Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об охранной зоне магистральных аммиакопроводов" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N ВМ-П9-8992, пункта 49 плана-графика Правительства Российской Федерации по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного Правительством Российской Федерации от 24 января 2019 г. N 903п-П9.
На основании пункта 1.6 сводного отчета к проекту акта целью проекта акта является определение правил установления границ охранных зон аммиакопроводов, условий использования земельных участков, расположенных в их пределах и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению аммиакопровода и (или) причинению вреда жизни и здоровью человека, определения прав и обязанностей эксплуатирующей организации в области обеспечения сохранности аммиакопроводов при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на аммиакопроводах и ликвидации их последствий.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 15 октября по 5 ноября 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/10-19/00095934).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено,что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 21 по 29 ноября 2019 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства экономического развития Хабаровского края, Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, Министерства промышленности и торговли Самарской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, Управления архитектуры и градостроительства Магаданской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Государственного органа Новгородской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области и его аппарат", Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл, не содержащие замечаний и предложения в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, а также позиция ПАО "КуйбышевАзот", содержащая замечания и предложения в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Пунктом 8 проекта акта устанавливается положение, согласно которому существование охранных зон аммиакопроводов прекращается одновременно с прекращением существования аммиакопроводов, в отношении которых они установлены, при этом сам порядок уведомления о прекращении существования аммиакопровода и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости проектом акта не предусмотрен.
Таким образом, считаем целесообразным доработать пункт 8 в указанной части.
2. Пунктами 13-18, 20 проекта акта устанавливаются положения, противоречащие пункту 3 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в части установления требований согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Так, указанными пунктами проекта акта предусматривается установление видов деятельности, которые могут осуществляться только с письменного разрешения организации, эксплуатирующей аммиакопровод, или без такого разрешения, а также порядок получения указанного разрешения.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 106 ЗК РФ требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории не допускается, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить из проекта акта пункты, предусматривающие получение разрешения на производство работ в охранной зоне аммиакопровода.
3. Пунктами 23, 25-58 проекта акта устанавливаются требования к эксплуатации аммиакопроводов, требования к проведению технической диагностики аммиакопроводов, требования к работникам, проводящим диагностику аммиакопроводов, а также к проведению ремонтных работ на аммиакопроводах, не имеющие отношения к предмету регулирования проекта акта, в том числе по вопросам технического регулирования и ликвидации последствий аварий.
Указанное регулирование фактически подразумевает установление обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, правилам и формам оценки соответствия, что не соотносится с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон о техническом регулировании), согласно которому не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (далее - Закон N 384-ФЗ, Технический регламент), здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) являются объектом технического регулирования.
Под сооружением согласно Техническому регламенту понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Технического регламента дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям Закона N 384-ФЗ.
Таким образом, считаем целесообразным доработать редакцию проекта в части исключения из редакции проекта акта требований, не относящихся к его сфере регулирования, регламентация которых предусмотрена иными видами законодательства.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.