Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об охранных зонах гидроэнергетических объектов, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 884 "Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов" (вместе с "Правилами установления охранных зон для гидроэнергетических объектов")" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N ВМ-П9-8992, от 17 июля 2019 г. N АГ-П9-6051 и от 16 сентября 2019 N АГ-П9-7900.
На основании пункта 1.6 сводного отчета к проекту акта целью проекта акта является приведение акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок установления охранных зон гидроэнергетических объектов, в соответствие с нормами Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 21 октября по 11 ноября 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/10-19/00096141).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено,что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 19 по 25 ноября 2019 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "Компания Сухой" "ОКБ Сухого", ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина, АО "Антипинский нефтеперерабатывающий завод", АО "Теплокоммунэнерго", ООО "Иркутская нефтяная компания", ПАО НК "Русснефть", АО "Зарубежнефть", ПАО "Т Плюс", не содержащие замечаний и предложения в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, а также позиции ПАО "Газпром", ПАО "МОЭК", АО "ТАИФ-НК", ПАО "Русгидро", ПАО АНК "Башнефть"; ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", содержащие замечания и предложения в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, частично учтенные в настоящем заключении, а также рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Согласно пункту 3 проекта акта в случае планируемого строительства гидроэнергетического объекта после 4 августа 2018 г. охранные зоны устанавливаются до получения разрешения на строительство гидроэнергетического объекта.
Одновременно в соответствии с пунктом 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Таким образом, с учетом совокупности положений статьи 106 ЗК РФ и пункта 3 проекта акта может быть сделан вывод, что разрешение на строительство гидроэнергетического объекта может быть получено только после внесения сведений об установлении соответствующей охранной зоны в ЕГРН.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 проекта акта для установления и изменения охранной зоны Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) в случае установления охранной зоны в отношении планируемого к строительству или изменения охранной зоны при реконструкции гидроэнергетического объекта, для которого требуется выдача разрешения на строительство, в течение 5 рабочих дней со дня поступления разрешения на строительство гидроэнергетического объекта направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) решение об установлении или изменении охранной зоны для внесения сведений об охранной зоне в ЕГРН, что приводит к выводу о внесении необходимых сведений в ЕГРН и об установлении соответствующей охранной зоны уже после получения разрешения на строительство гидроэнергетического объекта.
Таким образом, полагаем целесообразным соответствующим образом доработать редакцию проекта акта в части исключения указанного несоответствия пункта 3 и подпункта "б" пункта 12 проекта акта.
2. В соответствии с подпунктом "г" пункта 6 проекта акта заявление об установлении или изменении охранной зоны должно содержать кадастровый номер земельного участка, предназначенного для целей строительства и реконструкции гидроэнергетического объекта, и сведения на такой участок, если такие права не подлежат государственной регистрации, либо сведения об использовании земель или земельных участков для целей размещения объекта без предоставления земельного участка или установления сервитута, публичного сервитута либо сведения об использовании земель или земельных участков на основании решения или соглашения об установлении публичного сервитута (в случае планируемого строительства или реконструкции гидроэнергетического объекта).
Вместе с тем в случае, когда гидроэнергетические объекты располагаются исключительно на территории водного объекта и строительство и реконструкция гидроэнергетического объекта осуществляются на водном объекте в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации без образования земельного участка согласно пункту 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, указание в заявлении информации о земельном участке во исполнение положения подпункта "г" пункта 6 проекта акта представляется невозможным.
По аналогичному основанию представляется невозможным представить документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 7 проекта акта.
Дополнительно обращаем внимание, что согласно подпункту "б" пункта 9 проекта акта заявителю может быть отказано в установлении или изменении охранной зоны в случае отсутствия в приложении к заявлению документов, указанных в пункте 7 проекта акта.
Таким образом, полагаем целесообразным соответствующим образом доработать пункты 6, 7 и 11 проекта акта в части учета случаев, при которых для расположения гидроэнергетического объекта не предполагается использование земельного участка.
3. Пунктом 8 проекта акта устанавливается избыточное требование в части подписания всех документов, подаваемых заявителем в целях установления или изменения охранных зон, простой электронной подписью.
В связи с тем, что обязанность получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями электронной подписи законодательством не предусмотрена, полагаем целесообразным предусмотреть в проекте акта возможность подачи документов в бумажном или электронном виде по усмотрению заявителя в целях установления или изменения охранных зон.
4. Пунктом 14 проекта акта устанавливается положение, порядок исполнения которого в проекте акта не предусмотрен.
Так, пункт 14 проекта акта устанавливает, что в границах охранных зон, установленных в акваториях водных объектов, участках поймы, запрещается осуществление перечисленных видов водопользования, приводящих к повреждению гидроэнергетического объекта.
Указанная формулировка позволяет трактовать положение таким образом, что указанные в данном пункте виды водопользования в границах охранных зон запрещены только при наличии риска повреждения гидроэнергетического объекта, при отсутствии такого риска указанные виды водопользования могут осуществляться.
При этом остается неясным, каким образом будет выявляться риск повреждения гидроэнергетического объекта и каким образом будет осуществляться разрешительный/ запретительный порядок осуществления одной и той же деятельности для разных лиц, учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории не допускается.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным доработать проект акта в указанной части.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.