Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Федерального закона "О лотереях" и статью 51 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании пункта 7 раздела 2 Протокола заседания межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям от 13 декабря 2018 г. N 3(39), а также в целях совершенствования механизмов противодействия незаконной деятельности по организации и проведению лотерей и азартных игр в сети "Интернет" путем ограничения переводов денежных средств по поручениям физических лиц в пользу организаторов такой деятельности.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о разработке проекта акта с 25 марта по 5 апреля 2019 г., проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 16 по 29 октября 2019 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/89834 (ID проекта: 02/04/03-19/00089834). По информации, представленной разработчиком, в ходе публичного обсуждения замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету не поступали.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 5 по 13 октября 2019 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведения дополнительных публичных консультаций по проекту акта были получены положительные отзывы от ПАО "Россельхозбанк", СРО "Первая ассоциация букмекеров", а также замечания и предложения от ПАО "Газпром Банк".
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведенных публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету. Минэкономразвития России рекомендует разработчику дополнительно проработать указанные замечания и предложения и, по возможности, учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком материалов установлено, что при подготовке проекта акта и сводного отчета процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеется следующее замечание.
Согласно проектируемым абзацам второму и третьему части третьей статьи 62 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ) состав информации, включаемой в перечень лиц и перечень операторов лотерей и распространителей, осуществляющих деятельность по проведению лотерей, и порядок ее доведения до сведения кредитных организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок доведения такой информации до сведения платежных агентов, операторов связи и операторов почтовой связи устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом сведения о лицах, включенных в перечень лиц и перечень операторов лотерей и распространителей, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей, и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. Кредитные организации, платежные агенты, операторы связи, операторы почтовой связи считаются уведомленными о включении лица в перечень лиц и перечень операторов лотерей и распространителей по истечении пяти рабочих дней с момента доведения до них включаемой в перечень лиц и перечень операторов лотерей и распространителей информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из приведенных выше норм проекта акта, раскрытие информации, содержащейся в перечне лиц, а также перечне операторов лотерей и распространителей, предлагается осуществлять двумя способами, а именно: путем ее доведения непосредственно для определенного круга лиц и для информирования неопределенного круга лиц путем ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей, и опубликования в соответствующих официальных периодических изданиях.
При этом если доведение указанной информации непосредственно для определенного круга лиц проектом акта предлагается осуществлять в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, то в отношении второго способа раскрытия указанной информации установления порядка и сроков осуществления соответствующих процедур проектом акта не предусматривается.
Однако следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 3 проекта акта положения части 1.1 статьи 62 Федерального закона N 138-ФЗ (в редакции проекта акта) распространяется на договоры, заключенные до дня введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования.
Указанные договоры подлежат расторжению в месячный срок с даты размещения перечня операторов лотерей и распространителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа государственного надзора.
Учитывая данные нормы проекта акта, а также принимая во внимание то обстоятельство, что проектом акта не предусматривается установление порядка и сроков размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей, и опубликования в соответствующих официальных периодических изданиях, остается неясным, каким образом и в течение какого периода времени кредитными организациями, платежными агентами, операторами связи и операторами почтовой связи должно отслеживаться размещение перечня операторов лотерей и распространителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях обеспечения своевременного исполнения указанного требования.
По мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, отсутствие в проекте акта сроков и периодичности размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей, может привести к возникновению рисков неисполнения (не своевременного исполнения) вышеупомянутыми лицами требований, предусматриваемых частью 1 статьи 3 проекта акта, и привлечения в связи с этим к соответствующим мерам ответственности.
В этой связи проект акта в этой части нуждается в уточнении.
Данное замечание также касается и положений статьи 2 проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования. Вместе с тем в проекте акта содержатся положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.