Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Проведение внутреннего финансового аудита"
(подготовлен Минфином России 09.12.2019 г.)
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4466) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Проведение внутреннего финансового аудита".
2. Настоящий приказ вступает в силу с "___"_________ 2020 года.
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
А.Г. Силуанов |
Утвержден
приказом Министерства финансов Российской Федерации
от "___" ____________г. N ____
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита
"Проведение внутреннего финансового аудита"
I. Общие положения
1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Проведение внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при проведении аудиторских мероприятий.
2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
II. Проведение аудиторских мероприятий
3. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в порядке, установленном федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование внутреннего финансового аудита".
4. В целях проведения аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита назначает аудиторской группу и ее руководителя, а также обеспечивает привлечение эксперта к проведению аудиторского мероприятия в случаях, когда для исследования одного или нескольких вопросов, подлежащих изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия, необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств.
5. Экспертом, привлекаемым к проведению аудиторского мероприятия, является физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
6. В качестве эксперта может быть привлечено лицо:
не состоящее в период проведения аудиторского мероприятия и не состоявшее в текущем и отчетном финансовом году в трудовых отношениях с главным администратором (администратором) бюджетных средств, которым привлекается данное лицо;
не являющееся в период проведения аудиторского мероприятия должностным лицом органа государственного (муниципального) финансового контроля.
7. Привлекаемый к проведению аудиторского мероприятия эксперт должен соответствовать одному или нескольким из следующих критериев, свидетельствующих о наличии у него специальных знаний, умений, профессиональных навыков и опыта, в частности:
наличие стажа работы в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие изучению при проведении аудиторского мероприятия, в том числе в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета, аудита, экономики, государственных (муниципальных) финансов, информационных технологий, юриспруденции и иных вопросов;
наличие образования и профессиональной подготовки, необходимых для изучения вопросов при проведении аудиторского мероприятия;
наличие сертификатов, лицензий и (или) других документов, подтверждающих специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие исследованию при проведении аудиторского мероприятия;
членство в профессиональных объединениях, саморегулируемых организациях в сфере, к которой относятся вопросы, подлежащие изучению при проведении аудиторского мероприятия, а также соблюдение этим лицом стандартов и правил, установленных указанными объединениями, организациями.
8. Привлечение экспертов осуществляется посредством:
выполнения экспертом конкретного вида и определенного объема работ на основе заключенного с ним государственного (муниципального) контракта или иного гражданско-правового договора;
включения экспертов в состав аудиторской группы для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных оценок в рамках проведения аудиторского мероприятия.
9. Результаты работы эксперта, привлеченного к проведению аудиторского мероприятия, используются при подготовке субъектом внутреннего финансового аудита заключения, включаются в рабочую документацию аудиторского мероприятия, а также могут отражаться в заключении, отражающем результаты аудиторского мероприятия.
10. Результаты работы эксперта представляются в формах, установленных в соответствующем государственном (муниципальном) контракте или договоре, фиксируются в акте приемки работ (оказанных услуг) и подлежат рассмотрению руководителем аудиторской группы с точки зрения достоверности информации, на которой основывается оценка (заключение) эксперта, а также в отношении обоснованности содержащихся в нем выводов, предложений или рекомендаций.
Использование результатов работы эксперта не освобождает руководителя аудиторской группы от ответственности за выводы по результатам проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении.
11. Для изучения вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия руководитель и члены аудиторской группы осуществляют сбор и анализ аудиторских доказательств.
12. Аудиторские доказательства представляют собой документы и фактические данные, информацию, полученную при выполнении аудиторских процедур в отношении объектов внутреннего финансового аудита в ходе проведения аудиторского мероприятия.
Аудиторские доказательства могут также включать информацию, полученную при оценке бюджетных рисков, проведении предыдущих аудиторских мероприятий, а также мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий в отношении тех же бюджетных процедур, которые являются объектами текущего аудиторского мероприятия, если после даты окончания предыдущих аудиторских мероприятий (мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий) не произошли какие-либо изменения, влияющие на уместность такой информации для целей текущего аудиторского мероприятия.
13. При проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.
14. Достаточность является мерой количества аудиторских доказательств, необходимых для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия. При оценке достаточности аудиторских доказательств следует учитывать, что большой объем аудиторских доказательств не компенсирует их нерелевантность и ненадежность.
15. Уместность является мерой качества аудиторских доказательств. Уместность аудиторских доказательств характеризуется их релевантностью и надежностью.
Аудиторские доказательства являются релевантными, если они имеют логическую связь с вопросами, подлежащими изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия, и важны для изучения этих вопросов и достижения целей аудиторского мероприятия.
Надежность аудиторских доказательств зависит от их характера и источника. Надежные аудиторские доказательства должны быть получены с применением прозрачных и воспроизводимых методов, т. е. должны показывать те же результаты при повторном тестировании.
16. При оценке уместности аудиторских доказательств учитывают следующее:
документированные аудиторские доказательства более надежны, чем устные, но надежность документированных аудиторских доказательств может быть разной в зависимости от источника и цели документа;
письменные свидетельства более надежны, чем устные разъяснения;
аудиторские доказательства, полученные из нескольких источников, более надежны, чем полученные из одного источника;
аудиторские доказательства, полученные от незаинтересованных третьих сторон, более надежны, чем полученные от субъектов бюджетных процедур;
аудиторские доказательства, полученные от субъектов бюджетных процедур, более надежны в условиях эффективного внутреннего контроля, включая контроль за подготовкой документов и данных, информации, рассматриваемых в качестве аудиторских доказательств;
аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором (например, путем наблюдения, пересчета, инспектирования), более надежны, чем полученные косвенным путем (например, путем запроса);
оригиналы документов более надежны, чем их копии, включая трансформацию в электронную форму, надежность которых зависит от контроля за их подготовкой.
17. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита с использованием методов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
В отношении одного и того же объекта внутреннего финансового аудита могут использоваться несколько методов внутреннего финансового аудита.
18. Изучение бюджетных процедур, операций (действий) по их выполнению, документов, данных, информации может осуществляться сплошным способом, путем отбора конкретных операций (действий), документов, данных, информации для изучения или с использованием аудиторской выборки.
Выбор способа изучения объектов внутреннего финансового аудита зависит от целей аудиторского мероприятия, характера бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия, характеристик изучаемых документов, данных, информации, а также использования программного обеспечения для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
19. Сплошной способ изучения целесообразно применять в случаях, когда изучаемая совокупность объектов состоит из небольшого количества операций (действий), документов, данных, информации, или другие способы изучения объектов внутреннего финансового аудита не обеспечат получение достаточных и уместных аудиторских доказательств. Сплошной способ применяется также в случаях, когда сплошная проверка более эффективна, чем остальные способы с точки зрения трудозатрат (например, при использовании программного обеспечения для изучения внутреннего финансового аудита).
20. Отбор конкретных операций (действий), документов, данных, информации для изучения (отбор ключевых элементов) производится на основе понимания аудитором изучаемых объектов внутреннего финансового аудита, целей аудиторского мероприятия, оценки бюджетных рисков.
Отбор ключевых элементов производится в случаях, когда изучения этих элементов достаточно для достижения целей аудиторского мероприятия в отношении изучаемых объектов внутреннего финансового аудита.
Выводы аудитора, сделанные на основе изучения ключевых элементов, относятся только к этим элементам и не могут быть распространены на всю совокупность изучаемых операций (действий), документов, данных, информации.
21. Аудиторская выборка предназначена для того, чтобы на основании изучения менее, чем 100% элементов общего набора операций (действий), документов, данных, информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.
22. При проведении аудиторского мероприятия может использоваться статистическая или нестатистическая выборка.
Статистическая выборка - это метод формирования выборки, при котором:
а) элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом;
б) для оценки результатов выборки используется теория вероятности.
Выборка, не соответствующая характеристикам, перечисленным в пунктах а) и б) выше, является нестатистической выборкой.
23. Применяемый для изучения объектов внутреннего финансового аудита способ выборки должен обеспечить получение достаточных и уместных аудиторских доказательств. Риск того, что при использовании выборочного способа изучения генеральной совокупности аудитор сделает выводы, отличные от выводов, которые он сделал бы при сплошном изучении этой же генеральной совокупности(риск выборки), должен быть сведен до приемлемого уровня.
24. Полученные при проведении аудиторского мероприятия аудиторские доказательства оцениваются и анализируются в соответствии с целями аудиторского мероприятия и используются для формирования выводов и рекомендаций и заключения по результатам аудиторского мероприятия.
25. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или руководитель группы аудиторов сомневается в надежности информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, руководитель группы аудиторов должен обеспечить проведение дополнительных аудиторских процедур для сбора достаточных и уместных аудиторских доказательств и, при необходимости, предложить руководителю субъекта внутреннего финансового аудита внести изменения в программу аудиторского мероприятия, включая продление сроков аудиторского мероприятия.
26. Руководитель аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия должен регулярно оценивать степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
III. Документирование аудиторских мероприятий
27. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы внутреннего финансового аудита могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
28. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны включать:
а) документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая программу аудиторского мероприятия;
б) документы, содержащие аудиторские доказательства, полученные при выполнении программы аудиторского мероприятия, включая описание способов получения таких доказательств, а также подтверждающие выполнение членами аудиторской группы аудиторских процедур в целях выполнения программы аудиторского мероприятия, в том числе документы, предусмотренные абзацами 31 - 35 пункта 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита";
в) проект и окончательный вариант заключения по результатам аудиторского мероприятия;
г) замечания и предложения, полученные от субъектов бюджетных процедур, в том числе замечания и предложения по проекту заключения по результатам аудиторского мероприятия;
д) предложения субъекта внутреннего финансового аудита по составлению плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия, и план мероприятий (если такой план составлялся);
е) результаты мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий (если такой мониторинг осуществлялся).
29. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
а) все объекты аудиторского мероприятия исследованы в соответствии с программой этого мероприятия;
б) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия;
в) аудиторское мероприятие проведено в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита и ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.
30. Каждый рабочий документ аудиторского мероприятия должен содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать:
а) аудиторское мероприятие, при выполнении которого составлен рабочий документ;
б) пункт программы аудиторского мероприятия, при выполнении которого составлен рабочий документ;
в) дату составления рабочего документа;
г) должность, фамилию и инициалы члена аудиторской группы, составившего рабочий документ;
д) должность, фамилию и инициалы руководителя аудиторской группы, проверившего рабочий документ, и дату проверки;
е) подписи лиц, указанных в пунктах г) и д).
Страницы рабочих документов, составленных на бумажных носителях, должны быть пронумерованы с указанием порядкового номера каждой страницы и общего количества страниц в рабочем документе.
31. Каждый рабочий документ должен быть проверен руководителем аудиторской группы (за исключением случаев, когда аудиторское мероприятие проводит один человек). При проверке рабочих документов руководитель аудиторской группы должен убедиться в том, что соответствующий пункт программы аудиторского мероприятия выполнен и получены достаточные и уместные аудиторские доказательства для формирования выводов и рекомендаций и достижения целей аудиторского мероприятия.
При необходимости внесения изменений в рабочие документы после их проверки руководителем аудиторской группы, руководитель аудиторской группы должен проверить внесенные изменения и заверить их своей подписью с указанием даты.
32. Рабочие документы аудиторского мероприятия, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия. Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания руководителем субъекта внутреннего финансового аудита заключения по его результатам.
33. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.
34. Доступ должностных лиц, работников субъекта внутреннего финансового аудита, а также других должностных лиц, работников главного администратора (администратора) бюджетных средств к рабочим документам внутреннего финансового аудита осуществляется в порядке, установленном ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.
Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном (муниципальном) финансовом контроле.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.