Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 15 ноября по 5 декабря 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/11-19/00097110).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в период с 19 декабря по 24 декабря 2019 года. В ходе публичных консультаций позиции бизнес-сообщества не поступали.
Проект постановления вносит изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Перечень N 982), в части включения кабелей волоконно-оптических в перечень разделов продукции, подлежащей обязательной сертификации.
В отношении предлагаемого регулирования следует отметить следующее.
1. В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета основанием для разработки проекта акта является поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова от 5 ноября 2019 г. N МА-П9-9572 (далее - Поручение). Однако Поручение не содержит требования о разработке проекта акта в обязательном порядке.
Таким образом, предлагаемое регулирование не в полной мере соответствует Поручению.
Кроме того, предлагаемое регулирование должно основываться на анализе правоприменительной практики реализации волоконно-оптических кабелей в Российской Федерации. Однако в соответствии с пояснительной запиской, представленной разработчиком, анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не проводился.
Вместе с тем разработчиком в качестве проблемы, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, указано на отсутствие обязательных требований к кабелям волоконно-оптическим. При этом негативным эффектом в связи с отсутствием указанных требований отмечается негативное влияние на жизнь и здоровье человека, а также на окружающую среду. Учитывая отсутствие анализа статистических данных и материалов правоприменительной практики реализации предлагаемых требований, а также данных, подтверждающих причины негативного влияния на жизнь, здоровье человека и окружающую среду в части оптоволокна, представленные материалы не позволяют сделать вывод о необходимости предлагаемого регулирования.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3.4.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290, формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
Отдельно следует отметить, что обязательная оценка соответствия, особенно в форме сертификации, сопряжена с существенными временными и материальными издержками. В этой связи при целеполагании следует соотносить возможные выгоды от предлагаемого регулирования с планируемыми затратами на его реализацию.
2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее соответственно - Договор, Союз) технические регламенты Союза и национальные обязательные требования могут устанавливаться только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) единый перечень. Соответствующий единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 (далее - Единый перечень). При этом государства - члены Союза не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень (абзац шестой пункта 1 статьи 52 Договора).
Следует отметить, что в настоящее время в Едином перечне такая категория, как оптическое волокно отсутствует.
В связи с этим включение оптического волокна в Перечень N 982 может быть квалифицировано Комиссией в качестве барьера, нарушающего вышеуказанные положения Договора, а также функционирование внутреннего рынка в рамках Союза, и, соответственно, включено Комиссией в Перечень препятствий на внутреннем рынке Союза в сфере технического регулирования, опубликованный на официальном сайте Комиссии.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, не обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.