Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
(подготовлен Минпромторгом России 18.12.2019 г.)
Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 488-ФЗ) введен инструмент специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК). Практическая реализация данного механизма начата в 2015 году.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 290-ФЗ в Закон N 488-ФЗ внесены изменения, направленные на совершенствование механизма СПИК, концептуальной основой которых является ориентация на привлечение долгосрочных негосударственных инвестиций в проекты по внедрению и (или) разработке современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанных технологий.
До принятия Закона от 02.08.2019 N 290-ФЗ заключение СПИК осуществлялось в соответствии со статьей 16 Закона N 488-ФЗ и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" (далее - постановление N 708).
В соответствии с постановлением N 708 решение о возможности заключения СПИК (с указанием всех существенных условий СПИК) принимается Межведомственной комиссией.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение решений, принятых по итогам совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (протокол от 21.11.2019 N ДМ-П9-80пр), в целях обеспечения завершения процедуры подписания СПИК по правилам, действовавшим на момент принятия решения о возможности заключения СПИК (одобрение Межведомственной комиссии по СПИК), в отношении заявок, получивших такое решение на дату вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 N 290-ФЗ.
Для обеспечения в отношении инвесторов стабильности и неизменности законодательства о промышленной политике в части обеспечения гарантий неухудшения порядка заключения СПИК, в целях защиты законных ожиданий инвесторов при прохождении этапов заключения СПИК, полагаем целесообразным внести изменения в Федеральный Закон от 02.08.2019 N 290-ФЗ путем введения специальных переходных положений для СПИК, получивших одобрение Межведомственной комиссии и находящихся в финальной стадии, предваряющей заключение СПИК.
Введение указанных переходных положений позволит завершить подписание СПИК в отношении трех инвестиционных проектов, получивших 31.07.2019 одобрение Межведомственной комиссии по СПИК (2 - в сфере фармацевтической промышленности, 1 - в автомобильной промышленности).
Ввиду того, что фактически финальной процедурой, предваряющей заключение СПИК, является решение Межведомственной комиссии, состоявшейся еще 31.07.2019, и в отношении одобренных СПИК остается только технический момент непосредственного подписания контрактов, во избежание возникновения негативных последствий для инвесторов, затягивания сроков рассмотрения вопросов заключения с ними СПИК, предлагается установить срок вступления в силу проекта федерального закона со дня его официального опубликования.
Важно отметить, что в случае реализации одобренных инвестиционных проектов в рамках СПИК, относящихся к фармацевтической отрасли, предполагается создание, модернизация и освоение производства лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций, не имеющих аналогов, производимых на территории Российской Федерации с обязательствами инвесторов по осуществлению стадий синтеза фармацевтических субстанций на территории Российской Федерации по итогам реализации проектов. При этом значительная часть лекарственных препаратов входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (перечень ЖНВЛП).
Указанное означает, что будет осуществляться освоение производства промышленной продукции, ранее не производимой на территории Российской Федерации, а значит - уникальной для государства, и, одновременно, с учетом политики импортозамещения, стратегически значимой, так как позволит не зависеть от зарубежных производителей и поставщиков как лекарственных препаратов, так и фармацевтических субстанций.
В случае реализации одобренного инвестиционного проекта в сфере автомобильной промышленности в рамках СПИК на территории Российской Федерации будет:
- построен завод по производству двигателей внутреннего сгорания;
- построен завод по производству современных автоматических коробок перемены передач и создан на его базе центр компетенций по производству компонентов коробок перемены передач (валов, шестерён и зубчатых колес) в том числе для других OEM;
- создан полноценный R&D центр;
- освоено производство иных ключевых компонентов автомобиля.
Кроме того, в рамках указанного инвестиционного проекта инвестор принял на себя самые большие в отрасли обязательства по технологическому развитию производства продукции, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 оцениваются более чем 7 тыс. баллов.
Обозначенные инвестиционные проекты обладают экспортным потенциалом, отвечают параметрам отраслевой промышленной политики, а также способствуют достижению целей и задач, определенным соответствующими стратегическими документами.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.