Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403"
(подготовлен Минстроем России 14.01.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403" разработан в целях достижения результатов реализации Национального проекта "Жилье и городская среда", приведения исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403 (далее - Исчерпывающий перечень), в соответствие с изменениями действующего законодательства, а также в целях оптимизации процедур в сфере жилищного строительства.
В настоящее время Исчерпывающий перечень не содержит ряд процедур, предусмотренных действующим законодательством, при этом в перечень включены "подпроцедуры", которые являются составными частями одной процедуры, а также дублирующие процедуры. Некоторые процедуры разделены на несколько процедур в зависимости от категории участника процедуры (получателя услуги). В связи с этим Исчерпывающий перечень предлагается утвердить в новой редакции со следующими изменениями:
1. В целях оптимизации процедур подраздела 1 раздела I Исчерпывающего перечня (процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство) проектом постановления предлагается:
- включить в перечень процедуры, имеющие результат - предоставление земельного участка по результатам аукциона, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации или Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо без проведения торгов, предусмотрев следующие процедуры:
"1. Предоставление в собственность или аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства по результатам аукциона, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации или Градостроительным кодексом Российской Федерации (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).",
"7. Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, без проведения торгов (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).";
- исключить процедуры NN 3, 6, 7, 12, 13, 14, 16, 17, являющиеся "подпроцедурами" вышеуказанных предлагаемых проектом постановления процедур N 1 и N 7;
- дополнить процедурой "6. Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)." на основании статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ);
- исключить процедуры:
"135. Принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим 3 и более детей.",
"136. Принятие решения о бесплатном предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации" на основании следующего.
Возможность предоставления гражданам, относящимся к указанным категориям, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях и в порядке, определенных региональным законодательством, предусмотрена подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ. Согласно статье 39.19 ЗК РФ если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Учитывая, что процедуры NN 135, 136 предусмотрены федеральным законом, а также то, что проектом постановления предлагается ввести процедуру "7. Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, без проведения торгов." без указания субъекта, которому предоставляется земельный участок, процедуры NN 135, 136 подлежат исключению из Исчерпывающего перечня.
- дополнить в соответствии с главой V.6 ЗК РФ, регулирующей использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, учитывая письмо ФАС России от 08.02.2019 N РП/8634/19, следующими процедурами:
"8. Выдача разрешения на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).",
"9. Принятие решения о размещении на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, перечень видов которых установлен Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (применяется в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации)";
- дополнить в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" процедурой "12. Заключение соглашения с уполномоченным органом об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.";
- дополнить в соответствии с главой V.4 ЗК РФ, регулирующей перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, процедурой "13. Заключение соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).";
- внести изменения в процедуру "22. Государственная регистрация права собственности на земельный участок или договора аренды земельного участка (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)." в связи с введением процедур "7. Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, без проведения торгов.", "12. Заключение соглашения с уполномоченным органом об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.", изложив ее в следующей редакции:
"16. Государственная регистрация права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, сервитута (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).";
- привести в соответствие с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" процедуру "25. Предоставление согласования проектирования и строительства объектов в пределах приаэродромной территории (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).", изложив ее в следующей редакции:
"33. Предоставление согласования размещения объектов в границах приаэродромных территорий (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)",
и перенести из подраздела 1 раздела I Исчерпывающего перечня в подраздел 2 раздела I как процедуру, связанную с архитектурно-строительным проектированием, а не с предоставлением прав на земельный участок;
- внести юридико-техническую правку в наименование процедуры "27. Предоставление градостроительного плана земельного участка.", заменив слово "Предоставление" словом "Выдача" на основании статьи 57.3 ГрК РФ. Кроме того, учитывая, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, проектом постановления предлагается процедуру предоставления градостроительного плана земельного участка перенести из подраздела 1 раздела I Исчерпывающего перечня в подраздел 2 раздела I.
2. В подразделе 2 раздела I Исчерпывающего перечня (процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием) проектом постановления предлагается:
- исключить процедуры "28. Предоставление топографической карты земельного участка в масштабе 1:500 с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)." и "29. Предоставление топографической карты земельного участка в масштабе 1:2000 с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)." на основании следующего.
В соответствии с пунктом 15 статьи 1 ГрК РФ под инженерными изысканиями понимается изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования. Порядок организации и выполнения инженерных изысканий установлен СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96, согласно пункту 5.2.3 которого целью инженерно-геодезических изысканий является получение актуальных инженерно-топографических планов, планов (схем) существующих подземных и надземных инженерных сооружений с их техническими характеристиками, фондовых материалов (топографических карт, данных дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), включая аэро- и космоснимки, ортофотопланы) в графической и/или цифровой форме представления информации, необходимых для обоснования выбора мест размещения проектируемых объектов производственного или непроизводственного назначения, прохождения проектируемых трасс линейных объектов. Поскольку подготовка топографических карт является результатом работ по инженерным изысканиям, а процедура по предоставлению результатов инженерных изысканий уже содержится в Исчерпывающем перечне (N 49), проектом постановления предлагается исключить процедуры NN 28, 29.
- исключить процедуру "49(1). Предоставление согласования специальных технических условий с МЧС России (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)." как являющуюся разновидностью процедуры "48. Предоставление согласования специальных технических условий для подготовки проектной документации (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).";
- исключить процедуру "50. Предоставление согласования отступления от условий подключения к системе теплоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)." в связи с тем, что в соответствии с пунктом 37 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" согласование отступления от условий подключения к системе теплоснабжения осуществляется путем внесения изменений в договор о подключении. Указанным постановлением Правительства предусмотрены и иные случаи изменения договора о подключении (подпункт "г" пункта 43, подпункт "в" пункта 46 предусматривают внесение изменений в договор в случае внесения изменений в проектную документацию), при этом такие случаи не выделены в отдельные процедуры Исчерпывающего перечня.
3. В подразделе 3 раздела I Исчерпывающего перечня проектом постановления предлагается:
- внести юридико-техническую правку в процедуру "59. Предоставление разрешения на строительство.", заменив слово "Предоставление" словом "Выдача" на основании статьи 51 ГрК РФ.
4. В подразделе 4 раздела I Исчерпывающего перечня проектом постановления предлагается:
- процедуру "83. Уведомление о проведении сетевой организацией осмотра (обследования) электроустановок (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)." изложить в следующей редакции:
"54. Направление уведомления в органы федерального государственного энергонадзора о готовности на ввод в эксплуатацию объекта (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)" в целях приведения в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 N 542 "Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации по вопросам составления документов о технологическом присоединении к электрическим сетям", изменившим пункты 18.1-18.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
- исключить процедуры NN 88, 95, 101, 107, 112, 123, 124 на основании следующего. В соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Таким образом, застройщик не вправе заключать договоры энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающими организациями, иные договоры для управления многоквартирным домом. Вместо вышеуказанных процедур NN 88, 95, 101, 107, 112, 123, 124 предлагается включить процедуру:
"68. Заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.",
а в наименование подраздела 4 раздела I Исчерпывающего перечня внести соответствующую юридико-техническую правку, исключив слова ", заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения";
- в процедуру "126. Предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации)" внести изменения в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ, заменив слово "Предоставление" словом "Выдача" и исключив слова "технических регламентов и";
- в процедуру "127. Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" внести юридико-техническую правку, заменив слово "Предоставление" словом "Выдача" на основании статьи 55 ГрК РФ.
Проект постановления не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом постановления, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Положения проекта постановления соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.