Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" по вопросам допуска к управлению транспортными средствами" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения МВД России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 6 сентября по 3 октября 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта приказа размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=94694.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не содержит риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В качестве проблемы в пунктах 1.4 и 3.4 сводного отчета разработчиком в том числе указана тенденция роста показателей аварийности по вине водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки.
В качестве оснований в пункте 1.5 сводного отчета разработчиком указано, что разработка проекта акта предусмотрена пунктом 17.4.1 Плана мероприятий по реализации федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 13 февраля 2019 г. N 1 (приложение N 1 к паспорту федерального проекта "Безопасность дорожного движения") (далее - План мероприятий).
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
Как указано разработчиком в пояснительной записке, проектом акта предусматривается осуществление допуска водителей к управлению транспортными средствами категорий "С" и "D" и подкатегории "D1" только при наличии стажа управления транспортными средствами других категорий. Также предусматривается увеличение минимального возраста для получения права управления транспортными средствами категории "D" с 21 года до 24 лет, категории "С" - с 18 лет до 21 года.
Применение указанных ограничений обосновывается разработчиком анализом международного опыта допуска граждан к управлению транспортными средствами различных категорий, а также статистикой совершения дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации.
Концептуально поддерживая меры, направленные на снижение авариной ситуации на дорогах, необходимо отметить следующее.
По экспертным оценкам, в Российской Федерации в настоящее время наблюдается дефицит водителей транспортных средств. Ранее субъектами предпринимательской деятельности была представлена информация, что, например, в сфере городского и пригородного транспорта общего пользования общая нехватка водителей оценивается по предприятиям от 12 % до 29 % от нормативного численного состава водителей. По данным общероссийской базы данных "Работа в России", на 91 тыс. вакансий водителей приходится порядка 49 тыс. претендентов, из них 24 тыс. - водители транспортных средств категории "C" и "D", то есть потребность в водителях транспортных средств может составлять до 47 %.
Проектируемые разработчиком изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" могут привести к сокращению предложения на рынке труда водителей.
Во-первых, увеличение возраста для получения права управления транспортными средствами категорий "С" и "D" с учетом ежегодного выбытия водителей по достижению пенсионного возраста при прочих равных условиях приведет к снижению количества вакансий водителей указанных категорий и сокращению общего числа водителей в первые 3-4 года. Также следует отметить, что данная мера не предусмотрена Планом мероприятий.
Во-вторых, необходимость получения права управления транспортными средствами иных категорий до получения права управления транспортными средствами категорий "С" и "D" приведет к необходимости прохождения кандидатом в водители транспортных средств категорий "С" и "D" нескольких программ профессионального обучения. Таким образом, кандидат в водители будет вынужден дважды пройти подготовку к управлению транспортным средством и понести соответствующие издержки.
Необходимо отметить, что на основании представленных разработчиком данных о дорожно-транспортных происшествиях невозможно сделать вывод о необходимости увеличения минимального возраста для получения права управления транспортными средствами.
При этом, в целом, данные МВД России о дорожно-транспортных происшествиях свидетельствуют о том, что по вине водителей транспортных средств в возрасте с 18 до 25 лет за январь-октябрь 2019 г. произошло 16 043 происшествий, то есть 13,5 % происшествий от общего количества произошедших дорожно-транспортных происшествий за указанный период, составляющего 118 950 единиц. При этом наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий произошло по вине водителей в возрасте с 30 до 40 лет - 27,4 %.*(1)
В отсутствие статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях по вине водителей транспортных средств категорий "С" и "D" с детализацией по возрасту не представляется возможным сделать однозначный вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
При этом рекомендуем разработчику проработать альтернативные варианты достижения цели по снижению количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе предусмотренные пунктами 17.4.2 и 17.9.1 Плана мероприятий.
Например, ранее разработчиком совместно с иными федеральными органами исполнительной власти проводилась работа по повышению качества подготовки кандидатов в водители, заключающаяся в актуализации требований к образовательным организациям, изменении программ профессионального обучения, изменении правил приема экзаменов на право управления транспортными средствами.
В результате проведенной работы, по данным МВД России, по итогам 2018 года по сравнению с 2014 годом количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей со стажем управления до 2 лет снизилось на 59,4 %, погибших в них людей - на 69,4 %, раненых - на 58,4 %*(2).
Кроме того, Минтрансом России в настоящее время разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности", предусматривающий разделение требований по допуску к управлению транспортными средствами к водителям, планирующим осуществление трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, и не планирующим осуществление такой деятельности.
Как указывается Минтрансом России, указанный проект федерального закона приведет к увеличению программ подготовки водителей транспортных средств, планирующих осуществление коммерческих перевозок пассажиров и грузов и перевозок для нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с одновременным исключением из программ подготовки водителей, не планирующих осуществление коммерческих перевозок, тем, не применяющихся водителями на практике. Указанные изменения позволят повысить качество подготовки в первую очередь водителей транспортных средств категорий "С" и "D".
Кроме того, разработчиком при этом не проведены анализ вышеописанных изменений в законодательство Российской Федерации и учет влияния указанных изменений на показатели безопасности дорожного движения в Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Показатели состояния безопасности дорожного движения. Официальный сайт Госавтоинспекции stat.gibdd.ru
*(2) Письмо МВД России от 11 декабря 2019 г. N 1/14182.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.