Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О проведении эксперимента в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Республике Саха (Якутия), в Алтайском крае, в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 5 по 16 августа 2019 г., а также проекта акта и сводного отчета в период 19 августа по 13 сентября 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/08-19/00093738).
Проект акта направлен на установление условий и порядка проведения эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации (Республике Саха (Якутия), в Алтайском крае, в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях) с использованием мер, способствующих трудоустройству и обеспечению занятости инвалидов.
Как отмечает разработчик, в качестве "пилотных" регионов были выбраны субъекты Российской Федерации со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в отчетном периоде 2018 года инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста (27,85%): Воронежская область (27,2%), Тверская область (27,01%), Орловская область (27,41%), Свердловская область (27,26%), Нижегородская область (28,11%), Республика Саха (Якутия) (29,5%). Кроме того, при выборе разработчиком указанных субъектов Российской Федерации, также учитывались их социально-экономические, географические, демографические и иные особенности.
Также в целях обеспечения комплексной оценки результатов проведения эксперимента в качестве региона - индикатора с низким по сравнению со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в отчетном периоде 2018 года инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста с учетом поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 5 июня 2019 г. N ДМ-П16-4600р о субъектах Российской Федерации, вопросы социально-экономического развития которых целесообразно рассматривать в особом порядке, в перечень субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент, разработчиком предлагается включить Алтайский край, у которого соответствующий показатель - 22,5%.
Эксперимент предлагается провести в период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2026 г. включительно.
Согласно статьям 20, 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Так, статьей 21 Закона N 181-ФЗ определено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Проектируемым регулированием предлагается оптимизировать механизм установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов, определив в том числе особенности установления квоты приема на работу инвалидов в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент: численность работников работодателей, осуществляющих деятельность, в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, для целей определения фактической обязанности работодателей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется среднесписочной численностью работников без учета филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах Российской Федерации, не участвующих в проведении эксперимента (работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда не включаются); квота для трудоустройства инвалидов в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, считается выполненной работодателем в случаях оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и (или) осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству и занятости инвалидов субъекта Российской Федерации, включенного в эксперимент, за каждого нетрудоустроенного в счет установленной квоты инвалида; в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов считается оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место в рамках проведения проектируемого эксперимента.
Работодателям, являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, осуществляющим деятельность в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, требование об установлении и выполнении квоты для инвалидов не устанавливается.
Размер компенсационной выплаты в период проведения эксперимента на очередной год в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, устанавливается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, включенного в эксперимент, в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на 2 квартал предшествующего года.
Согласно проектируемому регулированию в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, создаются в установленном порядке фонды содействия трудоустройству и занятости инвалидов, которые являются источником финансового обеспечения реализации мер, способствующих трудоустройству и обеспечению занятости инвалидов.
Исходя из положений проекта акта, возможны риски возложения на бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации расходов, связанных с реализацией проектируемого регулирования. По мнению Минэкономразвития России, до введения в действие и практического применения предлагаемого проектом акта регулирования, а также определения и утверждения объемов расходных обязательств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанных с реализацией предлагаемого проектом акта регулирования, оценить возможные расходы бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации не представляется возможным.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одновременно с этим обращаем внимание на неопределенность формулировки пункта 8 проектируемой статьи 7: на работодателя возлагается обязанность уплатить в бюджет субъекта Российской Федерации денежные средства в размере суммы неуплаченных компенсационных выплат для последующего их включения субъектом Российской Федерации в объем бюджетных ассигнований фонда содействия трудоустройству и занятости инвалидов в месячный срок с момента наложения штрафа.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу за исключением случаев, определенных указанной статьей, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Таким образом, обязанность уплатить штраф наступает не в "момент наложения штрафа", а со дня вступления соответствующего постановления в силу. В связи с этим представляется, что обязанность уплатить в бюджет соответствующие компенсационные выплаты должна наступать с момента вступления в силу постановления о наложении административного штрафа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.