Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления ответственности за склонение к потреблению, пропаганду незаконных потребления, оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, культивирования или оборота растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества)"
(подготовлен МВД России 27.12.2019 г.)
МВД России во исполнение пункта 13 поручения Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2019 г. N ЮТ-П16-9498, данного по абзацу третьему подпункта "л" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока 6 сентября 2019 года (далее - поручение Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N Пр-2196), разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления ответственности за склонение к потреблению, пропаганду незаконных потребления, оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, культивирования или оборота растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества)" (далее - законопроект).
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690, использование современных информационных и коммуникационных технологий для пропаганды наркотических средств или психотропных веществ (далее - наркотики) отнесено к основным факторам, оказывающими негативное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации.
Согласно указанной Стратегии формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем противодействия деятельности по пропаганде наркотиков является одной из задач, решение которых позволит достигнуть стратегической цели профилактики немедицинского потребления наркотиков.
В настоящее время законодательство Российской Федерации (статья 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", часть третья статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", статья 15.1 Федерального закона от 27 июня 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") содержит прямые запреты на распространение информации о способах, методах незаконных изготовления, хранения, переработки, производства, сбыта, пересылки или перевозки наркотиков или новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования, сбыта, перевозки или пересылки растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (далее - наркосодержащие растения).
Нарушение данных требований влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Анализ статистических данных, материалов по административным делам о пропаганде наркотиков, обращений граждан и организаций, мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей за последние годы показывает, что все больше противоправных деяний данной категории совершается с использованием сети "Интернет".
Действия, совершенные указанным способом, являются общественно опасными, поскольку охватывают многомилионную аудиторию, существенной частью которой являются несовершеннолетние, а также способствуют созданию устойчивого спроса на наркотики и ведут к расширению рынка сбыта запрещенных веществ.
В целях пропаганды потребления наркотиков и размещения сведений о местах их приобретения, способах потребления, а также вербовки распространителей злоумышленниками активно используются различные социальные сети, интернет-площадки популярных форумов, ресурсы крупных тематических сайтов, свободный доступ к которым имеет неограниченное число пользователей.
При этом технические возможности сети "Интернет", используемые для создания и распространения пронаркотической информации, позволяют с минимальными затратами достичь эффективности такой пропаганды (анонимность, быстрота передачи данных, трансрегиональный и трансграничный характер сетей, отсутствие непосредственного контакта субъектов распространения информации, одновременный охват широкой аудитории, простота сбора и обобщения информации, небольшие финансовые издержки).
Колоссальные темпы роста преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, подтверждаются сведениями из формы федерального статистического наблюдения "4-ЕГС" (494), согласно которым в 2018 году выявлено 18805 преступлений по статье 2281 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), совершенных с использованием указанных технологий, а за 10 месяцев 2019 года уже 20711 преступлений, что на 33.8 % превышает показатели за аналогичный период предыдущего года.
За десять месяцев 2019 года МВД России рассмотрено 34,9 тысяч обращений, по которым принято более 19 тысяч экспертных решений об ограничении доступа к интернет-ресурсам, распространяющим запрещенную информацию о наркотиках (за 2018 год рассмотрено свыше 35 тысяч обращений, по которым принято более 26,5 тысяч экспертных решений, за 2017 год рассмотрено свыше 47 тысяч электронных обращений, по которым принято более 20,5 тысяч экспертных решений о блокировке противоправного контента).
Помимо указанной блокировки ответственность за пропаганду наркотиков и наркосодержащих растений предусмотрена статьей 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В период с января по июнь 2019 года правоохранительными органами пресечено 115 административных правонарушений по статье 6.13 КоАП РФ, составлено 82 протокола (за 2018 год пресечено 348, составлено 235 протокола; 2017 год - 191 и 151 соответственно).
Сопоставления данных по количеству размещенной противоправной информации в сети "Интернет" с количеством дел об административных правонарушений в этой сфере свидетельствует о недостаточной эффективности применения указанного вида ответственности, поскольку для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирования, поиска виновных лиц, юридической квалификации и надлежащего процессуального оформления требуется проведение сложных компьютерно-технических, лингвистических и иных экспертиз, как правило, длительных по времени, что выходит за рамки сроков проведения административного расследования.
Выявление и расследование правонарушений, совершаемых посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей, как правило, представляют особую сложность и их эффективное раскрытие возможно путем проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, проведение которых допускается только по преступлениям, расследуемым в форме предварительного следствия (часть вторая статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
Данные обстоятельства требуют адекватного реагирования на возникающие угрозы и применения системного подхода к организации работы по противодействию пропаганды незаконных потребления и оборота наркотиков, а также культивирования и оборота растений и их частей, содержащих наркотики, что нашло свое отражение в поручении Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N Пр-2196.
Необходимо отметить, что одним из основных критериев разделения административной и уголовной ответственности является общественная опасность совершенного деяния.
Так, в статье 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. То есть указано, что общественная опасность является обязательным признаком деяния, признаваемого преступлением. Если же деяние, хотя формально и содержит признаки какого-либо преступления, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности, то оно не является преступлением.
Что касается административных правонарушений, то согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Таким образом, ключевым признаком деяния, признаваемого административным правонарушением, определена не общественная опасность, а противоправность.
В связи с изложенным в целях недопущения массового распространения информации, разъясняющей, обучающей действиям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, а также вызывающей интерес к участию в таком обороте либо положительное отношение к потреблению наркотиков, законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за пропаганду незаконных потребления, оборота наркотиков, культивирования или оборота наркосодержащих растений.
В целях обеспечения формирования единообразной правоприменительной практики для целей УК РФ под указанной пропагандой понимается распространение информации о местах, способах и методах незаконных приобретения, потребления, изготовления, хранения, переработки, производства, сбыта, пересылки или перевозки наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также культивирования, приобретения, хранения, сбыта, перевозки или пересылки растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Указанное определение закрепляется в примечании к проектируемой статье 2303 УК РФ и позволяет установить уголовный запрет на распространение информации о представляющих общественную опасность незаконных способах и методах потребления, незаконного оборота или культивирования наркотиков и наркосодержащих растений соответственно.
С учетом предлагаемого понятия пропаганды наркотиков, под действие указанной статьи УК РФ не будут подпадать случаи распространения информации об обороте и (или) потреблении предназначенных для использования в медицинских целях наркотиков, наркосодержащих растений, в целях осуществления профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, а также представления такой информации для нуждающихся по медицинским показаниям наркотиках граждан.
При этом иные виды противоправных действий в части незаконной пропаганды наркотиков, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, предлагается выделить в качестве самостоятельных административных деликтов отдельной частью в статье 6.13 КоАП РФ, предусмотрев повышенную административную ответственность, в том числе и для юридических лиц.
Указанные корреспондирующие изменения предлагается внести в КоАП РФ соответствующим законопроектом.
Кроме того, часть вторую статьи 230 УК РФ предлагается дополнить таким квалифицирующим признаком, как склонение к потреблению наркотиков с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), установив повышенную уголовную ответственность.
Одновременно законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части определения подсудности и подследственности преступления, предусмотренного проектной статьей 2303 УК РФ.
Таким образом наряду с блокировкой запрещенного контента, усилением административной ответственности за противоправные действия, совершенные в информационно-телекоммуникационных сетях, предлагается дополнительный механизм поиска признаков общественно опасных действий и выявления лиц, причастных к ним, связанный с установлением уголовной ответственности за такие действия и возможностью проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.
Реализация предлагаемого законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ГУНК МВД России |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.