного как главный документ при оказании стационарной помощи |
12.1.2 |
Взаимодействие лечебных учреждений и страховых медицинских компаний |
12.2 |
Навыки работы уролога в условиях оптимизации ресурсов |
12.2.1 |
Современные представления о наиболее оптимальном распределении ресурсов при оказании стационарной помощи |
12.2.2 |
Современные нормативы нагрузки врача-уролога стационара |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Примерная рабочая программа учебного модуля 13 "Оказание медицинской помощи в экстренной форме в стационарных условиях" (код В/05.8).
Цель модуля: освоение методов оказания медицинской помощи в экстренной форме в стационарных условиях.
Содержание рабочей программы учебного модуля 13
Код |
Наименования тем, элементов |
13.1 |
шок тяжелой (III-IV) степени в стационарных условиях; |
13.2 |
кома II-III степени различной этиологии в стационарных условиях; |
13.3 |
острая, обильная или массивная кровопотери в стационарных условиях; |
13.4 |
острая сердечная и (или) сосудистая недостаточность тяжелой степени, или тяжелая степень нарушения мозгового кровообращения в стационарных условиях; |
13.5 |
острая почечная или острая печеночная, или острая надпочечниковая недостаточность тяжелой степени, или острый панкреонекроз в стационарных условиях; |
13.6 |
острая дыхательная недостаточность тяжелой степени в стационарных условиях; |
13.7 |
гнойно-септическое состояние: сепсис или перитонит, или гнойный плеврит, или флегмона, в стационарных условиях; |
13.8 |
расстройство регионального и (или) органного кровообращения, приводящее к инфаркту внутреннего органа или гангрене конечности; эмболия (газовая, жировая, тканевая, или тромбоэмболии) сосудов головного мозга или легких в стационарных условиях; |
13.9 |
острое отравление химическими и биологическими веществами медицинского и немедицинского применения, в том числе наркотиками или психотропными средствами, или снотворными средствами, или препаратами, действующими преимущественно на сердечно-сосудистую систему, или алкоголем и его суррогатами, или техническими жидкостями, или токсическими металлами, или токсическими газами, или пищевое отравление, вызвавшее угрожающее жизни состояние, в стационарных условиях |
Образовательные технологии: при организации освоения учебного модуля "Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов" используется совокупность технологий: интерактивные лекции с применением мультимедиа, учебные конференции, работа с кейсами, решение ситуационных задач, дистанционные образовательные технологии.
Фонд оценочных средств: тестовые задания и задачи по проверке компетенций в профилактической деятельности и диагностической деятельности, лечебной деятельности врача-уролога.
Форма промежуточной аттестации по модулю - не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
VI. Организационно-педагогические условия
6.1. При организации и проведении учебных занятий необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, соответствующая материально-техническая база, обеспечивающая организацию всех видов занятий. Кадровое обеспечение реализации Программы должно соответствовать следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", и профессиональным стандартам (при наличии).
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельностью которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу, должна быть не менее 10%.
6.2. Основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать разбор/обсуждение выбранной тактики и осуществленных действий при оказании помощи пациенту в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор клинических случаев, обсуждение, ролевые игры). Для усиления интеграции профессиональных знаний и умений следует поощрять контекстное обучение. Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы.
6.3. С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, например, тестовые задания и клинические примеры, а также опросники для оценки отношения и профессиональных навыков.
VII. Формы аттестации
7.1. Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, проверки правильности формирования практических умений.
7.2. Промежуточная аттестация по отдельным разделам Программы осуществляется в форме тестирования, собеседования, проверки практических умений и решения ситуационных задач.
7.3. Итоговая аттестация по обучающей Программе проводится в форме экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-уролога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.
7.4. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом.
7.5. Обучающиеся, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании - диплом о профессиональной переподготовке*(12).
VIII. Оценочные материалы
8.1. Примерная тематика контрольных вопросов:
1. Организация и обеспечение урологической службы.
2. Клиническая анатомия и физиология мочеполовых органов.
3. Семиотика и методы диагностики в урологии.
4. УЗ диапевтика в урологии.
5. Рентген-эндоскопические методы диагностики в урологии.
6. Общие методы консервативного лечения в урологии.
7. Аномалии мочеполовых органов.
8. Воспалительные заболевания мочеполовых органов.
9. Нефрология.
10. Мочекаменная болезнь.
8.2. Примеры знаний, выявляющих практическую подготовку врача-уролога:
1. Назовите показания для оперативного лечения ДГПЖ.
2. Перечислите варианты оперативных вмешательств при раке предстательной железы.
3. Опишите последовательность действий врача при острой задержке мочеиспускания.
4. Опишите алгоритм действий при чрескожной пункционной нефростомии.
5. Перечислите показания для проведения дренирования верхних мочевых путей.
6. Перечислите меры, необходимые для предотвращения бактериотоксического шока.
7. Перечислите мероприятия при возникновении приапизма.
8. Перечислите мероприятия при возникновении шока.
9. Опишите лечебную тактику ведения пациента с простатитом.
10. Перечислите показания к выполнению варикоцелэктомии.
8.3. Примеры тестовых заданий:
Выберите один правильный ответ
1. Что является причиной боли, вызываемой камнем мочеточника:
а) Обструкцией тока мочи и растяжением капсулы почки
б) Раздражением камнем слизистой мочеточника
в) Избыточной перистальтикой мочеточника в ответ на нахождение камня
г) Раздражением интрамуральным камнем
д) Экстравазацией мочи из разорванного свода чашечки
Ответ: а
2. Что является наиболее частой причиной макрогематурии у пациента старше 50 лет:
а) Камень почки
б) Инфекция
в) Рак мочевого пузыря
г) ДГПЖ
д) Травма
Ответ: в
3. Что является наиболее частой причиной боли при макрогематурии:
а) Одновременный пассаж камня почки
б) Обструкция мочеточника кровяным сгустком
в) Злокачественным образованием мочевых путей
г) Простатитом
д) Увеличением простаты
Ответ: б
4. Все из перечисленного является характерными симптомами для ДГПЖ, кроме:
а) Вынужденные позывы к мочеиспусканию
б) Учащенное мочеиспускание
в) Ноктурия
г) Дизурия
д) Слабая струя
Ответ: г
5. Что является наиболее частой причиной постоянного недержания мочи:
а) Кишечно-мочепузырный свищ
б) Нарушение растяжимости мочевого пузыря
в) Гиперактивность детрузора
г) Пузырно-влагалищный свищ
д) Нарушение функции сфинктера уретры
Ответ: г
-------------------------------------------
*(1) Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; 2016, N 27, ст. 4223) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
*(2) Пункт 9Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013, регистрационный N 29444).
*(3) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационныйN 47273).
*(4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2014 г. N 1111 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.68 Урология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 октября 2014 г., регистрационный N 34508).
*(5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
*(6) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237).
*(7) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
*(8) Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
*(9) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223).
*(10) ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия, ЛЗ - лабораторные занятия.
*(11) Т/К - текущий контроль.
*(12) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана примерная дополнительная профессиональная программа переподготовки врачей по специальности "Урология".
К функциям уролога относятся профилактика, диагностика и лечение заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, медицинская реабилитация пациентов.
Приведены планируемые результаты освоения программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных модулей, оценочные материалы, указаны формы аттестации.