Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении основных принципов и порядка применения в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, передачи электрической энергии по территориальным распределительным сетям и транспортировки газа по газораспределительным сетям метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.12.2019 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные принципы и порядок применения в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, передачи электрической энергии по территориальным распределительным сетям и транспортировки газа по газораспределительным сетям метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат (далее - Основные принципы и порядок).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Федеральной антимонопольной службой в 4-месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта, утверждающий:
порядок проведения анализа базового уровня операционных расходов и расчета эталонных значений операционных расходов в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, передачи электрической энергии по территориальным распределительным сетям и транспортировки газа по газораспределительным сетям;
изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжении", постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", определяющих критерии и порядок применения метода сравнения аналогов при установлении тарифов;
график вступления в силу указанного акта дифференцированно по субъектам Российской Федерации.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации в 30-дневный срок со дня принятия нормативных правовых актов, указанных в пункте 2 настоящего документа, разработать совместно с Федеральной антимонопольной службой и утвердить:
перечень технико-экономических параметров регулируемых организаций, характеризующих масштабы и физическое состояние объектов и систем коммунальной и энергетической инфраструктуры в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, передачи электрической энергии по территориальным распределительным сетям и транспортировки газа по газораспределительным сетям;
методику нормализации базового уровня операционных расходов.
4. Федеральной антимонопольной службе в 2-месячный срок со дня принятия нормативных правовых актов, указанных в пункте 2 настоящего документа, совместно с Минэкономразвития России разработать и утвердить:
единый классификатор операционных расходов по регулируемым видам деятельности в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, передачи электрической энергии по распределительным сетям и транспортировки газа по газораспределительным сетям;
методические указания по применению при установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов эталонных значений операционных расходов регулируемых организаций.
5. Определить, что переход на метод сравнения аналогов осуществляется с 1 января 2021 года, но не ранее подтверждения Федеральной антимонопольной службой полноты и достоверности сформированной базы данных, путем принятия по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации соответствующего правового акта.
6. Определить, что переход на метод сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат не распространяется на ценовые зоны теплоснабжения, а также на регулируемые организации, долгосрочные параметры для которых утверждены до 1 января 2021 года, до окончания срока действия указанных параметров.
7. Установить, что в отношении заключенных до 1 января 2021 года концессионных соглашений метод сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат может применяться при условии взаимного согласия сторон концессионного соглашения.
8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением пунктов 2 - 4, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от "__"_______2019 г. N ____
Основные принципы и порядок применения в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, передачи электрической энергии по территориальным распределительным сетям и транспортировки газа по газораспределительным сетям метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат
I. Общие положения, термины и определения
1. Настоящий документ разработан в целях обеспечения до 2023 года перехода на установление тарифов в сферах водоснабжения, водоотведения, регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям и на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - регулируемые цены (тарифы)) на основе метода сравнения аналогов с использованием эталонных значений затрат и содержит основные принципы и базовые подходы к такому переходу.
Определение и учет в составе необходимой валовой выручки расходов регулируемых организаций, не включенных в соответствии с настоящим документом в состав операционных расходов, осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
2. В целях настоящего документа используются следующие понятия:
"базовый уровень операционных расходов" - уровень операционных расходов, сформированный на основе анализа юридически значимой регуляторной отчетности регулируемых организаций, используемый для определения эталонных значений операционных расходов;
"долгосрочный период регулирования" - период, на который устанавливаются регулируемые цены (тарифы) регулируемой организации в соответствии с установленным порядком регулирования цен (тарифов), составляющий не менее 5 календарных лет;
"метод сравнения аналогов" - метод регулирования цен (тарифов), основанный на определении уровня операционных расходов регулируемых организаций, подлежащего учету в составе их необходимой валовой выручки, на основе объективных условий осуществления регулируемых видов деятельности;
"операционные расходы" - расходы регулируемых организаций, связанные с непосредственным обеспечением их текущей деятельности по производству (реализации) товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам), за исключением амортизации основных средств, расходов на капитальный ремонт, расходов на обслуживание заемных средств, расходов на аренду, лизинговых платежей, инвестиционных расходов и иных расходов, относимых на прибыль до налогообложения, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
"объективные условия осуществления регулируемых видов деятельности" - совокупность постоянно действующих природно-климатических, институциональных, технико-экономических факторов и физических характеристик располагаемой инфраструктуры, определяющих базовый уровень операционных расходов регулируемых организаций, выражаемых в виде качественных признаков и количественно измеримых параметров;
"регулируемая организация" - организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по регулируемым тарифам, организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, территориальная сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям, организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
"сопоставимые условия" - объективные условия осуществления регулируемой деятельности, имеющие равные или близкие значения качественных признаков и количественных параметров;
"федеральная государственная информационная система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - система "ЕИАС") - единая федеральная государственная информационная система, с использованием которой обеспечивается реализация государственных функций, в том числе информатизация управленческих процессов государственного регулирования цен (тарифов), мониторинга регулируемых цен (тарифов) и государственного контроля (надзора) за их установлением, изменением, применением, отменой, обеспечивается раскрытие информации органами регулирования, советами потребителей, регулируемыми субъектами и иными лицами, а также иных государственных функций;
"электронная модель" - совокупность математических алгоритмов, программных приложений и информационно-аналитических ресурсов, развернутых на технической базе системы ЕИАС, предназначенная для сравнительного анализа показателей операционных расходов и показателей состояния и использования инфраструктуры в рамках метода сравнения аналогов;
"эталонное значение операционных расходов" - объем операционных расходов регулируемой организации, определенный на основе метода сравнения аналогов;
"юридически значимая регуляторная электронная отчетность" - совокупность данных, в том числе учтенных при тарифном регулировании об операционных расходах, технико-экономических показателях, характеризующих масштаб и физическое состояние располагаемой инфраструктуры, представляемых регулируемой организацией (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)) в соответствии с установленными формами и сроками по каналам системы ЕИАС в Федеральную антимонопольную службу, удостоверенная электронной цифровой подписью руководителя регулируемой организации либо уполномоченного им лица с надлежаще подтвержденными полномочиями.
Иные понятия, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, предусмотренных законодательством в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроэнергетики, газоснабжения в Российской Федерации.
II. Принципы и основные положения метода сравнения аналогов
3. Метод сравнения аналогов основывается на следующих принципах:
1) соответствие операционных расходов, определяемых с использованием метода сравнения аналогов, объективным условиям осуществления регулируемых видов деятельности;
2) достоверность данных, используемых Федеральной антимонопольной службой при расчете эталонных значений операционных расходов методом сравнения аналогов;
3) достоверность данных, используемых органами регулирования при расчете включаемых в состав необходимой валовой выручки операционных расходов регулируемой организации;
4) использование данных по всем регулируемым организациям, подключенным к системе ЕИАС и представляющим достоверную и юридически значимую информацию по каналам системы ЕИАС, в отношении которых применяется метод сравнения аналогов при установлении регулируемых цен (тарифов);
5) неприменение, после определения базового уровня операционных расходов, фактического уровня операционных расходов регулируемой организации при определении уровня операционных расходов, учитываемых в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении (изменении, корректировке) регулируемых цен (тарифов).
4. Объективные технологические условия осуществления регулируемого вида деятельности определяют базовый уровень операционных расходов регулируемой организации.
5. Для определения эталонных значений операционных расходов базовые уровни операционных расходов регулируемой организации подлежат переводу в сопоставимый вид, в соответствии с Методикой нормализации базового уровня операционных расходов, утверждаемой Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой. Указанная методика в обязательном порядке учитывает социально-экономические и природно-климатические условия региона, в котором регулируемая организация осуществляет соответствующий регулируемый вид деятельности.
6. Определение эталонных значений операционных расходов осуществляется Федеральной антимонопольной службой с учетом положений настоящего документа и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
7. Определение включаемых в тарифы операционных расходов организации методом сравнения аналогов осуществляется органами регулирования в соответствии с настоящим документом и Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Методические указания).
III. Регулируемые виды деятельности
8. В целях применения метода сравнения аналогов регулируемые организации группируются по следующим регулируемым видам деятельности, по которым выделяются группы регулируемых организаций для расчета эталонных значений операционных расходов:
1) в сфере холодного водоснабжения:
а) холодное водоснабжение, в том числе подъем и очистка воды;
б) транспортировка воды, включая распределение воды;
2) в сфере водоотведения:
а) водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;
б) прием и транспортировка сточных вод;
3) в сфере теплоснабжения:
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, если цены (тарифы) на товары (работы, услуги) регулируемой организации подлежат регулированию в соответствии с законодательством о теплоснабжении;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт, если цены (тарифы) на товары (работы, услуги) регулируемой организации подлежат регулированию в соответствии с законодательством о теплоснабжении;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии, если цены (тарифы) на товары (работы, услуги) регулируемой организации подлежат регулированию в соответствии с законодательством о теплоснабжении;
г) передача тепловой энергии и теплоносителя;
д) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
4) в сфере электроэнергетики - передача электрической энергии по распределительным сетям;
5) в сфере газоснабжения - транспортировка газа по газораспределительным сетям.
IV. Состав исходных параметров и показателей для определения эталонного значения операционных расходов
9. Перечень технико-экономических параметров регулируемых организаций, характеризующих масштабы и физическое состояние объектов и систем коммунальной и энергетической инфраструктуры в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и электроэнергетики по каждому из указанных в пункте 8 настоящего документа регулируемых видов деятельности утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой в части компетенции ведомств.
10. Состав видов и статей операционных расходов, формирующих базовый уровень операционных расходов, определяется единым классификатором расходов по регулируемым видам деятельности, который утверждается Федеральной антимонопольной службой (далее - единый классификатор). Виды и статьи расходов, не включенные в единый классификатор, при определении базового уровня операционных расходов не учитываются.
V. Порядок определения эталонных значений операционных расходов
11. Базовый уровень операционных расходов рассчитывается Федеральной антимонопольной службой в соответствии с порядком, указанным в пункте 6 настоящего документа, с использованием системы ЕИАС для каждой регулируемой организации как сумма операционных расходов по всем статьям, учитываемым единым классификатором, на основе данных за 3-летний отчетный период:
представляемых регулируемыми организациями фактических данных о размере операционных расходов и полезном отпуске (объеме оказания услуг);
представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации данных об учтенных при утверждении тарифов размере операционных расходов и полезном отпуске (объеме оказания услуг).
12. Федеральная антимонопольная служба проводит сравнительный анализ базовых уровней операционных расходов регулируемых организаций путем их сопоставления с соответствующими объективными технологическими условиями осуществления регулируемого вида деятельности. Порядок проведения указанного анализа и использования его результатов для расчета эталонных значений операционных расходов определяется Правительством Российской Федерации.
13. Определение эталонных значений операционных расходов осуществляется с использованием электронных моделей, содержащих алгоритмы расчета показателей, соответствующие порядку расчета эталонных уровней операционных расходов, определяемому Правительством Российской Федерации.
14. Утвержденные Федеральной антимонопольной службой эталонные значения операционных расходов, определенные в соответствии с настоящим документом, подлежат публикации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в порядке, устанавливаемом Федеральной антимонопольной службой.
VI. Основные положения установления тарифов на основе метода сравнения аналогов
15. Органы регулирования устанавливают тарифы с применением метода сравнения аналогов в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в порядке, установленном методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - методические указания), с применением эталонных значений операционных расходов.
16. При установлении тарифов методом сравнения аналогов к эталонным значениям операционных расходов применяются коэффициенты учета региональных особенностей в порядке, установленном методическими указаниями.
17. Базовый уровень операционных расходов признается соответствующим значению операционных расходов, определенному методом сравнения аналогов, в случае, если базовый уровень операционных расходов не превышает значение операционных расходов, определенное методом сравнения аналогов, более чем на 10 процентов, а также в случае, если значение операционных расходов, определенное методом сравнения аналогов, не превышает базовый уровень операционных расходов более чем на 10 процентов.
18. В случае, если базовый уровень операционных расходов регулируемой организации с учетом пункта 17 настоящего документа не соответствует эталонному значению операционных расходов, тарифы устанавливаются в порядке, установленном Методическими указаниями. При этом срок, в течении которого обеспечивается переход на установление тарифов с применением метода сравнения аналогов без учета особенностей не может превышать 10 лет, с учетом требований к порядку установления долгосрочного периода регулирования, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
VII. Требования к информационному обеспечению
19. Юридически значимая регуляторная отчетность о показателях, указанных в пунктах 9 - 11 настоящего документа, представляется регулируемыми организациями и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов через систему ЕИАС.
20. Порядок представления, хранения и использования информации в системе ЕИАС, а также подтверждения юридической значимости такой информации определяется Федеральной антимонопольной службой.
21. Требование о раздельном учете расходов и подаче информации по каждому осуществляемому регулируемой организацией регулируемому виду деятельности должно соблюдаться независимо от наличия раздельного установления тарифов по каждому регулируемому виду деятельности.
22. В случае осуществления регулируемой организацией нескольких видов регулируемой деятельности и (или) предоставления услуг в нескольких технологически изолированных зонах теплоснабжения (для разных территориально обособленных совокупностей потребителей), базовый уровень операционных расходов и эталонное значение операционных расходов для таких регулируемых организаций определяется индивидуально по каждому регулируемому виду деятельности и зоне теплоснабжения.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.