Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга"
(подготовлен Роспотребнадзором 02.12.2019 г.)
В соответствии со статьей 45 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга.
2. Определить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию проведения социально-гигиенического мониторинга.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 60 (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.02.2006, N 6, ст. 713; 10.09.2012, N 37, ст. 5002; 05.06.2017, N 23, ст. 3330).
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
Утверждено
Постановлением Правительства Российской Федерации
от _____________ N _____
Положение
о проведении социально-гигиенического мониторинга
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, социально-гигиенического мониторинга (далее - мониторинг) на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Под мониторингом понимается государственная система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, его анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
3. Мониторинг проводится в целях оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, принятия мер, направленных на установление и устранение вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
4. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) сбор, обобщение и анализ данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека;
б) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболевания (отравлений);
в) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания на основе проведения системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
г) гигиеническая оценка (диагностика) состояния здоровья населения и факторов среды обитания человека, включая оценку вреда для здоровья населения и причиненного ущерба, а также их прогноз;
д) принятие в установленном законодательством Российской Федерации мер по устранению вредного воздействия факторов среды обитания человека, а также по определению необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию, оценка достаточности принимаемых в этих целях мер и проводимых мероприятий;
е) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке, об оценке достаточности принимаемых мер, о проводимых и (или) планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях).
5. Мониторинг проводится на основе методических указаний, утвержденных в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определяющих принципы (в том числе сбора, обработки и анализа показателей) и программу проведения мониторинга данных, предусмотренных подпунктом 1 пункта 6 настоящего Положения, а также структуру и объем анализируемой информации.
6. При осуществлении мониторинга используются:
1) результаты исследований и измерений параметров среды обитания человека, в том числе по показателям:
безопасности среды обитания (химической, биологической, физической природы), включая объекты окружающей среды (атмосферный воздух, вода, почва), а также данные, полученные по результатам мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генетически модифицированных организмов;
безопасности и качества пищевой продукции, в том числе генетически модифицированной пищевой продукции, а также услуг общественного питания;
2) данные токсикологического мониторинга, оперативные данные об острых отравлениях, а также данные федерального статистического наблюдения за заболеваемостью населения инфекционными и паразитарными болезнями, за профилактическими прививками;
3) данные органов государственной власти и организаций, предоставляемые в порядке, определенном настоящим Положением;
4) данные, характеризующие соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к среде обитания человека;
5) данные, полученные по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований;
6) материалы научных исследований о влиянии факторов среды обитания на состояние здоровья населения.
7. В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых в соответствии со своей компетенцией федеральными органами исполнительной власти наблюдений:
а) за состоянием здоровья населения и медико-демографической ситуацией - Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
б) за факторами среды обитания человека, включая:
биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные), - Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
химические, - Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
физические (ионизирующее и неионизирующее излучение, включая излучение радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств излучения), - Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
социально-экономические (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха, потребление и расходы домохозяйств, затраты на здравоохранение, реализацию мероприятий федеральных проектов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, возмещение причиненного вреда здоровью), - Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службой по труду и занятости;
природно-климатические и техногенные факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по недропользованию.
8. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет обмен информацией о данных, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, с Федеральной службой государственной статистики, а также Фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования в порядке, определенном совместными актами указанных органов, организаций, утвержденными в установленном порядке.
9. Федеральное медико-биологическое агентство, структурные подразделения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения проводят мониторинг в пределах своей компетенции и представляют в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сведения о его результатах за предшествующий календарный год ежегодно в срок до 1 марта.
10. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся проведения мониторинга, в порядке, предусмотренном соглашениями между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
11. Информационное взаимодействие между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и органами, организациями, указанными в пунктах 7 - 10 настоящего Положения, осуществляется на безвозмездной основе с использованием электронных средств коммуникаций, в том числе единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
12. На основе данных, полученных при проведении мониторинга, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (далее - информационный фонд данных мониторинга), который представляет собой формируемую на основе постоянных системных наблюдений базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, о действующих нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы, относящиеся к осуществляемым в рамках мониторинга наблюдениям, и методических документах по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Информационный фонд данных мониторинга ведется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в электронном виде. Содержащаяся в нем информация подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Порядок формирования и ведения информационного фонда данных мониторинга, передачи сведений в него, а также порядок предоставления содержащейся в нем информации устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
13. Результаты мониторинга включаются в государственный доклад о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, который распространяется в соответствии с пунктом 8 Правил подготовки государственного доклада о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2012 года N 513.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.